Публикация статьи КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКЛОННЫМИ К АГРЕССИИ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКЛОННЫМИ К АГРЕССИИ
Валиахметова А.Н, педагог-психолог
МАДОУ детский сад №247 г. Казани
В настоящее время существует множество направлений по изучению детской агрессивности. Ученые предлагают различные подходы к определению детской агрессии, ее причин и механизмов. Психологи всего мира по-разному описывают уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Одним из таких факторов является особенности семейного воспитания, являющимся образцом агрессивного поведения. Конечно же, ребенок может наблюдать агрессивное поведение в любой части своего окружения так же в мультиках, телевидение, компьютерных играх и т.д, но не у всех детей эти факторы вызывают агрессивное поведение, а лишь у определённой части. Многие научные труды ученых доказывают, что агрессивность, которая была закреплена в детском возрасте, остается и сохраняется на всю жизнь.
Чаще всего агрессивное поведение прослеживается в кризисные возрастные периоды, в такие моменты ребенок воспринимает трудности острее. Так же стоит сказать, что агрессия это, как правило защитная реакция на сложившуюся ситуацию, носящая функцию выхода из ситуации.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
В тот же момент нужно отметить, что у отдельных детей наблюдается агрессивное поведение, не имеющие цели и направления, в большинстве же случаев детская агрессию имеет реактивный характер, поэтому коррекцию агрессии у детей дошкольного возраста нужно начинать с выяснения причины такого поведения. Условиями для перехода агрессивных проявлений у детей в нарушение могут быть:
- как я уже отметила выше длительные и частые фрустрации, причиной которых может быть родители ребенка или определенные обстоятельства.
- проявление ненависти, жестокости к ребенку, формирую тем самым у него чувства незащищенности, недоверия к окружающему миру
- повторяющееся из раза в раз агрессивное поведение родителей, которым ребенок как правило подражает
- чрезмерный контроль или наоборот полное его отсутствие со стороны родителей
- запрет на физическую активность - агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно
Сами родители агрессивного ребенка часто сами фрустрированны и неудовлетворённоы своей жизнь, что прямым образом влияет на ребенка.