Методическая разработка тренинговых занятий «Приёмы и техники совладения с экзаменационной тревожностью» (11 класс)
МБОУ «Гимназия №79»
«Приёмы и техники совладения
с экзаменационной тревожностью»
Тренинговое занятие.
Методическая разработка
Каптеловой Н.В.,
классного руководителя 11А класса
Барнаул, 2015
Пояснительная записка:
Аннотация
Экзамен - это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающихся в школе и их дальнейшую судьбу.
Исследования и наблюдения показывают, что экзаменационная тревожность занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психологическое напряжение у школьников. А с введением Государственной итоговой аттестации ситуация ещё больше усугубилась.
Подготовка школьников к экзаменам связана с большой нагрузкой и напряжением организма. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию, уменьшить интенсивность подготовки, процедуру проведения экзамена невозможно, однако возможно помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамен, снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствовать сохранению психологического здоровья школьников.
Цель и задачи мероприятия
Цель: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ.
Задачи:
- способствовать снижению стресса в экзаменационный период у
старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара;
- обучить приёмам и техникам совладения с экзаменационной тревожностью;
- формировать у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
- научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
- развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
- освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
- повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.
Категория участников: учащиеся 11 класса
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация «Приёмы и техники совладения
с экзаменационной тревожностью», раздаточный материал «Умеете ли вы следовать инструкции?», мяч.
Сценарий:
Занятие 1.
Мотивация.
Ведущий зачитывает восточную притчу: «Как-то ученики попросили своего Учителя представить следующую ситуацию: он находится на краю обрыва, а внизу за спиной – пропасть, справа – разъяренный тигр, слева – кобра, впереди – отвесная скала Что он будет делать в этом случае? Ответ мудрого учителя был неожиданным» и предлагает учащимся высказать возможный ответ Учителя. После высказываний и обсуждений, ведущий заканчивает притчу: «Ответ мудрого Учителя был неожиданным резонным: а зачем я там окажусь?». Т.е. притча учит, что человек должен уметь избегать стрессовых ситуаций и не попадать в них или управлять ими.
Ведущий: Очень скоро завершиться учебный год. Впереди у вас очень сложный период - экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме - в форме ЕГЭ. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется ещё и тем, что человек начинает тревожиться, беспокоиться, переживать. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность, но это состояние поддаётся сознательному регулированию.
Сегодня мы с вами разучим некоторые приемы и упражнения, которые помогут преодолеть напряжения в стрессовых ситуациях.
Разминка:
Упражнение «Самое трудное»
Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.
Ведущий. Давайте выясним, почему экзамены являются источником стресса? Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене это» и бросить мяч любому другому человеку.
Основная часть
А сейчас я вам предлагаю сдать экспресс- мини-ЕГЭ.
Упражнение «Умеете ли вы следовать инструкции?» (выполняется индивидульно)
Карточка- задание: Умеете ли вы следовать инструкции?
Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. Под именем напишите свой адрес.
5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.
6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.
7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.
8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.
9. Заключите круг в прямоугольник.
10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
11.Громко крикните: «Я закончил!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Далее следует беседа учителя с учащимися:
1. Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания?
2. Как они себя вели? Как проявлялось волнение?
Вопросы исполнителям:
1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?
2. Почему вы волновались?
3. Как вы себя сейчас чувствуете?
4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?
5. Что понравилось, что не понравилось?
6. В чем смысл этого упражнения?
Вывод учащихся.
Ведущий: Итак, в период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. Если Вы волнуетесь слишком сильно или поняли, что Вам особенно трудно находиться в стрессовой ситуации, можно сделать несколько дыхательных упражнений:
Упражнение: «Дыхательная релаксация». Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
Инструкция№1: «Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов». (Выполнение упражнения).
Или инструкция №2:
Долгий вдох через нос и выдох через рот, выдох в два раза длиннее вдоха.
Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры;
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохните.
(Выполнение упражнения).
Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Что почувствовали? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»
Или инструкция №3 «Сесть поудобнее и сконцентрироваться на своем дыхании. Дыхание должно быть естественным и непринужденным. Не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как “медитация на дыхании”). В течение трех - пяти минут нужно как можно дальше проследить за потоком поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим потоком, и дышать при этом легко и естественно. Далее мысленно, про себя, произносить формулы самовнушения: “Я - расслабляюсь - и - успокаиваюсь”, синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова “Я” и “И” следовало произносить на вдохе, а слова “расслабляюсь” и “успокаиваюсь” - на плавном, удлиненном выдохе, представляя себе, как волна теплого воздуха растекается по всему телу, расслабляя и размягчая его».
IV. Рефлексия.
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии. Подводится итог занятия.
Что полезного для себя узнали сегодня?
Чему научились?
Что будете использовать для саморегуляции при подготовке к ЕГЭ?
Ведущий: продолжение на следующем занятии. Благодарю за работу!
**************************************************************************
Занятие 2.
Разминка.
Упражнение «Приветствие без слов». Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.
Инструкция: «Сейчас мы будем приветствовать друг друга, используя язык движений и жестов».
Основная часть.
Ведущий: Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. С помощью аутогенной тренировки вы можете влиять на самого себя. Формулы самовнушения (примеры):
Я способен к отличной работе;
Я верю в свои силы;
Мне это по плечу;
Я одержу победу;
Я все знаю;
Завтра на экзамене я все вспомню;
Я совершенно спокоен;
Ушли все волнения и страхи;
Я бодр и свеж;
Я в порядке.
Упражнение «Слова поддержки».
Ведущий: предлагаю выполнить упражнение «Слова поддержки».
Цель: научить поддерживать себя в ситуации экзамена.
Инструкция: «Напишите слова ободрения и поддержки, как если бы их сказал человек, который верит в вас и уважает вас». (Обсуждение)
Упражнение «Энергетическое зевание»
Ведущий: Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, возникающее во время стресса и усиливающее его негативное влияние. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы занимаетесь. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать?
Инструкция: Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того, чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков. (Выполнение упражнения)
Упражнение «Перекрестный шаг».
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но возможно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие – правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.
Инструкция: Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находиться в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.
Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием. (Выполнение упражнения)
Вода как средство-антистресс.
Ещё надо помнить, что во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай или кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Рефлексия:
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии. Подводится итог занятия.
Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии? Что возьмёте на вооружение для снятия тревожности и волнения во время проведения ЕГЭ из сегодняшнего занятия?
Благодарю за работу!
*************************************************************************
Источники информации:
1.Е.Ю. Шрагина, педагог-психолог Центра психолого-медико- социального сопровождения «Радинец», СВАО, г.Москва «Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Юрий Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Седова М.И. «Профилактика экзаменационной тревожности»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]