Конспект урока Поэзия Марины Цветаевой
Конспект урока по литературе
Технология развития критического мышления
Учитель Давиденко Лилия Витальевна, учитель русского языка и литературы ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа №5» с. Успенское Одинцовского района Московской области
Тема урока: «Любовь в лирике Марины Цветаевой».
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой М. Цветаевой;
исследовать тему любви как важнейшую в творчестве Цветаевой;
проанализировать стихотворения.
Развивающие:
развитие интереса к личности и творчеству М. Цветаевой;
развивать навыки выразительного чтения произведений поэта; развивать навыки анализа поэтического текста;
совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.
Воспитательные:
Создать атмосферу открытости и доброжелательности в общении.
Вызвать эстетическое удовлетворение от соприкосновения с миром поэзии .
Оборудование:
портрет, фотографии М Цветаевой, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа
Ход урока.
1 стадия урока . Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе.
2 стадия урока. Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целеполагание
Кластер. Составление ассоциативного ряда к слову Любовь (на доске или на плакате).
Сегодня, читая стихотворения Цветаевой о любви, будем искать ответ на вопрос: «В чем своеобразие любви у Цветаевой?». Выписывая ключевые слова по теме, в конце урока попытаемся вывести формулу цветаевской любви.
Ученик читает наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано».
- Все стихотворение- это размышление о поэзии, о ее судьбе, ее предназначении. И. Бродский писал о Цветаевой: «Цветаева поэт исключительного дарования. Формально Цветаева значительно интересней всех своих современников, включая футуристов, и ее рифмовка изобретательней пастернаковской». Попытаемся «прикоснуться» к стихам Марины Цветаевой, ощутить особенность, непохожесть ее лирики на произведения других поэтов Серебряного века
3 стадия. Осмысление - Знакомство с судьбой поэта
Задание классу:
- Вспомните то, что вам известно о судьбе поэта (Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой). Составьте таблицу ЗХУ («знаю, хочу знать, узнал»). Обменяйтесь информацией в парах, не повторяясь.
- Выступление ученика на тему: «Судьба Марины Цветаевой» .
По ходу рассказа дополните таблицу наиболее важными моментами ее жизни. Определите ключевое слово в определении судьбы Марины Цветаевой.
В ходе рассказа учащиеся читают такие стихотворения Цветаевой наизусть:
«Я с вызовом ношу его кольцо»
«Никто ничего не отнял»
«Имя твоептица в руке»
Ответ учеников: ключевое слово, определяющее судьбу Цветаевой,- трагичность. А причем тут любовь?
2 задание классу:
Послушайте стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»(ученик читает наизусть) и подумайте, какие ассоциации с именем Марина у вас возникают? (ассоциации с Афродитой- богиней любви и красоты)
Слово учителя:
- З. Фрейд утверждал, что основные базисные потребности человека- любовь и страсть к смерти, разрушению. Эти мотивы проходят через все творчество М. Цветаевой. Постижение сущности ее поэзии требует как обостренного слуха, так и определенного уровня развития души. Попытаемся «настроиться на волну» Цветаевой, поможет в этом романс в исполнении А. Пугачевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (из кинофильма «Ирония судьбы») Запишите при прослушивании и чтении ключевые слова, связанные с темой любви. Вся поэзия Цветаевой пронизана духом любви, самое глубокое и тайное в ней мы всегда узнаем из ее стихов. Выписывая ключевые слова по теме, в конце урока попытайтесь вывести формулу цветаевской любви. Итак, какая любовь изображена в стихотворении «Мне нравится»? ( любовь-дружба, «невстреча»). Запишите в тетрадь.
4 стадия Коллективный анализ стихотворений.
А теперь в стихотворении «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны». (любовь-это память, бессмертие, только поэт может воспеть и увековечить любовь);
- Подробный анализ стихотворения «Психея» (1918 год).
Вопросы классу:
1.Прочитайте стихотворение.
2. Подчеркните слова, изображающие лирическую героиню
3. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления). Слова, означающие один мир, выпишите в тетрадь в один столбик, другой – во второй столбик.
4. Как вы понимаете выражение «и жерновов навешали на шею»?
Учитель:
Это стихотворение написано в 1918 году.
К этому времени в лирике Цветаевой появляется “двоякость природы человека: две женские сути, символизирующиеся в Психее (Душа) и Еве (тело), и обобщение: человеческие высоты – и низости, чистота – и греховность, свет и тьма, высшее - и земное, “бытие” и “быт”
Ученики:
- В художественном пространстве стихотворения мы обратили внимание на существительные, которые представляют два противоположных мира: “самозванка” – “земля” – “лохмотья” - “плоть” – “отрепье” и “дом” – “небо” – “крылья” – “великолепие”. Распределив их на две группы, можно сделать вывод, что в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с Землей, - отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Таким образом, Небо – ее дом.
5. Чтобы понять смысл стихотворения, вспомните и расскажите миф о Психее.
Ученики рассказывают миф.
6.Учитель:
- Есть ли в стихотворении то, что вы узнали из мифа?
Ученики:
- Лирическая героиня, как и Психея, прошла на этой земле много испытаний (об этом говорят глаголы прошедшего времени: все “истрепала”, “изорвала”, только “осталось”) и теперь желает обрести любовь.
- Для усиления впечатления от прочитанного автор использует одну из черт художественной речи – эмоциональность; все стихотворение – варьирование образа Психеи (кстати, это один из постоянных приемов Цветаевой): “не самозванка”, “не служанка”, “твой день седьмой”, “твое седьмое небо”. Этот прием проясняет и уточняет образ, усиливает эмоциональное воздействие. “Психея – ласточка” объединяет два противоположных мира, положенных в основу стихотворения.
- Что можно предположить, проанализировав звукопись стихотворения?
- Разумно предположить, что и в звуковой инструментовке стихотворения проявляется антитеза. Аллитерация такова, что на фоне сонорных [л], [м], [н], [р] выделяются парные [д], [т], [б], [п], что придает контрастность. Ассонанс же в основном на [о] и [е] придает оттенок страстности и нежности одновременно.
Вывод:
- Перед нами страстный монолог женщины, обращенный к возлюбленному. Проанализировав стихотворение, нетрудно догадаться, что тема его – душа, жаждущая любви (записываем в тетрадь). Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Высокая, «неземная» любовь противопоставлена земной, телесной, плотской любви. Ключевые слова: высокая, неземная любовь
Задание группам: Проанализируйте стихотворения в группах по плану:
Анализ лирического текста
1.Отметьте ключевые слова, помогающие раскрыть тему стихотворения
2.Выделите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, оксюмороны и др.) Определите их роль в развитии замысла поэта.
3.Особенности изображения лирической героини (героя). Чувства, настроение, движение души.
4. Анализ синтаксических фигур (знаки препинания)
5. Анализ фонетики (звукопись: аллитерация, ассонанс) После анализа стихотворений от группы выступает представитель, остальные записывают основную информацию в тетрадь.
1группа-стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель". Любовь - бесконечная преданность, самоотверженность
2 группа - стихотворение «Вчера еще в глаза глядел». Любовь - расставанье, обида, непонимание, боль
3 группа - «Быть мальчиком твоим светлоголовым».Любовь - преклонение, готовность защитить, закрыть с собой, бескорыстная самоотдача, самопожертвование
4 группа - «Не обман страсть, и не вымысел». Любовь - любовь земная, бытовая, пошлая противопоставлена возвышенной любви
Прочитайте стихотворение «Наконец-то встретила надобного – мне» и определите, какое значение Цветаева вкладывает в слово «надоба». Ученики: «надоба» - это чувство любви, без которого не может жить человек, без которого не могла существовать Цветаева. Она любила любить, и все ее стихи - это как единая книга о любви, написанная на одном вздохе. Стихи, посвященные любви, подкупают абсолютной открытостью, искренностью, потрясают обнаженностью души. Цветаева писала: «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи те самые серебряные, сердечные дребезги» Ей присуща нервная сжатость стиха, напряженность, затрудненность поэтической речи, резко акцентированная звукопись, делающие ее стихи, проникающими в душу.
Учитель:
Попытаемся из ключевых слов вывести формулу цветаевской любви. Формула: Дружба +бесконечная преданность + самопожертвование: боль, обида, страдание, непонимание= любовь
5 стадия рефлексия.
Составьте синквейн, соедините и обобщите свои впечатления, знание, воображение.
Интеллектуальным, индивидуальным открытием каждого, моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным - является самостоятельное заключение, итог, написанный в форме синквейна:
первая строка – название темы;
вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме;
последняя – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Любовь
Таинственная, загадочная
Волнует, увлекает, очаровывает
Уводит в мир грёз
Окно в волшебный мир
Все зачитывают свои обобщения-итоги.
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Любовь в лирике Цветаевой», опираясь на сделанные записи.
Взаимооценка
Оценивание деятельности на уроке
ФИО учеников в группе
1.
_____
2.
_____
3.
_____
4.
_______
5.
________
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)
Помогает участникам группы
Внимательно слушает и задает вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
Общий балл
13PAGE 15
13PAGE 14715
15