…Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО


…Формирование профессиональной компетентности учителя
начальных классов в условиях введения ФГОС НОО
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу
Счастлив тот учитель, который находит свою отдушину в работе, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Наша работа занимает львиную долю времени в жизни, поэтому особенно важно, чтобы она была любимая. Учитель- это звучит гордо! В профессиональной деятельности хранится источник нашего достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личный потенциал.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель», - писал в свои годы А. Дистервег.
В последние годы одной из актуальных проблем развития образования становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в нашей педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А успех, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций.
Что определяет степень профессионализма педагога? Только постоянно развиваясь, он может соответсвовать требованиям современного мира, профессии. Профессиональная компетентность современного учителя в образовательной среде ФГОС раскрывается через учебное сотрудничество учителя и ученика, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобретению опыта самостоятельного решения проблем.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». (И.Г. Песталоцци) 
Поэтому обучающиеся 11 класса нашей школы на вопрос анкеты «Для вас профессиональный учитель – это…» ответили так:
-который может дать нужные достойные знания, навыки и опыт, который пригодится в будущем;
-который относится ко всем наравных, понимает ученика, его личные проблемы и неудачи;
-способный создать атфосферу уюта на своём уроке, приподносит материал с интересом;
-который любит свой предмет, доступно объясняет;
-специалист в своём деле, в меру требовательный и понимающий, не боится учится вместе с учениками и признающий свои ошибки;
-у которого на уроках интересно, показывает презентации, готовит доклады с интересными фактами.
Согласитесь, что это собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». (Профессиональный стандарт педагога)
Что же такое профессиональная компетентность?
Слайд . Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Слайд . Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом-обучением и воспитанием, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Педагогом должна руководить вера в силы и возможности ученика, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других точек зрения, позитив и уверенность в себе, в своих силах. Это составляющие успеха современного учителя. Грамотно созданные ситуации успеха в учебной деятельности повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению.
Владение педагогом различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные аспекты ФГОС в условиях новой образовательной среды.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». (Д. Пойа)
Учитель начальных классов как строитель, работа которого заключается в возведении надежного здания. Для здания необходим крепкий устойчивый фундамент - знания и опыт. Деятельный и креативный педагог начальных классов, гармонично действующий в условиях новой образовательной среды,-это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» ,- гласит китайская народная мудрость, которая очень точно определяет профессиональную суть компетентного педагога современности.
Слайд . Наш великий педагог ХХ века В.А.Сухомлинский предупреждал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву”.
Современная школа требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.
Современный учитель начальных классов нашей школы стремится обладать высоким уровнем профессионально - педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно - конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.
12 учителей начальных классов нашей школы выступают как и педагоги – воспитатели, и детские психологи, который умело подбирают педагогические технологии, методику, позволяющую успешно реализовать главную цель - создание условий для позитивного развития личности младшего школьника.
“Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.М.И. Калинин
Слайд . Направление деятельности МО учителей начальных классов на этот учебный год: “Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»
Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов; для активации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путём повышения эффективности педагогического процесса.
Основные темы заседаний МО учителей начальных классов были направлены на обсуждение актуальных вопросов направленных на формирование разносторонне развитой, здоровой физически и нравственно личности, способной реализовать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Профессор А.А. Крылов пишет: «... мастер педагогического труда – это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения».
На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно . Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:• диагностирования, тестирование; • определение путей совершенствования профессиональной компетентности. 
Оценка основных составляющих профессиональной компетенции учителя (от 1 до 5)
Профессиональные знания
Средний балл
Возрастная психология 3.7
Педагогическая психология 4.2
Теория обучения младших школьников 4.4
Теория и методика воспитания младших школьников 4.3
Современные педагогические технологии и методики обучения 3.7
Русский язык 4.2
Правовая компетенция
Средний балл
Конституция РФ 3.1
Закон РФ «Об образовании» 3.7
Конвенция о правах ребенка 4.1
Стандарты общего начального образования второго поколения 3.6
Должностная инструкция (по месту работы) 4.7
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения 4.7
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3.3
Информационная компетенция
Средний балл
Владение основами работы с текстовыми редакторами,электронными таблицами 4
Владение основами работы с мультимедийным оборудованием 3.6
Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов 3.5
Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы 3.5
Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, через использование компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц 4
Умения конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения 4.1
Коммуникативная компетенция
Средний балл
Владение приемами установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе 4.3
Владение методиками диагностики причин конфликтных ситуаций 3.7
Владение навыками взаимодействия с другими специалистами при решении (педагогической) проблемы, реализации проекта 4.3
Умение организовать коммуникативную деятельность учеников, в том числе с развитием навыков речевого общения и этикета 4.3
5.Социальная компетенция Средний балл
Умение формировать позитивные межличностные отношения в детском коллективе 4.7 Умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении 4.6
Умение эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников 4.4
Построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами 4.4
Организационные умения
Средний балл
Знание принципов организации образовательной среды (в том числе воспитательной и информационно-образовательной) 4.5
Владение современными технологиями проектирования образовательной среды 4.1 Умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей 4.2
Умение организовывать работу по продвижению ребенка в рамках индивидуальной образовательной траектории 3.9
Умение учитывать внутренние и внешние условия выполнения своей деятельности и деятельности учащихся по достижению запланированных результатов 4.2
Умение выбирать из нескольких программ (средств) наиболее подходящую программу (средство) для достижения поставленной цели 4
Профессиональные знания 4.1
Правовая компетенция 3.9
Информационная компетенция 4.3
Коммуникативная компетенция 4.1
Социальная компетенция 4.5
Организационные умения 4.2
. 2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.• Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др. • Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады. • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях. • Участие в различных конкурсах. • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций. • Обобщение и распространение опыта. • Аттестация. • Творческий отчет. • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. • Самообразование. 
Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого – педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою квалификацию.
Все учителя прошли курсы ФИРО по повышению квалификации, 3 учителей по преподаванию курса ОРКСЭ. 4 учителей в этом учебном году прошли дистационные курсы по преподаванию русского языка.
Абхаирова С.Э прошла дистанционные курсы по программе «Доступная среда»
Второй год школа работает по программе инклюзивного образования. На инклюзивном образовании находятся трое обучающихся, из них два ребёнка обучается в 3 и 4 классах с учётом программы ЗПР.
В рамках программы «Доступная среда» в школе осуществляется работа по созданию необходимых материально-технических условий для обучения детей с ОВЗ. Для проведения коррекционно-развивающих занятий оборудована сенсорная комната. Школа приняла активное участие в выставке передового опыта в рамках Всероссийского совещания руководителей инклюзивных образовательных организаций «Формирование и развитие универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях субьектов РФ: достижения,проблемы, перспективы». Команде поддержки инклюзивного образования нашей школы, в которую входят 4 учителя начальных классов, была вынесена благодарность инклюзивного ресурсного центра.
Петрайтис Н.П. с директором школы Кожуховой Л.В. в январе 2015 г. прошли обучение в г. Москва на авторском семинаре профессора Ю.С. Мануйлова по теме «Урок как среда формирования УУД». Среди МО нашей школы прошёл обучающий семинар по данной проблеме. В марте профессор Ю.С. Мануйлов на базе нашей школы проводил семинар с учителями Симферопольского района, в котором приняли участие и учителя начальных классов нашей школы.
Начальные классы - это самый важный период человеческой жизни. Ведь от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким завтра окажется сегодняшний первоклассник.
Уже 34 года в нашей школе работает талантливый педагог Дунькина В.И. Её опыт был обобщён в 2006 г по теме «Использование элементов проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Её основа в педагогической практике « Век живи - век учись». Обучая детей, учитель развивается сам, её опыт становится богаче и таким образом становится на путь профессионального успеха. В 2014/2015 уч.году давала открытый урок в рамках проведения КРИППО республиканского семинара для руководителей образовательных учреждений нового типа «Системно-деятельностный подход в рамках внедрения ФГОС НОО».
В работе МО проведена большая работа по освоению современных образовательных технологий. Все учителя обладают высоким уровнем владения педагогическими технологиями и используют их в своей работе.
1. Технология проблемного обучения – 100%
2. Технология игрового обучения – 100%
3. Технология уровневой дифференциации - 100%
4. Технология индивидуализированного обучения – 100%
5. Технология коммуникативного обучения – 100%
6. Информационные технологии – 92%
7. Развитие исследовательских навыков – 98%
8. Деятельностный подход – 90 %
9. Метод проектов – 87%
10.Технология развития критического мышления -84%
Для вашей работы, уважаемые коллеги, мы предлагаем список информационных источников к актуальным педагогическим технологиям.
Руководитель МО учителей начальных классов, «Старший учитель», Шеина Н.Н. уже 34 года учить своих детей находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, постоянно работает над самообразованием.
Считает, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.Поэтому в соей работе широко использует проектную деятельность, так как она основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. В 2014/2015 уч.году давала открытый урок в рамках проведения КРИППО республиканского семинара для руководителей образовательных учреждений нового типа «Системно-деятельностный подход в рамках внедрения ФГОС НОО».
Специалист высшей категории, «Учитель – методист» Мамутова М.Р. разработала программу по крымскотатарскому языку и чтению для начальной школы, которая была принята 20 мая 2015 г.и публикуется в г.Москва в издательстве «Просвещение». Задача учителя - научить ребёнка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд занимательным, продуктивным. Передовой педагогический опыт был обобщён
Ежегодно внутри МО учителей начальных классов проходят методические и предметные недели. Младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.
Наши учителя, как педагоги, не просто передают знания, но и умеют пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать. Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа - задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим!
Ежегодно в начальных классах проходит школьная олимпиада «Всезнайка», где ребята с удовольствием принимают участие и показывают высокие результаты. В школьной конференции «Шаг в науку» наравне со старшеклассниками принимают участие дети 3-4 классов. Ученица Колосова Д. заняла призовое место.
Наши дети принимают активное участие в районных и республиканских конкурсах.
В Крымском республиканском конкурсе юных филологов «Диалог с классиками» приняли участие в 2014 г -3 чел., в 2015 г -4 чел.
В крымском республиканском конкурсе творческих работ «Мой голос»:
2014 г-7 чел., 2015 г.-5 чел.
В районном конкурсе чтецов «Магия слова» -2 чел.
В Международном конкурсе ЭССЕ и рецензии «По ту сторону экрана»:
2014 г-3 чел., 2015 г.-2 чел.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию
3 этап. Анализ деятельности учителя.• Обобщение опыта. • Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. • Самоанализ деятельности.
Диагностическая карта успешности
Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха. Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.
И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог!
Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравшим профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу свое выступление:
«В деле обучения и воспитания. Во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор. Пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».