Статья на тему Формирование коммуникативной компетенции учащихся и использование коммуникативных технологий на уроках английского языка в средней школе.


Формирование коммуникативной компетенции учащихся и использование коммуникативных технологий на уроках английского языка в средней школе.
Основная задача преподавания иностранных языков в России в настоящее время — это обучение языку как реальному и полноценному средству общения. А это предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка; толерантность; готовность к общению и сотрудничеству с людьми в иноязычной культурной среде; речевой и социокультурный такт и вежливость; умение строить диалог и идти на разумный компромисс.
Как известно, целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Е. И. Пассов дает определение термина “иноязычная культура” как неотъемлемого компонента содержания обучения. Под иноязычной культурой мы понимаем все то, что способен принести учащимся процесс овладения ИЯ в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. [9, с. 37]
Новое время, новые условия потребовали немедленного и коренного пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов преподавания иностранных языков. Эти новые условия — «открытие» России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, безумные скачки политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, изменение отношений между русскими и иностранцами, абсолютно новые цели общения — все это не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.
Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам
Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их  в  реальной жизни;
развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету
воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать       культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.
В своей работе большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать каждым своим уроком. Недаром великий Франклин, несколько перефразируя китайскую пословицу, сказал: “Tell me- and I’ll forget, Show me and I’ll remember, Involve me and I’ll understand” [12]
Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют
такие факторы, как:
    * доброжелательная обстановка на уроке;
    * положительный эмоциональный климат;
    * доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
В своей работе использую разнообразные формы урока:
урок – путешествие;
урок – отчет; общественный смотр знаний по предмету;
урок – соревнование;
урок – творчества;
урок – экскурсия.
Повышению мотивации служат и применяемые мною инновационные технологии:
технология обучения в сотрудничестве,
игровые и командно-игровые методы в рамках технологии в сотрудничестве,
проектная технология,
использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке,
здоровьесберегающие технологии и другие.
Сегодня я остановлюсь на некоторых технологиях.
Технология обучения в сотрудничестве помогает создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и
спехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.
Я использую 1 вариант (обучение в команде).
Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Этот вариант сводится к трем основным принципам:
а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».
Обучение в команде имеет несколько разновидностей:
1. Организация обучения в сотрудничестве  в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.
2. Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что ученики 1 уровня, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
3. Третья разновидность совместной групповой работы - это индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и плану уроков, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Так как учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися и его помощи.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1.      Подготовка к выполнению группового задания.
постановка познавательной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактических материалов группам.
2.      Групповая работа.
знакомство с материалами, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
подведение итогов группового задания.
3.      Заключение.
сообщение о результатах работы в группах;
анализ познавательной задачи, рефлексия;
общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:
награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);
равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).
2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»
Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания.
Известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» в данном случае очень популярно. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся выступает на одно из важных мест, наравне с организацией, условия и методики работы над заданием.
Основные идеи, присущие всем описанным вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов группы друг другу.
Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков.
Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? И с чего начинать обучение в сотрудничестве?
Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.
Так, например, при изучении грамматического времени Present Perfectя предлагаю учащимся заполнить таблицу с графами: случаи употребления, форма данного времени, «указательные слова».Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.В каждой команде есть эксперты, которые встречаются, советуются, а затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изученной теме. После такой работы ребята выполняют тест. Результаты суммирую и выставляю оценку группе.
Test1. Какое предложение вы будете переводить в Present Perfect?А) Я только что позавтракал.Б) Я пришел домой в 6 часов.
2. Какие наречия и обстоятельства времени являются «указательными словами» в Present Perfect?a) usuallyb) yetc) nowd) alreadye) yesterdayf) justg) by 2 o’clockh) since Friday3. Составьте предложения:1. the problem, already, to solve, we.2. since, I, not to see, you, you, to leave, for, Moscow.3. they, from, yet, not to come, the South.
Работа с новой лексикой
Класс делится на три подгруппы.
Сначала лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах: учащиеся получают карточки с заданием перевести слова.В карточке обязательно даётся ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают в парах. После этого учащиеся объединяются в четвёрки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слова, остальные пишут, а затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово несколько раз для запоминания. В конце даётся письменное задание. Оно выполняется «по цепочке».
Примеры заданий для работы в группах над лексическим материалом по теме: “Weather” (8 класс)
1. New words. (Лексика вводится фронтально).
Weather, seasons, sun, shine, clouds, snow, rain, icy, windy, wet, humid.
2. Работа в парах.
А). Ведущий сначала произносит фразу по-английски; партнёр повторяет её и переводит на русский язык.The weather is fine and warm.The wind is blowing.The sky is blue and cloudy.It snows in winter.
Б). Ведущий произносит русское предложение; партнёр переводит его на английский язык письменно, затем проговаривает вслух.Какое славное утро! Осень. Тепло. Но пора идти в щколу.«Какая сегодня погода?» — «Ужасная».Это правда! В Англии действительно прохладно летом? Это интересно.
3. Spelling (диктует капитан команды)Cloudy and wet, windy and snowy, cold but sunny, hot and cloudy.
4. Контрольное задание (по цепочке).Летом солнце светит ярко.Погода сегодня тёплая.Зима — холодное время года.Осенью часто дует ветер.Сейчас идёт сильный снег.
Использование современной технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках английского языка способствует активному усвоению языкового материала в процессе обучения.
[links&resources]
Игровой метод в обучении иностранному языку.
Применяя разнообразные формы и методы обучения в своей практике на основании изученной литературы по педагогике и психологии, поняла, что в искусственной языковой среде при обучении иностранному языку не обойтись без игрового метода. Он успешно применяется в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы, как элемент какого-то другого метода, а также в качестве целого урока или его части. Фонетические навыки отрабатываются в скороговорках, коротких тематических рифмовках. Применение игр (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) позволяет сделать скучную работу более интересной и увлекательной для учащихся. Самостоятельность в решении речемыслительных задач при индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков- все эти характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результатах обучения. Основными функциями игровой деятельности в процессе обучения являются:обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая и развивающая. Для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения использует метод ролевого общения.Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий характеров. (слайд с ролевой игрой «У врача»)
Проектная технология с использованием ИКТ и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т.д.
Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.ИКТ   способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, повышают интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в   яркой,   интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыкивинтерактивнойдеятельности. Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Да, бумажная наглядность всё более уходит в прошлое. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них.
В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью информационно – коммуникационных технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
 Как уже было сказано, основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Итак, применение компьютера на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При  обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Следует отметить положительное влияние информатизации в части экономии времени на уроке при объяснении нового материала и повышения качества его подачи за счет мультисенсорных ощущений, повышение мотивации при работе с компьютером на уроке.
Практически 75% уроков я провожу с использованием ИКТ.
У учащихся старших классов, как правило, сформировано положительное отношение к предмету, они владеют базовым уровнем общения на английском языке, у большинства высокая учебная мотивация. В области ИКТ им доступны возможности ПК в решении практических задач, связанных с обработкой информации; они способны применять персональный компьютер в реальных жизненных ситуациях. Проведение урока с использованием компьютера позволяет мне сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Со временем сложилась поэтапная система применения ИКТ на уроках.
1 этап: Применение ИКТ при формировании лексических и грамматических навыков.

На этапе формирования грамматических и лексических навыков ПК может выступать в качестве терпеливого репетитора, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого.
Учащимся предлагаются задания типа:You are supposed to speak about Russian culture in one of British schools. ( Вам предлагается поговорить о российской культуре в одной из англо-говорящих стран). Prepare a report on your favorite painter. (Подготовьте рассказ о своем любимом художнике). Именно на этом этапе целесообразно применение ресурсов сети Internet. Работа над докладом включает 5 шагов:
поиск информации;
сохранение информации;
комбинирование информации;
редактирование информации;
печать.
Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com, представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании.

Выбрав мышкой нужное слово,  учащиеся смогут узнать всё многообразие его значений и оттенков и проследить нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.
2 этап: Использование ИКТ при совершенствование речевых навыков.

На данном этапе использую мультимедийные программы в качестве дополнительных средств обучения, например: «Профессор Хиггинс» , «Мост к английскому», «Окно в Британию» и другие. Данное направление широко распространенно в сфере обучения иностранным языкам. Материал данных «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Однако, проанализировав те материалы, которые сегодня широко представлены в сети розничной торговли, поставляются и активно приобретаются школами, я пришла к выводу, что большая их часть оказывается неэффективной, поскольку все виды упражнений сводятся лишь к выбору правильного ответа и заполнению пропусков. Еще одним важным недостатком таких программ, на мой взгляд, является отсутствие возможности изменить содержание программы с учетом уровня знаний учащихся. В связи с этим полагаю, что полноценное и систематическое использование компьютерных обучающих программы не представляется возможным, и использую их лишь как дополнение к материалу УМК на этапе тренировки лексико-грамматического материала, а также с целью совершенствования навыков аудирования и чтения.
С этой целью мне нравится сайт http://www.videojug.com/ , а именно http://www.videojug.com/interview/historys-great-inventions-2, где говорится об истории великих открытий и изобретений.

А также очень познавательный и посильный для детей сайт http://www.ideafinder.com/home.htm

Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники, ведь очень часто эти страницы затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, страхов, одиночества и т.п., на которые каждый из обратившихся, например, в Интернет-форум может получить ответ или совет. Так, например, сайт www.teenadvice.org хорош для работы в группах по теме “Проблемы молодёжи” или “Что формирует личность и характер” тем, что не выглядит слишком уж менторским и поучительным, так как авторами его являются именно подростки, и в то же время позволяет вызвать учеников на откровенный и результативный диалог, активизировать важный блок лексики по темам “Характер”, “Общение”, “Чувства”.
Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала  можно  прослушать и концерт интересующего  исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com или www.oscar.com)

этап: Использование ИКТ на этапе тренировки и контроля усвоения грамматического материала.

Тестирование учащихся позволяет сделать сравнительный анализ уровня их подготовленности и объективно оценить их знания. Компьютерное тестирование становится реальностью при возможности заниматься в компьютерном классе, и развитии компьютерных навыков учащихся 5-11 классов.
Таким образом, использование ИКТ в обучении школьников
направлено на достижение целей изучения иностранного языка;
делает компьютер средством обучения и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
обеспечивает развитие навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности;
способствует применению знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на уроках информатики, таким образом идет установление межпредметных связей.
Проектная технология на уроке английского языка.
Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основными целями проектной технологии являются:1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса; 2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику; 3)продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.
Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е. определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Анализируя применение метода проектов в современной школе, я считаю, что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая. Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры. Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя. Использую в работе разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико-ориентированные и др. 
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (повторюсь, что автор настоящей дипломной работы – учитель по двум разным предметам – русскому и английскому языкам и поэтому зачастую проекты, предлагаемые детям лежат «на стыке» двух предметов).Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.
На последнем этапе усвоения речевого материала - этапе развития умения большое место отводится самостоятельной работе над учебным материалом. Именно на этом этапе эффективно применение информационно- коммуникативной технологии обучения английскому языку.
По мере усвоения речевого материала идет работа над проектом по теме, которая начинается на этапе формирования навыков и завершается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой.
Проектная технология широко применяется на уроках английского языка в старших классах, она направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы.
Проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа над проектом проходит по схеме « класс – мир- класс». Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения созданием презентации проекта и его защитой. Работа состоит из следующих шагов:
Определение темы.
Определение конечного результата.
3) Обсуждение и составление плана проекта.
4) * Сбор информации.
5) * Обработка информации.
6) * Оформление проекта.
7) * Презентация проекта.
8) Оценка проекта.
(Символом * помечены шаги, где возможно применение информационно-коммуникационных технологий.)
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными. Главными результатами применения метода проектов выступают:
Сформированность у учащихся умений:
Планировать и реализовывать план деятельности.
Анализировать результаты своей деятельности.
Самостоятельно поставить в новой ситуации отдельные задачи самообразовательной деятельности.
Частично самостоятельно осуществлять поиск проблемы и ее решения.
Выступать с защитой проекта.
Приобретение новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
3. Проявление творчества, инициативы.
4. Повышение учебной мотивации в том числе – на сотрудничество со своими одноклассниками.
В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. Проектная технология развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.
Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личный опыт учащихся, а значит — повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.
Сама подготовка может строиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена итоговому результату . В ином случае учащимся предлагается проект лишь после ознакомления с темой. Учителя, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учеников. Работа может быть организована по разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными консультациями. Степень координации варьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.
Также интерес представляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэксперементировать.
Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами, позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые и творческие проекты. Однако, на наш взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты)) [2]. Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.
Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по английскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
Заключение.Таким образом, комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий выпускник.
Литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., Просвещение, 2011
Биболетова М.З. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием/ Enjoy English для 2-11 классов общеобраз.учрежд. – Обнинск: Титул, 2010. – с.5.
Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “EnjoyEnglish” для средней школы // Иностранные языки в школе. – 1999. -  №3. – С. 3-4.
Бухарина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4. – С. 7-8.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1990.- 120 с
6. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005.http://festival.1september.ru/articles/415914/.
7. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.
8. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005.http://festival.1september.ru/articles/213950/.
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., Просвещение, 1991, - 222 с.
10. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.
11. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе,  2005. - №4 - С. 6-11
12. http://www.wisdomword.info/benjamin-franklin/)13. www.thinkmap.com14. http://festival.1september.ru/articles/600326/15. http://sbiblio.com/biblio/archive/ter_jasik/00.aspx16. http://www.ideafinder.com/home.htm