Вязание как средство развития эстетического вкуса обучающихся на уроках технологии

Выступление

(Слайды 1, 2) Тема моего проектного исследования звучит следующим образом: «Вязание как средство развития эстетического вкуса обучающихся на уроках технологии».
(Слайд 3) Актуальность выбора именно этой тематики обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, одна из тенденций развития современного образования в рамках его модернизации проявляется в том, что на первый план выходит не столько транслирование суммы знаний учащимся, сколько подготовка творчески мыслящего выпускника, способного совершенствовать и преобразовывать окружающую действительность, обладающего тонким чувством прекрасного.
Во–вторых, важной предпосылкой, обеспечивающей любую творческую деятельность, выступает наличие эстетического вкуса, под которым принято понимать способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства.
В-третьих, одним из эффективных средств формирования и развития эстетического вкуса обучающихся на уроках технологии являются занятия по вязанию. Работы по вязанию учат воспринимать и чувствовать прекрасное, развивают глазомер, чувство формы, цвета, стиля.
(Слайд 4) Исследование и опыт практической работы позволили выявить основные противоречия в организации развития эстетического вкуса детей на уроках технологии. К ним отнесены противоречия между:
- требованиями социального заказа на подготовку выпускника, обладающего оптимальным набором творческих и преобразующих компетенций, и недостаточным вниманием к их формированию в современной общеобразовательной школе;
- возможностями, предоставляемыми использованием вязания в преподавании технологии для развития эстетического вкуса, и неразработанностью теоретической и методологической базы данного процесса.
(Слайд 5) Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила формулировку проблемы исследования: теоретическое осмысление и практическое подтверждение значимости использования уроков по вязанию для развития эстетического вкуса обучающихся.
(Слайд 6) Целью исследования является обоснование эффективности применения уроков по вязанию как средства развития эстетического вкуса обучающихся.
Объект исследования: процесс развития эстетического вкуса у учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: развитие эстетического вкуса путем использования вязания на уроках технологии.
(Слайд 7) Гипотеза исследования заключается в том, что активизация использования вязания на уроках технологии позволяет развить на надлежащем уровне эстетический вкус обучающихся.
(Слайд 8) В соответствии с целью и гипотезой проектного исследования определяются следующие задачи:
-конкретизировать содержание понятия «эстетический вкус», охарактеризовать его основные компоненты (чувство формы, чувство стиля и чувство цвета);
- проанализировать влияние уроков по вязанию на развитие эстетического вкуса школьников;
-изучить пути и возможности развития эстетического вкуса с учетом специфики предмета «Технология» и инструментальных возможностей техники вязания.
(Слайд 9) Основными методами исследования послужили экспериментальный, статистический, метод обработки результатов.
Источниками информации явились: -литература по педагогике, психологии; -результаты тестирования.
Способы обработки информации, которые использовались в проекте – анализ, сопоставление, обобщение, выводы.
(Слайд 10) Новизна проекта заключается:
В теоретическом плане:
уточнено содержание понятий «эстетический вкус», «чувство формы», «чувство стиля», «чувство цвета».
В практическом плане:
-осуществлено системное исследование процесса развития эстетического вкуса средствами уроков по вязанию;
-практически подтверждены значительные возможности уроков вязания в плане развития эстетического вкуса обучающихся.
(Слайд 11) Механизм реализации проекта представлен тремя этапами:
1 этап (этап констатирующего эксперимента): (сентябрь 2009 г. – декабрь 2009 г.)
2 этап (этап формирующего эксперимента): (январь 2010 г. - март 2010 г.)
3 этап (этап контролирующего эксперимента): (апрель 2010 г. - май 2010 г.)
(Слайд 12) Первоначально было проведено теоретическое исследование данного вопроса. Затем была разработана система тестов с целью выяснения уровня развития составляющих эстетического вкуса (чувства формы, стиля и цвета) обучающихся 7 класса. Тесты составлялись на основе методик, предложенных авторами Е. Торшиловой и Т. Морозовой.
Для диагностики чувства формы применялся тест «Геометрия в композиции». Для диагностики чувства стиля- тест «Подбери детали». Для диагностики чувства цвета были применены два теста: тест 1. «Цвет-событие», тест 2 «Расскажи о цвете».
(Слайд 13) Полученные на основании тестирования выводы о состоянии развития компонентов эстетического вкуса обучающихся 7 класса представлены на диаграмме. По пятибалльной системе на начальном этапе исследования уровень развития чувства формы составлял 3,42, чувства стиля – 2,86, чувства цвета – 3,57. Средний балл развития эстетического вкуса составил 3,29 балла.
Как видим, сравнительно высокий в среднем показатель у учащихся данного класса характеризует чувство цвета. Но при достаточно низком уровне показателей по другим тестам общая картина состояния развития эстетического вкуса оставляет желать много лучшего.
(Слайд 14) С учетом этого на последующем этапе предпринимались конкретные шаги для улучшения сложившейся ситуации. В частности, осуществлялась активизация использования техники вязания на уроках технологии.
Средства развития эстетического вкуса.
1. Постепенное движение от простого к сложному с переходом к изготовлению изделий, имеющих разнообразную цветовую гамму, непростую форму и стиль.
2. Дидактические игры.
3. Творческие проекты.
(Слайд 15) Первоначально выполнялись самые простые задания, например, «Ежевичка», «Виноград». Как выяснилось, создание таких даже сравнительно несложных изделий требует от детей немало выдумки и фантазии, выбора цветов, их комбинирования, соблюдения формы изображаемого.
(Слайд 16) В последующем усложнение заданий осуществлялось за счет увеличения количества деталей, расширения цветовой гаммы выполняемых изделий. При выполнении заданий «Рыбка» и «Прихватки» обучающиеся «играли» с цветом и формой, соотносили реальные предметы с теми, которые предстоит создать. Дети продемонстрировали свое умение включать в работу творческое воображение, осуществлять операции анализа и аналогии.
(Слайд 17) Большой интерес со стороны детей вызвали упражнения по изготовлению образцов «Бабочка» и «Клубничка». Усложнение формы изделия активизировало творческие навыки детей и их психические процессы, а создание отдельных образцов, например «Бабочка» предоставило школьникам полную свободу выбирать и форму, и цвет изделия.
(Слайд 18) С неменьшим энтузиазмом девочки взялись за вязание таких необходимых в быту предметов, как салфетки. Широкий спектр цветов, используемых при вязке, сложность и оригинальность орнамента, разнообразие решений о форме – все это свидетельствует о позитивных подвижках в плане развития составляющих эстетического вкуса.
(Слайд 19) Самыми сложными изделиями, связанными в ходе проектного исследования детьми, стали одежда для игрушек и одежда для маленьких детей. Здесь помимо решения о цветовых сочетаниях и предпочтениях, форме изделия в целом и отдельных его деталей необходимо было включать объемное видение предмета, а также изучить стилистические особенности одежды.
(Слайд 20) Использование на уроках заданий на вязание спицами и крючком сделало занятия увлекательными. Благодаря этому в интересной ненавязчивой форме происходило формирование основных компонентов эстетического вкуса у детей, расширялся уровень их кругозора.
Важно отметить, что в течение всего года в школе действовало объединение дополнительного образования «Рукодельница», которое активно посещали обучающиеся и 7 класса.
(Слайд 21) Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности детей, вызывают живой интерес к предмету, повышают восприимчивость к прекрасному. Кроме того, игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются творческие способности детей, их индивидуальность.
Например, игра «Выбери цвет». В процессе изготовления вязаного изделия учитель предлагает детям выбрать цветовую гамму образца. На столе у учителя лежат карточки, раскрашенные в различные цвета спектра. Учитель показывает одну из карточек. Задача обучающихся – определить, подходит ли данный цвет для будущего изделия или нет и почему?
Для изделий, требующих сочетания двух или более цветов, учитель демонстрирует две карточки, либо сначала одну, а ученики подбирают к указанному цвету парный цвет (красный-зеленый, сиреневый-розовый, белый-черный).
(Слайд 22) Проектная деятельность содержит в себе значительный воспитательный потенциал: способствует формированию чувства самостоятельности, ответственности, коллективизма, эстетического восприятия мира и гармонии.
С учетом этого одним из средств развития эстетического вкуса в нашем проекте выступает проектная деятельность обучающихся. Было выполнено и представлено на обсуждение в группе три проекта:
-«Поспорим о стилях» (в котором освещались особенности наиболее известных стилей одежды различных времен, особое внимание уделялось при этом стилю «Ретро» и стилям национальной одежды в России);
-«Уровни восприятия цвета» (в котором рассказано о роли цвета в жизни человека и трех уровнях его восприятия: физиологическом (импрессивном), эмоциональном и символическом);
-«Цвет в вязаных изделиях. Вязание двумя и более цветами» (в котором рассмотрены возможности использования различных цветов и их сочетаний в создании оригинальных вязаных изделий, о родственных и контрастных цветах, о дополнительных и доминирующих цветах, о влиянии на цвет свойства пряжи, фактуры вязаного полотна).
(Слайд 23) Своеобразным итогом проделанной работы по реализации проектного исследования можно считать выставку творческих работ обучающихся, на которой были ярко продемонстрированы достижения детей в выполнении вязаных изделий и представлены наиболее удачные и впечатляющие работы.
Следует особо подчеркнуть, что наиболее интересные в художественном отношении работы, представленные на выставке, отмечены выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, созданы с большой любовью и выдумкой.
(Слайд 24) В конце года мною было вновь проведено тестирование учащихся с целью выяснения сформированного уровня развития эстетического вкуса. Школьникам были предложены такие же тесты, что и на первом этапе исследования, но содержание заданий в них было изменено.
Из данных диаграммы видно, что уровень развития всех составляющих эстетического вкуса вырос по сравнению с периодом начала проектного исследования.
(Слайд 25) Прирост показателя уровня развития чувства формы составил +0,43 балла, чувства стиля - +0,42 балла, чувства цвета - +0,5 балла. Средний показатель развития эстетического вкуса по группе за период проектного исследования возрос на 0, 44 балла (от 3, 29 до 3, 73).
(Слайд 26) Таким образом, поставленная цель – формирование и развитие отдельных элементов эстетического вкуса с помощью активизации работы по вязанию на уроках технологии достигнута, выдвинутая гипотеза о том, что активизация упражнений по вязанию позволяет сформировать на надлежащем уровне отдельные составляющие эстетического вкуса, доказана, поставленные задачи решены.
(Слайд 27) При подготовке проектного исследования был использован обширный круг источников, в том числе и ресурсы сети Интернет.
(Слайд 28) Разрешите на этом закончить свое выступление. Спасибо за внимание!



15