Система работы классного руководителя с тревожностью.
Система работы классного руководителя с тревожностью
Система работы с тревожным ребенком включает в себя 3 аспекта:
Работа непосредственно с учеником;
Работа с классным коллективом, в котором учится тревожный ученик;
Работа с родителями этого ученика.
I. Работа с учеником включает в себя работу с общей тревожностью, фрустрацией потребности в достижении успеха, страхом самовыражения, а также страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Основным моментом такой работы будет создание для ребенка ситуации успеха. Что же такое ситуация успеха и как ее создать?
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:
Неожиданная радость.
Общая радость.
Радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
прием “Лестница”. Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
прием “Даю шанс”. Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”. Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники, опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем (и/или классным воспитателем) или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость:
прием “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена педагогу. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”. В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.
Последним типом ситуации успеха является радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
Приемы, создающие этот тип ситуации успеха:
прием “Эврика”. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
прием “Линия горизонта”. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силах и возможностях.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Кроме страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих, школьная тревожность может проявляться как страх проверки знаний или как проблемы и страхи в отношениях с учителем.
Для работы с таким видом тревожности классный руководитель и учителя могут придерживаться следующих правил:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний
- Не унижайте ребенка
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов, не забудьте похвалить
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Главное здесь – создание и поддержание у ребенка положительного образа учителя как авторитетного взрослого.
II. Работа с классным коллективом включает в себя работу с общей тревожностью, социальным стрессом, страхом самовыражения и страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
На переменах или во внеклассных мероприятиях можно использовать игры и упражнения, способствующие снижению напряженности и улучшению психологической атмосферы в коллективе.
Если в классе высокие баллы по шкале социального стресса, то целесообразно будет проведение психологических тренингов для развития коммуникативных навыков и толерантности.
III.Работа с родителями тревожного ребенка – это,
- во-первых, ознакомление родителей с результатами диагностики школьной тревожности (результаты вклеиваются в тетради обратной связи для индивидуального ознакомления с ними каждого родителя);
- во-вторых, рекомендации родителям по взаимодействию с тревожным ребенком, если уровень тревожности повышен.
От родителей зависит, есть ли у ребенка страх несоответствия ожиданиям окружающих, физиологическая сопротивляемость стрессу, а также страх проверки знаний.
Для уменьшения уровня страха несоответствия ожиданиям окружающих родителям тревожного ребенка целесообразно следовать следующим рекомендациям:
- Демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения, будьте во всем ему примером;
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях;
- Не унижайте ребенка, наказывая его;
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований;
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – это особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Это могут быть особенности темперамента (ребенок-меланхолик), повышенная эмоциональная чувствительность и пр. Для поддержания эмоционального благополучия такого ребенка целесообразно для родителей будет придерживаться следующих правил в общении с ним:
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, сто разрешали ранее;
- Чаще используйте телесный контакт;
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
- В травмирующих ситуациях оказывайте ребенку поддержку.
Распространенной причиной страха проверки знаний является непонимание учебного материала и, как следствие, неготовность ребенка к уроку. В этом случае родителям необходимо :
- Осуществлять контроль выполнения ребенком домашних заданий;
- Если ребенок не понимает материал, помочь ему разобраться, но не делать домашнее задание за него;
- Принимать активное участие в школьной жизни ребенка, организации классных вечеров и т.д.
- Можно составить вместе с ребенком режим дня, в котором будут гармонично сочетаться труд и отдых;
- Поддерживать у ребенка интерес к изучаемому материалу: интересоваться, что сегодня было в школе; попросить рассказать что-нибудь из пройденного материала;
- Даже если школьная программа не вызывает у вас интереса, не показывайте этого.
Кроме этого родителям тревожных детей можно проконсультироваться со школьным психологом.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315