Лебединая песня модерна для городской краеведческой конференции
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 12 г.о. Чапаевск Самарская область
III городская краеведческая конференция «Чапаевск: путь длиною в 105-лет»
Секция « Историческое краеведение»
«Лебединая песня модерна»
Автор: Кажаев Владимир,
ученик 6 класса
Руководитель: Аникина Мария Сергеевна,
учитель истории
Чапаевск
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Чапаевска
1.1. Судьба храма Сергия Радонежского…………………..…..........................4
1.2. Особенности архитектуры храма…………………………………………...5
Глава II. Социологические исследования……………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………….....10
Список литературы……………..……………………………………………..…11
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В 2014 году Земля Русская отмечала 700-летие со дня рождения великого Святого Сергия.
Сергий Радонежский – один из интереснейших образов русской истории. Монах, отшельник, удалившийся от мира ради глубокого внутреннего самоусовершенствования, и активный участник политической борьбы за объединение русских княжеств. Вопреки желанию Сергия ничем не привлекать к себе особого внимания, уже при жизни он стал широко известен в русских землях. Впоследствии его имя становится одним из наиболее ярких символов русской духовности и патриотизма.
В 1422 году после обретения мощей Сергия состоялась канонизация преподобного, но ещё до этого времени началось почитание Сергия как святого, которое продолжается и в нашем, таком сложном двадцать первом веке.
Интерес к необыкновенной личности Сергия Радонежского, к его деятельности в один из напряжённых периодов развития страны отразился не только в создании икон, но и в строительстве храмов Святого во многих городах нашей страны. Не остался в стороне и наш город Чапаевск.
Проблема исследования: в городе Чапаевске есть памятник федерального значения – Храм Преподобного Сергия Радонежского, но многие жители города мало знают об истории и уникальной архитектуре храма.
Объект исследования: храм Преподобного Сергия Радонежского
Предмет исследования: история и архитектура храма Преподобного Сергия Радонежского
Цель исследования: сбор и изучение информации об истории и архитектуре храма Преподобного Сергия Радонежского.
Для достижения цели были поставлены задачи:
познакомиться с историей Храма Преподобного Сергия Радонежского;
рассмотреть особенности архитектуры храма;
провести социологический опрос среди жителей города, выяснить, что они знают о храме Преподобного Сергия Радонежского.
Последовательность выполнения:
поиск и анализ проблемы;
постановка цели и задач работы;
поиск, анализ литературы;
систематизация и обобщение изученного материала;
социологический опрос;
создание компьютерной презентации.
Методы исследования: поисковый, аналитический, исследовательский
Практическая значимость: данную работу в дальнейшем можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам истории, а также на классных часах.
Глава I. Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Чапаевска
1.1. Судьба храма Сергия Радонежского
Многие жители Самары при упоминании Чапаевска в первую очередь вспоминают расположенные там военно-промышленные предприятия и плохую экологию. Действительно, Чапаевск, еще до того, как получил это название, был крупнейшим производителем взрывчатых веществ в Российской империи и снабжал ими фронт во время Первой мировой войны. На строящемся Сергиевском Самарском заводе взрывчатых веществ было принято решение о возведении церкви Преподобного Сергия Радонежского. Построенная за несколько лет церковь стала одним из самых богатых в декоративном отношении храмом в Самарской губернии.
Проектировать и строить храм поручили бывшему главному архитектору Самары Дмитрию Александровичу Вернеру, который был принят по вольному найму в штат Сергиевского завода. Проект был утвержден 19 декабря 1915 года. Строительство предполагалось начать весной 1916 года. В 1918 г. храм был достроен (Приложение 1,2).
Прихожане получили новую церковь. Это стало большим событием для всего поселка. Стал храм гордостью жителей города. Но никто тогда и не догадывался о печальной судьбе российских храмов, которую уготовила им новая власть.
Службы в храме шли вплоть до 1926 года, когда последовало распоряжение местных властей о закрытии храма. В 1929 году вслед за запретом колокольного звона горсовет решает совсем снять колокола, а металл использовать для отливки памятника В.И. Чапаеву.
Храм Сергия Радонежского становится «Домом обороны» (Приложение 3). В здании храма проводятся занятия военно-спортивных кружков, устроили тир. Но некоторым стрелкам хотелось пострелять в совсем другие мишени, и они пристреливали свои ружья в один из мозаичных крестов на южной стене храма. Там до сих пор видны повреждения от пуль.
С началом Великой Отечественной войны вокруг здания появились оборонительные дзоты, на звоннице были установлены зенитные пушки, а в подвале находились снаряды к ним. Кроме того, храм служил еще и овощехранилищем. Как объект оборонного значения здание охраняли солдаты местного гарнизона.
После Победы необходимость в Доме обороны как-то сама собой отпала. Здесь уже не проводилось никаких занятий, сняли охрану, увезли снаряды и пушки. На протяжении нескольких лет забытый храм стоял одиноким и пугающим своей заброшенностью. Здание, лишенное человеческой заботы и внимания, начало стремительно разрушаться.
И тогда вновь случилось чудо. Летом 1948 года город был взбудоражен слухами о том, что за ночь обновились все иконы, сохранившиеся на здании бывшего храма Сергия Радонежского.
Сотни людей побежали к церкви, чтобы увидеть чудо собственными глазами. Рассказывают, что одна пожилая женщина подошла к иконе, и прямо у нее на глазах икона начала обновляться. Слух о чапаевском чуде быстро разнесся по области. Началось паломничество к храму…
В создавшейся ситуации местные власти решили здание храма переделать в Дом пионеров (Приложение 4). Под сводами бывшей церкви появились строители – они сделали ремонт и перепланировку внутренних помещений здания. Так весной 1952 года здание после реконструкции стало гордо именоваться «Дворец пионеров». В бывшем храме зазвучали детские голоса. Но они пели не церковные псалмы, а пионерские песни.
Чтобы никто не сомневался в назначении здания, на уцелевший шпиль церкви водрузили красную звезду, на крыше появились скульптурные изображения пионера и пионерки, а лики святых, во избежание дальнейших чудес, закрыли панелями с пионерской же символикой. Панели крепились на штырях, которые безжалостно вбили прямо в центр икон.
20 сентября 1990 года Чапаевский городской Совет народных депутатов тогда еще Куйбышевской области передает здание бывшей церкви верующим. Начались реставрационные работы.
Полгода в церкви шла непрерывная работа по очищению здания, по подготовке его к служению людям в первоначальном качестве. Каждый верующий хотел внести свою лепту, приобщиться к великому делу возрождения храма. Настоятелем прихода был назначен отец Сергий (в миру – Сергей Геннадиевич Куликов).
Под свое покровительство взял храм архиепископ Самарский и Сызранский отец Евсевий. Он же и освятил в апреле 1991 года церковь в честь святого преподобного Сергия Радонежского (Приложение 5).
Над внутренней отделкой работала бригада сызранских художников во главе с мастером – Сергеем Саксоновым (Приложение 6). Фундамент был укреплен уже настолько, что мог выдержать тяжесть церковных колоколов. Осталось возвести звонницу и купол над ней. Вскоре над городом вновь зазвучал колокольный звон.
У храма действительно оказалась печальная судьба, но благодаря поддержке властей и жителей города, это уникальнейшее архитектурное сооружение получило новую жизнь.
1.2. Особенности архитектуры храма
Проект храма был разработан Дмитрием Александровичем Вернером – самарским зодчим (Приложение 7), ставшим главным архитектором Сергиевского завода. Начатое в 1916 году строительство продолжалось вплоть до 1918 года, несмотря на все потрясения, переживаемые страной в тот период. Церковь построена в «модернизированном» неорусском стиле, сочетающем в себе формы русского зодчества XVI-XVII веков и элементы стиля модерн, в котором работал архитектор с начала ХХ века (Приложение 1).
Покровителем же Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ являлся великий князь Сергей Михайлович Романов – сын Михаила Николаевича, внук императора Николая I. В связи с этим завод и получил имя Сергиевского, а храм был построен имени небесного покровителя великого князя – Преподобного Сергия Радонежского.
Материалы для строительства церкви поставлялись со всей империи. Архитектор Вернер тщательнейшим образом отбирал поставщиков. Часть отделочных работ и поставка цементных римских плиток, к примеру, была поручена Торговому дому Франца Матеюнаса из Оренбурга. Керамика для отделки фасада заказывалась у различных фирм. Использовалась абрамцевская керамика, плитка немецкой компании Виллеруа и Бох, напольная плитка харьковского завода Бергенгейма, а иконостас, который так и не был выполнен из-за военного времени, заказывался у знаменитого Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве.
Поражает своим убранством фасад храма. Для его облицовки использовался известняк, облицовочные кирпичи цвета золотистой охры, изразцы, майоликовые вставки и пояса с цветочным орнаментом, фасадная плитка и глазурованные кирпичи (Приложение 8). Кроме того, по всему периметру фасада расположены майоликовые панно с изображением святых, херувимов, а также христианских символов («орудия пытки Христа», Скрижали Завета, «всевидящее око») (Приложение 9). Кроме того, по всему периметру располагались изразцы с изображением герба Романовых.
На фронтоне над центральным входом находится огромное майоликовое панно, изображающее Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского. Панно это выполнено с картины Александра Новоскольцева (1853-1919) «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» (Приложение 10).
Несмотря на войну, революцию 1917 года, смену власти, сокращение сроков и расходов на строительство церкви, Вернеру удалось осуществить большую часть задуманного. Осенью 1918 года он покинул завод и уехал в Омск. В книге «Модерн в архитектуре Самары» Ваган Каркарьян называет церковь «лебединой пеней, последним вздохом умирающего – не только самарского, но и русского модерна». Действительно, строительство церкви продолжалось даже в 1919 году, поэтому его можно считать одним из последних зданий, построенных в стиле модерн в России.
В 1920-х гг. церковь была закрыта. Купола и кресты были сняты, а здание приспособлено под различные учреждения. Так, в разные годы здесь находился продовольственный склад, Дом обороны, а затем Дом пионеров. Керамические гербы Романовых были сбиты по всему периметру. Чудом сохранился лишь один из них. Мозаичные панно замазали цементом, а в майоликовое панно над входом вбита вывеска Дома пионеров. По словам реставраторов, работавших на здании в 2000-м, утрачено около 50% керамики. В конце 1980 – начале 1990-х гг. церковь взята под охрану, а в 1995-м ей присвоен статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Началась постепенное восстановление храма, сначала силами добровольцев, а затем и профессиональных реставраторов. Процесс реставрации продолжается и по сей день.
В июле 2001 года на храме были установлены иконы преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, защитника и покровителя нашего города. Иконописец Сергей Саксонов создал это чудесное панно, украсившее восточную стену храма (Приложение 11). Но тем, кто работал над восстановлением храма, хотелось сделать его таким, каким он виделся проектировщику Д.А. Вернеру и первым строителям, чтобы творение их рук жило в веках, в истории города, в памяти людей.
Однако воплотить задумку реставраторов в жизнь, оказывается, не так-то просто. В 2003 году восстановлением храма занялись профессионалы – специалисты ФГУП «Самарареставрация». Как рассказывает руководитель предприятия Владимир Афанасьевич Фетисов, первая трудность, с которой они столкнулись, – это полное отсутствие чертежей здания. Без них невозможно восстановить облик церкви, каким он был в момент ее открытия.
Храма, подобного храму Сергия Радонежского, как считают специалисты предприятия «Самарареставрация», нет ни в одном городе Самарской области – здания с таким количеством элементов декора и красочными мозаичными панно - уровень Москвы и Санкт-Петербурга (Приложение 12).
По всему периметру стен располагались мозаичные панно на библейские темы. Но это было в начале прошлого века, а сейчас не хватает 50% керамики – невосполнимая потеря! Реставраторы предполагают, что их делали в специальной мастерской: в Самаре таких не было.
Нижний пояс изразцов включал в себя и изображения герба семьи Романовых – гербы были сбиты, изразцы замазаны штукатуркой…
В настоящее время утрачены секреты технологий изготовления керамики и глазури, применяемых в начале прошлого века, поэтому реставраторы изучают в своей лаборатории, из чего сделаны те или иные элементы декора Сергиевского храма, и после проведенных анализов подбирают подходящие материалы для того, чтобы самим их изготовить.
На реставрационные работы в храме выделяются средства из областного и городского бюджетов, оказывают поддержку епархия и жители Чапаевска.
По зову сердца, по велению души пришел восстанавливать храм Борис Александрович Степанов. Он помнит эту церковь с детства: жил рядом. «Мне хочется что-то сделать, чтобы она была красивой, и это осталось нашим потомкам», - так объяснил Борис Александрович свое желание батюшке. Б.А. Степанов добровольно взял на себя самую трудоемкую, кропотливую работу: отчистку замазанных цементом ликов святых. Благодаря терпению и старательности самодеятельного реставратора горожанам открылись лики святых евангелистов Луки, Матфея, Марка, Иоанна, святых - Николая Угодника и Иоанна Предтечи. «Открыл миру» Борис Александрович и панно с картинами на библейские сюжеты.
Уникальность церкви Сергия Радонежского в том, что она, может быть, последняя из церквей, построенных в дореволюционной России.
Глава II. Социологические исследования
Социологический опрос жителей городского округа Чапаевск (20 человек) показал следующее:
1. Знаете ли вы, что в г. Чапаевске есть храм Преподобного Сергия радонежского? Респонденты ответили так: «да» - 20 чел., «нет» - 0 чел. (знают в основном люди среднего и пожилого возраста).
2. Доводилось ли вам побывать в этом храме?
Респонденты ответили так: «да» - 17 чел., «нет» - 3 чел.
3. Знаете ли вы когда был построен храм Преподобного Сергия Радонежского? Кто спроектировал это здание? Ответы респондентов: «да» - 2 чел., «нет» - 18 чел.
4. Как вы думаете, почему храм был назван в честь Преподобного Сергия радонежского?
Респонденты ответили так: «да» - 2 чел., «нет» – 18 чел.
5. Что вы можете сказать об особенностях архитектуры храма? Знаете ли вы что в 1995 г. храму присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения?
Ответы респондентов:
Благодаря социологическому опросу жителей, мы можем сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные жители знают, что в их городе есть храм Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, зная о храме, побывать стремятся в нем не все.
2. К большой печали очень малое количество жителей знают судьбу храма Преподобного Сергия Радонежского.
Заключение
Как мы видим, потребность людей в храмах, в молитвах Сергию Радонежскому со временем ничуть не ослабела. Храм – это место, где человек остаётся наедине с Богом, со святыми, к которым он обращается, это место единения с Господом, это надежда. Люди ходят в храмы, не перестают почитать Сергия Радонежского и молиться перед иконами с его изображением.
Поэтому главным украшением небольшого города Чапаевска по праву считается замечательный, богато декорированный храм в честь преподобного Сергия Радонежского.
Он построен в неорусском стиле, который удачно сочетает в себе формы старинного зодчества XVI-XVII вв. и элементы стиля модерн. Фасад храма облицован кирпичами цвета золотистой охры, изразцами, майоликовыми вставками и другими материалами. По всему периметру расположены майоликовые панно с изображением святых и христианских символов.
На фронтоне над центральным входом находится огромное майоликовое панно, изображающее Сергия Радонежского, благословляющего на битву Дмитрия Донского. Оно выполнено по картине Александра НОВОСКОЛЬЦЕВА «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского и отпускает с ним двух иноков».
Примечательно и то, что строительство этого храма велось в самый переломный момент истории нашей страны — с 1916 по 1919 годы. Автором проекта был самарский архитектор Дмитрий Александрович Вернер. Материалы для строительства поставляли со всей Российской империи, а поставщиков отбирали с особой тщательностью. Несмотря на все затраты, высокое качество строительных работ и внешнее благолепие, в двадцатых годах церковь была закрыта. Купола и кресты сняли, а в самом здании по очереди хозяйничали разные учреждения: от продовольственного склада до Дома пионеров. Практически все гербы Царей РОМАНОВЫХ были сбиты, мозаичные изображения замазали цементом, а в майоликовое панно над входом была вбита вывеска Дома пионеров, что не могло не повредить произведению искусства.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов церковь была взята под охрану государства, а в 1995-м ей присвоен статус объекта культурного наследия общероссийского значения. Началось восстановление храма, которое ведется и поныне. Известный самарский архитектор Ваган Каркарьян назвал эту церковь «лебединой песней, последним вздохом умирающего – не только самарского, но и русского — модерна».
Список литературы и источников
Другой город - http://drugoigorod.ru/chapaevsk-15/Путеводитель по Самарской области – http://turportal63.ru/sobor/sobor_detail.php?ELEMENT_ID=6241Российские церкви - http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9009Самарская губерния. История и культура – http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/hram-prepodobnogo-sergija-radonezhskogo-v-%D1%81hapaevske.htmlСергиевский храм - http://sergievskyhram.pravorg.ru/Приложение
Приложение 1
Церковь Сергия Радонежского была построена в 1916 -1918 гг.
при Сергиевском Самарском пороховом заводе
Приложение 2
Храм уже закрыт, но службы все равно тут идут
Приложение 3
Дом обороны
Приложение 4
Дом пионеров
Приложение 5
Ведутся реставрационные работы
Приложение 6
Иконостас церкви Сергия Радонежского
Роспись свода церкви Сергия Радонежского
Приложение 7
Приложение 8
Портал южного фасада церкви Сергия Радонежского
Фрагмент изразцового декора церкви Сергия Радонежского
Изразцы в верхней части северного фасада Сергиевской церкви
Изразцовый декор церкви Сергия Радонежского
Изразец с павлином нижнего пояса западного фасада Сергиевской церкви
Изразец церкви Сергия Радонежского
Приложение 9
Мозаичный декор окна
Мозаичный декор окна церкви Сергия Радонежского.
Образ Николая Чудотворца
Мозаичный декор окна
Мозаичный декор окна
Мозаичный декор окна
Мозаичный образ Иоанна Крестителя на фасаде
церкви Сергия Радонежского
Образ Св.Евангелиста Иоанна Богослова в декоре окна церкви
Приложение 10
Мозаичное панно «Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским»
над главным порталом. На панно видны отверстия от крепления вывески
«Дворец пионеров»
Приложение 11
Храмовая икона на фасаде апсиды церкви Сергия Радонежского
Приложение 12