Дополнительная образовательная программа По дороге к Азбуке подготовительная группа
Принята на заседании педагогического совета:
Протокол №1 от «31»августа 2016г.
Утверждена
приказом директора
МАДОУ «ЦРР «Рябинушка»
Ярковского муниципального района»
№___ от « »____________ 2016г
___________________ Селюнина Н. В.Дополнительная образовательная программа «По дороге к Азбуке»
(для детей подготовительного дошкольного возраста)
355155535560234950345440
Дровняшина Ирина Юрьевна
«ЦРР-детский сад «Рябинушка»
2016г.
Пояснительная записка:
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин. Необходима реализация единой линии развития и обучение ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостной, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Для осуществления преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в 1 классе составлена данная программа, которая имеет обще развивающую направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа составлена с учетом разно-уровневой подготовки детей к восприятия предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха. Исходя из результатов обследования, на занятиях в кружке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Если у ребенка нарушения звукопроизношения, параллельно с педагогом с этим ребенком занимается логопед, что позволяет ребенку успешно обучаться и развиваться.
Необходима глубокая предварительная работа до школы по звуковому анализу слова – «умственному действию по установлению последовательности звуков в слове» (Д.Б. Эльконин), для этого и разработана программа «Обучение чтению».
В программе выделяется общая задача – предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Ее решение начинается с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
В соответствии с этим, одна из основных целей подготовки к обучению грамоте – ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом, качественно совершенствую развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, а также знакомя их с графическим изображением букв.
Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.
Задачи:
развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года. 30 занятий за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – групповое занятие.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа разработана с учетом основных принципов:
Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
Интеграции (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Ожидаемые результаты.
хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
различать гласные и согласные звуки;
осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов
знать буквы.
Содержание занятий:
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
1.Звуки: - понятие «звук»; - акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - звуковой анализ состава слогов и слов; - чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.
- знакомство с буквами А О У И Ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;
- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
Обведение буквы по трафарету;
Обведение буквы по контуру;
Запись буквы в воздухе;
Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
3.Слоги:
- подбор слов на заданный слог; - составление. - чтение прямых и обратных слогов
4.Слова: - выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; - составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; - восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава. - чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.
Оборудование и материалы:
Магнитная азбука;
Графические изображения букв;
Индивидуальные разрезные азбуки;
Карточки для индивидуального чтения;
Фланелеграф;
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
Список литературы:
Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
серия Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте. Часть I», г Киров
Георге Виреу «Веселая азбука».
Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке», 1-2-3-4-части.
Обучение дошкольников грамоте. Под.ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2010.
Придумай слово. Под.ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 2006.
Работа с родителями:
Выступление на родительском собрании «Знакомство родителей с целями и задачами работы кружка».
Оформление информации в родительском уголке «Знакомство со звуками».
Выступление на родительском собрании «Наши достижения».
Перспективное планирование
октябрь ТЕМА: Звук и буква. Алфавит. Дифференциация понятий звук и буква. Знакомство с алфавитом.
Тема: Знакомство с понятиями гласный, согласный звук.
Тема: Звук А. Познакомить с буквой А Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук О. Познакомить с буквой О. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
ноябрь Тема: Звук У. Познакомить с буквой У. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук И. Познакомить с буквой И. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Повторение пройденных букв анализ сочетаний ау, ау.
Тема: Звук Ы. Познакомить с буквой Ы. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
декабрь Тема: Звук Э. Познакомить с буквой Э. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук М, М*.Познакомить с буквой М. Анализ и чтение открытых слогов с буквой М. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Н, Н*. Познакомить с буквой Н. Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Х,Х*.Познакомить с буквой Х. Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
январь
Тема: Звук К, К*. Познакомить с буквой К. Анализ и чтение открытых слогов с буквой К. Чтение слов кит и кот. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук П, П*. Познакомить с буквой П. Анализ и чтение открытых слогов с буквой П. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук С, С*.Познакомить с буквой С. Чтение открытых слогов с буквой С. Чтение и анализ слогов и слов сок, сом. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
февраль Тема: Звук Д, Д*. Познакомить с буквой Д. Чтение слогов и слов дом, дым. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Т, Т*. Познакомить с буквой Т. Чтение слогов и слов кот, ком. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук В, В*. Познакомить с буквой Т. Чтение слогов с буквой В. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Б, Б*. Познакомить с буквой Б. Чтение слогов с буквой Б. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
март Тема: Звук З, З*. Познакомить с буквой З. Чтение слогов с буквой З. Чтение слова зима. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Ф, Ф*. Познакомить с буквой Ф. Чтение слогов с буквой Ф. Чтение слова фото. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Повторение пройденных букв.
Тема: Звук Г.Г*. Познакомить с буквой Г. Чтение слогов с буквой Г. Чтение слова гуси. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
апрель Тема: Звук Ш. Познакомить с буквой Ш. Чтение слогов с буквой Ш. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Л,Л*. Познакомить с буквой Л. Чтение и анализ слогов с буквой Л. Чтение слова фото. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Ж. Познакомить с буквой Ж. Чтение и анализ слогов с буквой Ж. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
Тема: Звук Р, Р*. Познакомить с буквой Р. Чтение и анализ слогов с буквой Р. Чтение слов рак-раки. Давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове.
май Повторение пройденных букв.
Чтение слогов, слов с изученными буквами.
Мониторинг