Программа курса «По дороге к азбуке» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Пояснительная записка
к программе курса «По дороге к азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основной целью обучения по данной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой развитию речи.
Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводными и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделено развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов и их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно складывается система знаний о языке и формируется потребность владения языком, совершенствования речи.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
6. Развития грамматического строя речи.
7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Основной формой занятий являются занятия с малокомплектной группой детей.
Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям предусмотрены ориентиры на связи с программным материалом по предметам: русский язык, окружающий мир.
Обучаясь по данной программе, у учащихся будет проявляться самостоятельное стремление расширять свой кругозор.
Дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность.
При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей, общеучебных умений и навыков.
Принципы отбора содержания
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
При реализации программы используются следующие формы и методы:
Основные методы обучения:
беседа;
игра;
практическая работа;
коллективные, парные и индивидуальные исследования.
проблемно-ситуационные методы обучения
Возраст детей, обучающихся по программе «По дороге к Азбуке» составляет 5,5 – 6,5 лет.
Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности. Кроме этого, в этом возрасте возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.Набор на занятия по программе курса «По дороге к Азбуке» проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАОУ СОШ № 56 по предоставлению платных образовательных услуг.
Прогнозируемые результаты
В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «По дороге к Азбуке» будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК «По дороге к Азбуке», свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-читать и пересказывать текст.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «По дороге к Азбуке» являются формирование следующих умений
-расширение кругозора дошкольников в области звуко – буквенного анализа слов;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Механизм оценивания прогнозируемых результатов
Основными механизмами оценивания прогнозирования результатов является тестирование (входной и итоговый контроль).
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Тестирование в виде игр: «рассели звуковичков», «определи место звуку», «найди потерявшуюся букву»
Организационно – педагогические условия реализации программы
Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «По дороге к Азбуке» способствуют организационные условия проведения данных занятий. А именно:
светлый и просторный класс;
стулья и парты, соответствующие росту детей;
магниты;
стул и стол для педагога;
учебно-методический комплект авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).
использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно – правовых требований к обучению, с использованием современных научно – методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно – воспитательного процесса.
небольшая наполняемость групп (до 12 человек),
Количество часов по годам обучения
Программа данного курса рассчитана на один год обучения (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30 минут.
Общее количество часов, отведённых на реализацию Программы
Программа рассчитана на 36 часов
Учебный план
по курсу «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Наименование разделов, тем Количество часов
Лексическая и грамматическая работа 3
Развитие связной речи 5
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха 20
Обучение звуко-слоговому анализу 8
Итого: 36
Учебно-тематическое
планирование курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
№
п/п Тема занятия Кол-во часов
1 Звуки и буквы. Понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука. 1
2 Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова. 1
3 Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением. 1
4 Звук [О]. Обучение ответам на вопросы. 1
5 Звук [Э]. Дифференциация понятия «звук» и «буква». 1
6 Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. 1
7 Звук [Ы]. Выделение звука в конце и середине слова. 1
8 Звук [И] - [Ы]. Изменение слов путём замены звука. 1
9 Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений. Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков. 1
10 Звук [М]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [М'] 1
11 Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки. Звук [Н']. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений. 1
12 Звук [П]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. Звук [П']. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков. 1
13 Звук [Т]. Составление рассказа-описания. Звук [Т']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. 1
14 Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. Звук [К'].Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. 1
15 Звук [Х]. Наблюдение над многозначными словами в речи. Звук [Х'].Определение положения звука в слове. 1
16 Звуки [К] - [Х], [ К'] - [Х']. Обогащение словарного запаса детей. 1
17 Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. Звук [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава. 1
18 Звук [Й']. Определение положения звука в слове. 1
19 Двойные звуки. Звук [Й'О]. Соотнесение букв и звуков. Звуки [Й'У]. Звуковой анализ слогов и слов. 1
20 Звуки [Й'А]. Звуковой анализ слогов и слов. Звуки [Й'Э]. Подробный пересказ текста по зрительной опоре. 1
21 Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Соотнесение букв и звуков. 1
22 Звук [Л]. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов. Звук [Л']. Изменение слов путём добавления, исключения звуков. Звуки [Л] - [ Й']. Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова. 1
23 Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи. Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. 1
24 Звук [Ч']. Обучение составлению предложений, конструированию словосочетаний. Звук [Щ']. Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов. 1
25 Звуки [Ч'] - [Щ']. Составление рассказа по серии картинок. 1
26 Звуки [Б] - [Б']. Составление прямых и обратных слогов. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Выделение в слове твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. 1
27 Звуки [Д] - [Д']. Составление слова из изученных звуков и слогов. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Классификация звуков: звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные. 1
28 Звук [С]. Участие в диалоге. Звук [С']. Употребление новых слов в речи. Звук [Ц]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. Звуки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч'].Обучение подробному пересказу текста. 1
29 Звуки [Г] - [Г']. Составление слов на заданное количество слогов. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. 1
30 Звук [З]. Восстановление нарушенной последовательности слогов в структуре слова. Составление слогов и слов. Звук [З']. Конструирование словосочетаний. 1
31 Многозначные слова. Классификация звуков: свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']. 1
32 Звук [Ш]. Звуковой анализ состава слогов и слов. Звуки [Ш] - [С], [Ш] - [Щ']. Выявлений различий в звуковом (слоговом) составе двух слове. 1
33 Звук [Ж]. Расширение словарного запаса. Классификация звуков: шипящие согласные звуки [Ж] - [З], [Ж] - [Ш]. 1
34 Звук [Р]. Обучение составлению рассказа по серии картинок. Звук [Р']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. 1
35 Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов. 1
36 Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса. 1
Итого: 36 часов
Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Лексическая и грамматическая работа (3 часа):
обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи (5 часов):
ответы на вопросы, участие в диалоге;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу (8 часов):
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
В результате работы по программе курса дети должны:
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
отвечать на вопросы педагога;
подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять звук в начале слова;
различать звуки и буквы;
узнавать и называть буквы русского алфавита;
соединять звуки и слоги.
Методическое обеспечение
Основные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная.
Основные методы обучения:
беседа;
игра;
практическая работа;
коллективные, парные и индивидуальные исследования.
проблемно-ситуационные методы обучения
Оценочные материалы
Тест
Цель: оценивание уровня речевого развития ребенка, определение соответствует ли он возрастным нормам.
Алгоритм проведения теста:
Объясните ребенку задание, предоставьте ему возможность выполнить его самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему. Обязательно похвалите его за старание, даже если вы не очень довольны результатом.
Внизу каждого задания вы найдете звездочку, которую нужно раскрасить в определенный цвет.
красный -ребенок справился с заданием самостоятельно;
зеленый - ребенок справился с заданием с помощьювзрослого;
синий - ребенок с заданием не справился.
В конце каждой темы посчитайте количество звездочек разного цвета, чтобы сравнить результаты через некоторое время.
-167005591375500К семи годам ребенок должен:
уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия;
самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений;
составлять рассказы из личного опыта;
изменять слова, образуя новые;
пересказывать небольшие рассказы;
выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания;
правильно употреблять трудные формы знакомых слов;
использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением)
отгадывать загадки, понимать образные выражения.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
6.Учебно-методический комплект авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).