Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка с ОВЗ,Нуртдинова Сулеймана, на 2016-2017 учебный год.


УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
№____от _______2016г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка с ОВЗ,Нуртдинова Сулеймана,
на 2016-2017 учебный год.
Составители:
Педагог-психолог - Гусева Е.Н.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог – Прокопичева О.В.
Оглавление
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка………………………………………………………………..…...2
1.1. Цель и задачи программы………………………………………………………………...5
2. СОДЕРЖАние программы……………………………………6
3.Предпологаемые результаты…………………………….7
4.Литература…………………………………………………………7
5.ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….....9
6.ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………18
Пояснительная записка
Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с детьми ОВЗ имеет важное значение в устранении нарушения опорно-двигательного аппарата, дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.
Но, зачастую в сельской местности, отсутствуют ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.
С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. , а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.
По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются индивидуальная (при необходимости) коррекционно-развивающие программа.
Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП.
Заключение по результатам обследования Сулеймана Н.,4года
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию.
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.
Результаты изучения психических функций
Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат).
Временные представления  сформированы не достаточно, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.
Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.
Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем зрительной памяти снижен.
Мышление наглядно-действенное.  Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Движения ограничены; движения левой руки резкие, нет плавности, карандаш и ножницы удерживает с трудом.
Состояние речи. Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность). Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно  других частей речи.  Простым обобщением владеет частично.  Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире  активного.
Уровень усвоения учебного материала: запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.
Заключение: Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Общее недоразвитие речи II-III уровня.
Дизартрия. Детский церебральный паралич, центральный тетрарпарез с выраженными и стойкими нарушениями двигательных функций. Снижение социальной адаптации.

Данная индивидуальная программа разработана в связи снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.
Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.
Уточнить звукопроизношение звука «С» и закрепить его в речи.
Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.
Развивать умение употреблять правильную падежную форму Р.п. мн. числа.
Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.
Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
Содержание программы.
 Программа условно делится на 5 блоков.
Блок 1. Направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Блок 4. Совершенствование слухового, зрительного, тактильного восприятия.
Блок 5. Совершенствование фонематического слуха. Совершенствование монологической и диалогической речи. Обогащение активного словаря.
Формирование, уточнение и закрепление обобщающих понятий. Вызывание правильной артикуляции звуков.
Автоматизация навыков правильного произнесения звуков.
Развитие умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.
Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).
В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи (Приложение3)
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
4.Использование в речи различных грамматических конструкций, составление простых предложений,пересказов и рассказов разных видов,умение дифференцировать звуки.
Литература:
1.Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.Конспекты подгрупповых занятий логопеда.-М.:Издательство ГНОМ 2012.-235 с.
2.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
3.Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
4.Гегелия Н.А.Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых.-М.:-Владос, 2011.-239 с.
5.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
6.Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно.Логопедические упражнения-М.:АЙРИС ПРЕСС 2009.-64 с.
7.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
8.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
9.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
10.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
11.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
12.Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
13.Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
14.Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
15.Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.
Приложение 1
Календарно-тематический план занятий
Тема
Блок 1
Блок 2
Дата
проведения Содержание Количество
часов Методическое
обеспечение
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
Занятие 1.
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Игра «Разложи кружочки по коробочкам»
Игры с песком. Упражнение «Отпечатки наших рук».
Игры с песком «Рисуем круги» (закрепление понятий о форме «круг», дифференциация величин «большой-маленький»).
Игра «Разрезные картинки» (2-ч, 3-х, 4-х сост.)
6.Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».
Занятие 2.
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Игра «Разноцветные полянки»
Игры с песком. Упражнение «Отпечатки наших рук», «Змейка».
Игры с песком. «Рисуем квадраты» (закрепление понятий о форме «квадрат», дифференциация величин «большой-маленький»).
Мягкие пазлы с геометрическими фигурами.
5.Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».
Занятие 3.
Пальчиковая игра «Доброе утро!».
Сюжетная игра «Наведи порядок».
Игры с песком. «Рисуем треугольник» (закрепление понятий о форме «треугольник»).
Физкультминутка. «Расскажем и покажем» (вариант 2)
Игра «Найди пару» (с картинками).
Релаксационное упражнение «Муха».
Занятие 4.
Пальчиковая игра «Доброе утро!».
Игра «Разложи на «кучки».
Игра «Угадай на ощупь»
Игры с песком. Упражнения «Отпечатки», «Пешеход».
Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей»
Релаксационное упражнение «Муха».
Занятие 5.
Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».
Игра «Найди пару».
Игра «Подбери подходящий предмет по форме»
Игры с песком. Упражнение «Пианино».
Игра «Подбери по цвету»
Релаксационное упражнение «Море».
Занятие 6.
Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».
Игры с крупой (фасоль, гречка, манка).
Игры с песком. Упражнение «Змейка», «Пианино».
Игра «Определи на ощупь».
Игра «Подбери по цвету».
Релаксационное упражнение «Море».
Занятие 7.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
Игра «Склеим чайник».
Упражнение, направленное на развитие умения создавать образы по словесному описанию (на манке).
Игры с песком «Что спрятано в песке».
Игра «Дорисуй фигуры».
Релаксационное упражнение «Снеговик».
Занятие 8.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
Упражнение «Зашумленное изображение».
Игра «Самый высокий, самый низкий».
Игры с песком. «Что спрятано в песке?».
Игра «Что какого цвета?»
Игра «Разрезные картинки».
Релаксационное упражнение «Снеговик».
Занятие 9.
Пальчиковая игра «Наш малыш».
Знакомство с понятием «Части суток», дифференциация понятий «День-ночь». Работа с сюжетными картинками.
Физкультминутка «Расскажем и покажем».
Игра «Телесные фигуры»
Игра «Попади в цель».
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Занятие 10.
Пальчиковая игра «Наш малыш».
Знакомство с понятием «Части суток», дифференциация понятий «день-ночь». Игра «Когда это бывает?».
Физкультминутка «Расскажем и покажем».
Игра «Что лежит в мешочке?»
Упражнение «Нарисуй, как падают снежинки»
Релаксационное упражнение «Игра с песком».
Занятие 11.
Пальчиковая игра «Перед нами елочка».
Знакомство с понятиями «Части суток», дифференциация понятий «утро-день-вечер-ночь». Игра «Части суток»
Игра «Геометрическое лото».
Физкультминутка «Буратино».
«Наложенные изображения».
Релаксационное упражнение «Игра с муравьем».
Занятие 12.
Пальчиковая игра «Перед нами елочка».
Закрепление понятий «Части суток», дифференциация понятий «утро-день-вечер-ночь». Игра «Назови (покажи) соседей».
Физкультминутка «Буратино».
Игра «Построим лесенку».
Упражнение «Дорисуй предметы до целого».
Релаксационное упражнение «Игра с муравьем».
Занятие 13.
Пальчиковая игра «Зайка и барабан».
Знакомство с понятиями «Времена года». Работа по схемам, рассматривание сюжетных картин.
Игра «Назови самые высокие и самые низкие предметы»
Физкультминутка «Два бурых медвежонка»
Упражнение «Мое тело»
Игра «Найди такой же предмет».
Релаксационное упражнение «Черепаха».
Занятие 14.
Пальчиковая игра «Зайка и барабан».
Знакомство с понятиями «Времена года». Работа по схемам.
Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Физкультминутка «Два бурых медвежонка»
Игра «Найди отличия».
Игра «Покажи правильно»
Релаксационное упражнение «Черепаха».
Занятие 15.
Пальчиковая игра «Наша прогулка».
Беседа о временах года, работа со схемами.
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Упражнение «Кто старше?».
Игра «Зеркало».
Упражнение «Ориентировка в окружающем пространстве»
Игра «Лабиринт»
Релаксационное упражнение «Снежинка».
Занятие 16
Пальчиковая игра «Наша прогулка».
Закрепление понятия о временах года.
Игра «Определи время года»
Игра «Что изменилось?» (вариант 2).
Игра «Зеркало»
Игра «Найди пару»
Игра «Заборчик»
Релаксационное упражнение «Снежинка».
Занятие 17.
Пальчиковая игра «Идем в гости».
Игра «Найди пару» (вариант 2).
Игра «Собери бусы в гирлянды».
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
Игры с песком «Отгадай загадку и найди отгадку»
Игра «Залатай коврик».
Релаксационное упражнение «Жираф».
Занятие 18.
Пальчиковая игра «Идем в гости».
Игра «Какая рука».
Игра «Колумбово яйцо».
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Игра «Магазин»
Игра «Кто чей ребенок».
Релаксационное упражнение «Жираф».
Занятие 19.
Пальчиковая игра «Алые цветочки».
Игра «Капризный фотограф».
Упражнение «Закономерность»
Физкультминутка «Вышли мышки»
Игра «Залатай коврик».
Игра «Магазин».
Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».
Занятие 20.
Пальчиковая игра «Алые цветочки».
Игра «Запомни и найди».
Игра «Четвертый лишний» (с геометрическими фигурами)
Физкультминутка «Вышли мышки».
Игра «Кто кем станет, кто кем был?»
Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей».
Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».
Занятие 21.
Пальчиковая игра «Шел один я…».
Игра «Вспомни пару».
Игра «Четвертый лишний».
Физкультминутка «Хомка-хомка-хомячок».
Игра «Найди отличия»
Игра «Лабиринт».
Игра «Угадай животное».
Релаксационное упражнение «Росток».
Занятие 22.
Пальчиковая игра «Шел один я…».
Игра «Загадочные рисунки».
Игра «Классификация по обобщающему слову».
Физкультминутка «Хомка-хомка-хомячок».
Упражнение «Закономерность»
Игра «Что перепутал художник?».
Игра «Последовательные картинки».
Релаксационное упражнение «Росток».
Занятие 23.
Пальчиковая игра «Ветер».
Игра «Вспомни пару».
Игра «Полянки».
Физкультминутка «Самолет».
Упражнение «Расставь точки»
Игра «Последовательные картинки».
Релаксационное упражнение «Ласковый мелок».
Занятие 24.
Пальчиковая игра «Ветер».
Игра «Муха».
Игра «Полянки».
Физкультминутка «Самолет».
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Последовательные картинки».
Релаксационное упражнение «Ласковый мелок».
Диагностическое занятие ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на развитие восприятия цвета.
Игра «Бусы»
Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.
Игра «Что какого цвета?»
Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.)
Игра «Подбери по цвету»
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.
Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.
Игры на развитие восприятия величины.
Сюжетная игра «Наведи порядок»
Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает ребенку расставить их по росту. Далее психолог показывает конверт, достает письмо:
-Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Кто же приходил к медведям в дом? Поможем на вести медведям порядок? Давай поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? Как думаешь, куда нужно поместить Мишуткины вещи? А теперь давай наводить порядок.

Игра «Самый высокий, самый низкий»
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор брусков разной высоты.
Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).
Игра «Построим лесенку»
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие).
Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.
Задание на развитие восприятия формы.
Игра «Разложи на «кучки».
На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла, большой грузовик и маленькая легковая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).
Вариантом задания может быть игра «Одень клоунов»: ребенку дают большого клоуна и маленького клоуна и одежду к ним.
Игра «Подбери подходящий по форме предмет».
На карточках расположены знакомые предметы: пирамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо.
Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
Игра «Геометрические фигуры»
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:
Покажи все круги, квадраты и т.д.;
Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
Покажи большой круг, маленький круг.
Игра «Сложи геометрические фигуры из частей»
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Ребенку поочередно предъявляются карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.
Игра «Геометрическое лото»
Для проведения игры следует предварительно подготовить карточки с геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты) двух размеров (большие и маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Предложите ребенку следующие задания:
Задание 1. Покажи круги, треугольники, квадраты.
Задание 2. Покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты.
Задание 3. Выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.
Задание 4. Выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.
Задание 5. Покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.
Задание 6. Отложи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.
Задания на развитие целостности восприятия.
Игра «Разрезные картинки»
Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.
Игра «Склеим чайник»
Предложите ребенку «склеить» разбитый чайник из осколков.
Покажите картинку с целым чайником – образец: «Вот такой чайник должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.

Игра «Незаконченные рисунки»
Цель: развитие умения находить недостающие элементы.
Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш.
Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.
Игра «Наложенные изображения»
Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам.
Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, игрушек и т.д.).
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.
Игра «Что перепутал художник?»
В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
Упражнение «Дорисуй фигуры»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т. Е. они не дорисованы. Ребенка просят дорисовать их.
Задания на развитие тактильных ощущений
Игра «Угадай на ощупь»
Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок.
Спрашивайте каждый раз ребенка, какая эта фигура. Когда он потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите уме сделать то же самое, но с закрытыми глазами.
После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т.д. (отбор фигур производится из множества фигур разной формы).

Игра «Что лежит в мешочке?»
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).
Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Игра «Телесные фигуры»
На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.
Упражнение «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Чувствуешь?».
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. Чувствуешь? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?». Далее упражнение повторяется.
Упражнение «Змейка»
Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.).
Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.
«Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
Упражнение «Отпечатки»
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).
Упражнение «Пешеход»
«Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя пальчиками одновременно (сначала только указательными, потом – средними и т.д.).
Упражнение «Пианино»
«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино (компьютера). При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Упражнение «Загадочные следы»
Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.
Упражнение «Что спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Усложняя задачу, упражнение можно проделать с влажным песком.
Далее взрослый закапывает в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.
Игра «Отгадай загадку и найди отгадку»
Ребенку предлагают отгадать загадку. Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.
Задания на коррекцию и развитие внимания
Игра «Что изменилось?»
Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?
Игра «Найди такой же предмет»
Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия

Игра «Лабиринт»
Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты.
Оборудование: схема лабиринта (различные варианты).
Содержание: психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.
Задание «Найди предмет»
Среди 8 рисунков должен найти такой же предмет, как эталон.
Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания.
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2-5 секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти, сложить так же.
Игры на развитие памяти
Игра «Магазин»
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их по количеству до 5-7. в этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и сыном (или дочкой), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», Игрушки» и т.д.
Игра «Запомни и найди»
Для игры необходимы таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ребенку на 5-10 с. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же – с геометрическими фигурами.
Игра «Вспомни пару»
Требуются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.
Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на которых он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
Задания на развитие временных представлений.
Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Оборудование: картинки с изображением деревьев в разное время года.
Содержание: психолог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующего время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (например, зонт скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед и т.д.)
Содержание: психолог показывает ребенку изображения времен года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам он определил время года.
Упражнение «Кто старше?»
Цель: определение возраста человека.
Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста (младенец в коляске, дошкольник, ученик, юноша, взрослый мужчина, пожилой человек и др.)
Содержание: психолог просит ребенка выложить ряд картинок по принципу возрастания или убывания возраста изображенных на них людей.
Задания на развитии пространственных представлений
Упражнение «Ориентировка в окружающем пространстве»
Психолог:
- У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название – правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать твои руки?
-Покажи, какой рукой ты рисуешь, пишешь, ешь.
- В какой рук ты держишь ручку, карандаш, ложку.
- Как называется эта рука? (следует показ).
-Надень на правую (левую) руку браслет.
- Подбрось мяч правой рукой.
- Переложи кубик левой рукой. И т.д.
Игра «Найди пару»
Цель: различение правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек ит.п.
Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
Игра «Капризный фотограф»
Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову – справа от зайца, мышку – слева от мишки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.
Игры на развитие образного мышления, формирование мыслительных операций
Задание «Залатай коврик»
Из четырех вариантов подбери подходящую заплатку к каждому коврику.
Игра «Собери бусы в гирлянды»
Предложите соединить бусы в гирлянды, обращая внимание на чередование по цвету бус, после того, как взрослый прочитает стихотворение:
Шел по лесу Дед Мороз мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней, шел по лесу восемь дней,
Он по бору проходил – елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый год он ребятам их снесет.
Игра «Четвертый лишний»
Требуется серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.
Игра «Колумбово яйцо»
Инструкция: «Давай попробуем восстановить разбитое яичко. У тебя есть осколки от «волшебного яйца» и чертеж, по которому можно правильно и точно сложить яйцо».

Игра «Закономерность»
Ребенку необходимо найти закономерность в изображении предметов и показать те предметы, которыми нужно закончить каждый ряд.
Игра «Угадай животное»
Психолог спрашивает у ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как….; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как… и т.д.». При затруднениях у ребенка назвать животное, можно воспользоваться картинками.
Игра «Полянки»
Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и зашифрованное письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла найти ему путь.
Релаксационные упражнения
Этюд «Из семени в цветок»
Взрослый «садовник» предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок.
Дыхательное упражнение «Певец»
Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. руки медленно опускаем.
Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.
Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
Упражнение «Муха»
Представьте, что ты лежишь на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз – поморгай ими, перелетает со щеки на щеку – надувай по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигай челюстью.

Упражнение «Снеговик»
Представь себе, что мы оказались зимой на улице, снег на нас падал и падал, и вскоре мы превратились в снеговиков. (Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.) так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. (Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки).
Упражнение «Солнечный лучик»
Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз – откройте глаза;
коснулся лба – пошевелите бровями;
коснулся носа – наморщите нос;
коснулся губ – пошевелите губами;
коснулся подбородка – подвигайте челюстью;
коснулся плеч – поднимите и опустите плечи;
коснулся рук – потрясите руками;
коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.
Упражнение «Снежинка»
Представь себе, что с неба падают снежинки, а ты ловишь их ртом. А теперь снежинка:
легла на правую щеку – надуй ее;
легла на левую щеку – надуй ее;
легла на носик – наморщи нос;
легла на лоб – пошевелите бровями;
легла на веки – поморгай глазами и открой их.
Снегопад закончился.
Упражнение «Черепашка»
Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня!
С добрым утром, черепашки!
Физкультминутки
«Расскажем и покажем» (вариант 1)
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем все мы показать!
Ритмично хлопает в ладоши.
Это локти – их коснемся.
Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи – их коснемся.
Кладут кисти рук на плечи.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Если мы вперед качнемся,
То коленей мы коснемся.
Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы левой руки.
Можем все мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
«Расскажем и покажем» (вариант 2)
Вместе весело шагаем
И колени подгибаем.
Пальцы мы в кулак сожмем
И за спину уберем.
Руки в стороны, вперед,
И направо поворот.
Руки в стороны и вниз,
И налево повернись.
«Сидели два медведя…»
Сидели два медведя
На тоненьком суку:
(Приседают )
Один читал газету,
(Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево).
Другой месил муку.
(Прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
(Падают на ковер)
«Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
«Хомка-хомка-хомячок».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
«Вышли мышки»
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне). Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши). Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири"). Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой). Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту.)
«Самолет».
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Пальчиковые игры
«Коза рогатая»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
-Кто кашу не ест.
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!...
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!...» «козу» напускать на ребенка.
«Зайка»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам – трам.
И ударил трам - трам – трам.
Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья.
Поочередно пригибать к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
«Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
«Повстречал ежонка еж»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Зайчик-кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко
А колечко непростое –
Блестит словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулак, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
«Комарик»
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз (это «лапки»).
«Доброе утро!»
Доброе утро, ручки! (потереть ребенку ручки)
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки! (потереть ножки)
Вы проснулись?
Доброе утро, щечки! (погладить щечки)
Доброе утро, ушки! (прикоснуться к ушкам)
Доброе утро, животик! (погладить животик)
Доброе утро, спинка! (погладить спинку)
Доброе утро, плечики! (погладить плечи)
Доброе утро, пальчики! (размять каждый пальчик)
Пальчики проснулись
И потянулись, потянулись!
«Перед нами елочка»
Перед нами елочка (сцепить пальцы в замок, но не сгибать)
Шишки, иголочки (пальцы сжать в кулачки, кроме указательных)
Шарики, фонарики (покрутить кистями)
Зайчики и свечки (выставить указательный и средний пальчики, затем ладошки тесно прижать друг к другу).
Звезды, человечки (ладошки сложены вместе, пальчики растопырены; два пальчика поставить на стол).
Пальчиковая игра «Наша прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинца). Мы во двор вышли гулять (ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты)/
Бабу снежную лепили (ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками).
Птичек крошками кормили (ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками). С горки мы катались (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой). А еще в снегу валялись (ребенок кладет ладошки на стол или колени то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
«Идем в гости».
К Саше гости прибежали (пальчики ребенка «бегут» по столу)
Все друг дружке руки жали (ребенок делает несколько рукопожатий)
Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечки).
Здравствуй, Жанна! (ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев).
Рад, Сережа! (ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальчиков)
Рад, Снежанна! (ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальчиков и мизинцев).
Не хотите ль пирожок? (ребенок соединяет ладошки в виде пирожка)
Может, коржик? (ребенок показывает раскрытые ладони).
Иль рожок? (ребенок сжимает ладошки в кулачки).
Вот драже вам на дорожку (ребенок раскрывает ладошки, а взрослый стучит по ним, изображая сыплющееся драже).
Все берите понемножку! (ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже). С ручек все стряхнули крошки (ребенок энергично трясет кистями рук). И захлопали в ладошки (ребенок хлопает в ладоши).
«Алые цветочки»
Наши алые цветочки (ребенок соединяет ладони в форме тюльпана). Распускают лепесточки (ребенок медленно раскрывает пальцы).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит (ребенок плавно раскачивает кистями рук из стороны в сторону).
Наши алые цветочки закрывают лепесточки (ребенок медленно раскрывает ладошки, имитируя форму цветка). Тихо засыпают. Головой качают (ребенок произвольно покачивает «головкой цветка»).
«Шел один я…».
Шел один я по дорожке (ребенок показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки (ребенок показывает два пальчика).
Вдруг на встречу три мышонка (ребенок показывает три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой).
У него четыре лапки, (ребенок показывает четыре пальчика)
На лапках острые царапки (ребенок «царапает» поверхность стола)
Один, два, три, четыре, пять (на каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков). Нужно быстро убегать
(ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола).
«Ветер»
Ветер дует, задувает (локти стоят на столе, кисти соединены у основания, ладони смотрят в разные стороны). Пальмы в стороны качает, (качать руками из стороны в сторону).А под пальмой краб сидит (ладони лежат на столе, пальчики согнуты).И клешнями шевелит. (пошевелить пальчиками).Чайка над водой летает(кисти перекрещены; помахать ими). И за рыбками ныряет (ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу выполнять ими ныряющие движения). Под водой на глубине (кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты). Крокодил лежит на дне (открывает и закрывает «пасть крокодила»).
«Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке (перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег). Бежали, бежали друг друга повстречали, (положить кисти рук на плечи крест-накрест). Так друг друга обнимали (то же самое, только поменять ручки). Так друг друга обнимали… (пальчики сцепить в замок). Еле-еле их разняли (разомкнуть пальчики).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР». Конспекты подгрупповых занятий логопеда. - М.: Издательство ГНОМ 2012.-235с.