Формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС на примере внеурочной деятельности.
Формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС на примере внеурочной деятельности.
Сегодня всё большее признание получает утверждение о том, что в основе школьной успешности лежит не только овладение узкопредметными знаниями и навыками, но и способность принимать самостоятельные нестандартные решения, умение творчески мыслить, стремление к здоровому образу жизни.
Хотелось бы подробнее остановиться на форме оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС на примере внеурочной деятельности (начальная школа) в средней общеобразовательной школе № 30.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения. В нашей школе обучающимся предоставлена возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность школы №30 организуется по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное направление реализуется в программах «Планета здоровья», «Подвижные игры».
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие. Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, получение теоретических и практических знаний о здоровье.
Особое место здесь занимает программа «Разговор о правильном питании». Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность.
Формы реализации этого направления различны и многообразны. Это различные игры, спортивные соревнования, эстафеты. Стало доброй традицией ежегодное проведение в начальной школе «Зарнички», посвященной Дню защитника Отечества.
- общекультурное (эстетическое и экологическое) направление представлено программами «Искусство сцены», «Хореография», целью которых является раскрытие способностей обучающихся в области творчества. По этому направлению педагоги нашей школы осуществляют свою работу в организации мини-спектаклей, отчетных концертов и праздничных мероприятий.
Программа «Мир лекарственных растений» направлена на развитие и углубление экологического воспитания младших школьников, а также на формирование бережного отношения к окружающей природе. Формы деятельности самые разнообразные – это и викторины, и проектная деятельность ( экологические сказки), и, уже ставшая традицией, работа на пришкольном участке по озеленению клумб. Этот вид деятельности поддерживает активный интерес детей к окружающему миру и удовлетворяет детскую любознательность.
- социальное направление реализуется в программе «Все цвета, кроме черного» и направлено на формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе и предупреждении вредных привычек. Форма реализации данного направления в нашей школе разная: творческие проекты, участие в различных викторинах, флэш-мобах, социальных акциях.
- интеллектуальное направление – это , конечно, программа «Юные умники и умницы».
В этой программе разработана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников, включающих в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Именно это направление внеурочной деятельности тесно переплетается с учебной деятельностью и, зачастую, неразрывно связано с ним.
- духовно - нравственное направление представлено программами «Духовно-нравственная культура народов России» и « Край, в котором я живу», целью которых является приобщение младших школьников к истокам родной культуры, развитии системы духовно-нравственных ценностей внутреннего и внешнего мира ребенка. В 4 классе это направление четко прослеживается в курсе ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), которое формирует основы российской гражданской идентичности младших школьников, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формы реализации данного направления , пожалуй, самые разнообразные: экскурсии, конференции, проектная деятельность, творческие конкурсы, выставки, патриотические фестивали.
Еще совсем недавно наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и в нашей школе проходила акция «Мы помним!». Это мероприятие охватило всю школу и даже самые маленькие учащиеся не остались в стороне. Младшие школьники участвовали в различных литературно-творческих конкурсах( «Мы о войне стихами говорим»), выставках ( «Была война великая»), коллективных проектах ( создание «Книги памяти»), патриотических акциях.
Надо отметить, что наша внеурочная деятельность выходит за рамки школы. У нас установились прочные и дружеские отношения с Центром творческого развития и гуманитарного образования «Истоки», МБОУ ЦДОД «Созвездие», МАУК «Центр искусств и ремесел».
Итак, школьная успешность – это еще и грамотная, хорошо продуманная внеурочная деятельность в школе. Планируя внеурочную деятельность, педагог обязан предвидеть, к какому результату должен прийти учащийся.
В сфере личностных универсальных учебных действий :- установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности деятельности;
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, внеурочной деятельности ;
- ориентации на содержательные моменты этой деятельности и принятия образца «успешного участника»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий : - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внеурочном плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия ;- вносить необходимые коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
В сфере познавательных универсальных учебных действий : - осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации,
- организация информации в виде списков, таблиц, графиков , диаграмм, презентаций.
Самым результативным, оказалось, формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.
Безусловно, внеурочная деятельность – безотметочная. Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности, в том числе и внеурочной, у каждого ученика начальной школы есть Портфель достижений или «Портфолио». Здесь собираются благодарности, грамоты и дипломы, полученные учащимся на школьных мероприятиях, муниципальных и региональных конкурсах, всероссийского и международного уровня олимпиадах и викторинах. Не это ли оценка школьной успешности во внеурочной деятельности?