Урок для 5-го класса Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель
Урок для 5-го класса "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель"
Тема урока: "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель"
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательные: формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные по характеру;
учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
учить насыщать кисть краской, набирая её на одну сторону кисти; или используя прием набора двух красок ( с одной стороны белила, с другой – кобальт);
развивающие: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель);
воспитательные: воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Оборудование урока.
Для учителя: компьютер, художественные материалы, учебные пособия и таблицы; готовые изделия, посуда из разных материалов.
Для учащихся: гуашевые краски, кисти ( мелкие и крупные), белая бумага, палитра, баночка для воды, тряпочка.
Зрительный ряд:: Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.
Структура урока:
1. Организационная часть.1 минута
2. Проверка домашнего задания.3минуты
3. Постановка целей и задач урока.2 минуты.
4. Объяснение нового материала.10 минут.
5. Закрепление нового материала.20 минут
6. Итоги урока. Мини-выставка и краткий анализ. Задание на дом.2 минуты.
7. Окончание урока.2 минуты.
Схема оформления доски:
1.Тема урока.
2. пед. рисунок.
3. Наглядное пособие 4.
№ Этапы уроков Время Содержание урока Планируемые действия учеников
1 Орг. момент 0,5
2 Установочная беседа по теме урока Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, – майолика.Фаянсовая посуда – из белой глины.А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.
2 Изучение нового материала:Знакомство с особенностью гжельской росписи. Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью.И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.За что гжель нравится всем? Чем она отличается?Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!Самый излюбленный узор – гжельская роза.Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся-не-облейся»), блюда, тарелки и др.Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
3 Просмотр слайдов 5 .
4 Актуализация знаний На доске мелом или кистью на тонированной бумаге показываю несколько набросков посуды, готовые таблицы и приемы комбинаторики из заготовок разных силуэтов. Придумайте форму одного предмета. А теперь сами придумайте сервиз из 2-3 предметов (сделайте маленькие подмалевки белой краской).Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному.Такой же эффект можно получить, если на палитре рядом будут лежать синяя и белая краски, а кисточка возьмет на одну свою сторону белила, а на другую – синюю краску ( показываю переход оттенков при выполнении мазка).Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом.
5 Практическая работа На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы и мазков, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками.
6 Физминутка Выполните упражнения: Исходное положение – стоя, ноги вместе.Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.Упражнения повторите 8-10 раз.Исходное положение – стоя, ноги вместе.Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.
7 Работа по заданному алгоритму Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.
8 Подведение итогов. Выставка работ учащихся. .Ребята, скажите, пожалуйста, что такое промысел?
О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках?
Давайте найдем самые интересные по форме предметы.
– Какие работы вам больше понравились? Почему?– В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись и роза? Какая?– Кому по душе нежный рисунок? Почему? Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение
О Гжели, Хохломе, Городце, народных игрушка.
Мне запомнились бочата из Хохломы, потому что на них очень красивая роспись «кудрина» с ягодами ежевики и крыжовника.
А мне очень понравилось гжельское блюдо с изображением русского города, он написан голубой краской по белому фону
9 Домашнее задание Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).
Урок для 5-го класса "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель"
Тема урока: "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель"
Тип урока: комбинированный
Вид занятия:
Цели урока:
образовательные: познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды;
развивающие: развивать художественный вкус; познакомить с художественными промыслами России - Городца, Хохломы, Гжели;
формировать понятия об орнаменте и его элементах;
воспитательные: воспитывать аккуратность.
Оборудование урока.
Для учителя: учебные пособия и таблицы; посуда из разных материалов.
Для учащихся: гуашевые краски, кисти ( мелкие и крупные), клей ПВА, белая бумага, палитра, ножницы, баночка для воды, тряпочка.
Зрительный ряд:
Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – Дорожин Ю.Г.
Демонстрационный материал.
Фотографии. Готовая посуда.
Структура урока:
1. Организационная часть.1 минута
2. Проверка домашнего задания.3минуты
3. Постановка целей и задач урока.2 минуты.
4. Объяснение нового материала.10 минут.
5. Закрепление нового материала.20 минут
6. Итоги урока. Мини-выставка и краткий анализ. Задание на дом.2 минуты.
7. Окончание урока.2 минуты.
Схема оформления доски:
1.Тема урока.
2. пед. рисунок.
3. Наглядное пособие 4. дет. рисунки
Содержание урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Учитель: Ребятам предлагается рассмотреть различные примеры посуды, обратив внимание не только на ее красивый декор, но и на ее форму и силуэт. Необходимо обратить внимание на зависимость формы, а также декор, из которого сделана посуда (фарфор, дерево, стекло, металл).
В создании посуды большую роль играет художник; он конструирует, украшает её, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Посуда бывает повседневной, праздничной, детской или взрослой. Праздничная посуда – тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Повседневная посуда - проще по форме и менее украшена, но более прочная. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором посуды может быть ручная роспись или переводные картинки.
Кроме этих видов посуды до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом, - Хохлома ( дерево), Жостово ( железо), Гжель ( глина), Городец (дерево). Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий.
III. Практическая работа.
“Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.
Рассмотрите посуду с необычной формой и узорами: цветами, птицами и городами.
- Какая цветовая палитра на сосудах? (Синий цвет)- Как меняется мазок цветка? (Постоянный переход от светлого к темному.)- Какие линии дополняет цветок? (тонкие линии: прямые, волнистые, спиральные, округлые)
Справка. Недалеко от Москвы в селе Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды. Прославилась село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами и городами. Назвали такую роспись по названию села – Гжель. Расписывается посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становится синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Посуда Гжели разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники. Расписывают все части предмета. Ручку и носик украшают ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. Мазки кладутся широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок - пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая.
Практическая работа.
Задание: На отдельном альбомном листке получить различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Повторить элементы Гжельской росписи.
<Рисунок2>
<Рисунок3>
<Рисунок4>
<Рисунок5>
<Рисунок6>
Обвести и вырезать детали (развёртки) чайника и чашки. Самостоятельно сконструировать посуду.
<Рисунок 1>
<Рисунок7>
<Рисунок8>
<Рисунок9>
<Рисунок10>
Последовательность работы:
Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
В такой же последовательности сконструировать чашку.
Распиши сервиз по мотивам Гжельского узора.
IV. Итог урока.
Оформление выставки, просмотр выполненных работ. Отметить лучшие. Уборка рабочего места.
Домашнее задание.
Посмотреть, что еще в доме расписано художниками.