…Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО


Петрайтис Наталья ПетровнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Родниковская школа – гимназия»Зам.директора по УВРФормирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.» Б. Шоу «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель».А. Дистервег «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». (Профессиональный стандарт педагога)  Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Профессионализм- особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.Профессионализм- такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Это и особое мировоззрение человека.

« Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, в его отношении к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву» В. А. Сухомлинский

Тема Руководители МО учителей начальных классов Шеина Н.Н., Решетова А.И. Направление работы МО учителей начальных классов «Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов; для активации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путём повышения эффективности педагогического процесса.




С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов , направленную на развитие профессиональной компетентности? 1 этапВыявление уровня профессиональной компетентности учителя-диагностирование, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности
Оценка основных составляющих профессиональной компетенции учителя 1. Профессиональные знания Средний балл Возрастная психология 3.7 Педагогическая психология 4.2 Теория обучения младших школьников 4.4 Теория и методика воспитания младших школьников 4.3 Современные педагогические технологии и методики обучения 3.7 Русский язык 4.2 2. Правовая компетенция Средний баллКонституция РФ 3.1 Закон РФ «Об образовании» 3.7 Конвенция о правах ребенка 4.1 Стандарты общего начального образования второго поколения 3.6 Должностная инструкция (по месту работы) 4.6 Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения 4.7 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3.3 3. Информационная компетенция Средний балл Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами 4 Владение основами работы с мультимедийным оборудованием 4.2Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов 3.9Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы 4.3 Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, через использование компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц 4Умения конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения 4.1 4. Коммуникативная компетенция Средний балл Владение приемами установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе 4.3 Владение методиками диагностики причин конфликтных ситуаций 3.7 Владение навыками взаимодействия с другими специалистами при решении (педагогической) проблемы, реализации проекта 4.3 Умение организовать коммуникативную деятельность учеников, в том числе с развитием навыков речевого общения и этикета 4.3 5.Социальная компетенция Средний балл Умение формировать позитивные межличностные отношения в детском коллективе 4.7 Умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении 4.6 Умение эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников 4.4 Построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами 4.4 6. Организационные умения Средний балл Знание принципов организации образовательной среды (в том числе воспитательной и информационно-образовательной) 4.5 Владение современными технологиями проектирования образовательной среды 4.1 Умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей 4.2 Умение организовывать работу по продвижению ребенка в рамках индивидуальной образовательной траектории 3.9 Умение учитывать внутренние и внешние условия выполнения своей деятельности и деятельности учащихся по достижению запланированных результатов 4.2 Умение выбирать из нескольких программ (средств) наиболее подходящую программу (средство) для достижения поставленной цели 4 Показатели профессиональных компетенций учителя начальных классов: Средний баллсоциальная компетенция- 4.5информационная компетенция – 4.3Организационные умения – 4.2профессиональные знания – 4.1коммуникативная компетенция – 4.1правовая компетенция – 3.9 2 этапМеханизмы развития профессиональной компетентности педагога - Самообразование; Работа в предметном МО, в творческих группах;- Повышение квалификации; Обобщение и распространение опыта; Участие в педагогических конкурсах, создание собственных публикаций; Аттестация, творческий отчёт



Авторский семинар профессора Ю.С. Мануйлова по теме «Урок как среда формирования УУД» г. Москва 2015 г.Петрайтис Н.П.ЗДУВР Кожухова Л.В. Директор МБОУ «Родниковская школа- гимназия» « Век живи - век учись». Обучая детей, учитель развивается сам, её опыт становится богаче и таким образом становится на путь профессионального успеха.Дунькина В.И. – «Старший учитель», стаж 34 года Республиканский семинар для руководителей образовательных учреждений нового типа «Системно-деятельностный подход в рамках внедрения ФГОС НОО» 1. Технология проблемного обучения – 100% 2. Технология игрового обучения – 100% 3. Технология уровневой дифференциации - 100% 4. Технология индивидуализированного обучения – 100% 5. Технология коммуникативного обучения – 100% 6. Информационные технологии – 92% 7. Развитие исследовательских навыков – 98% 8. Деятельностный подход – 90 % 9. Метод проектов – 87% 10.Технология развития критического мышления -84% УЧИТЕЛЬ – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования.Шеина Н.Н. – «Старший учитель», стаж 34 года Задача учителя - научить ребёнка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд занимательным, продуктивным.Мамутова М.Р. «Учитель-методист», стаж 29 летАвтор программы по крымскотатарскому языку и чтению Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека. Уроки - это всегда праздник. Праздник познания, открытия, преодоления... И на уроках царит атмосфера успеха. А ведь успех окрыляет, придает силы, раскрывает способности детей. 3 этапАнализ деятельности учителя-обобщение опыта; разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованиюпрофессиональной подготовленностипедагогов; -самоанализ деятельности.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор,пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» Константин Дмитриевич Ушинский