Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников через уроки литературного чтения


Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников через уроки литературного чтения
Учитель начальных классов Ноянова Г.А.
Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил космос и морские глубины, освоил технологию передачи звука на расстоянии... Но осталась непознанной самая большая загадка он сам.
Человек - существо эмоциональное, и все с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное
отношение, те или иные чувства, но одна и та же ситуация может вызывать разные чувства.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживание в литературе. Обращение к человеческой фантазии, к миру эмоций к разуму через литературные образы, которые воздействуют на читателей, приобщая их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Вся работа образовательного процесса нацелена на развитие эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, воображения школьников, на пробуждение интереса к литературе, т.к. литературные произведения являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость.
Объект проекта - развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет проекта - методы и приемы, при помощи которых идет развитие эмоциональной отзывчивости.
Цель проекта - спроектировать методы и приему развития эмоциональной отзывчивости. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть проблему эмоционального отношения младшего школьника к героям литературных произведений.
Изучить педагогический опыт развития эмоциональных отношений.
Дать психолого-педагогическую характеристику условий развития эмоциональных отношений через читательские умения.
Подобрать систему текстов, заданий, способствующих развитию эмоциональных отношений младших школьников на уроках литературного чтения.
Как развивать читательское умение эмоционально откликаться на художественные образы?
Для развития этого читательского умения необходимо учитывать интересы и потребности учащегося, как читательские, так и личностные. Известный педагог, психолог и детский писатель В.А. Левин предлагает соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
ребенок участвует в совместном чтении (как и в других занятиях искусством) добровольно и получает от этого эстетическую радость, удовольствие;
выбор произведения для чтения ребенок осуществляет самостоятельно, а не по списку «обязательной» литературы, заданной для всех;
взрослый читает то, что ему самому доставляет читательское удовольствие, так как приобщить школьника к искусству может только тот, кто сам любит литературу;
ребенок имеет возможность оставаться с книгой наедине, самостоятельно возвращаясь к прочитанному произведению, автору, жанру, перечитывать целиком или выборочно;
•почувствовав, что произведение выбрано неудачно, не интересно ребенку или не соответствует его сегодняшнему настроению, взрослый не упорствует, не заставляет ребенка читать до конца, а откладывает текст. Поэтому целесообразно перед чтением дать задания, активизирующее восприятие:
прочитайте и представьте картину, которую нарисовал автор.
какие чувства хотел передать нам поэт.
Приемы, способствующие активизации читательского интереса:
вспомните, что кажется вам самым красивым зимой осенью
весной летом
нарисуйте картину раннего утра вечернего заката
дождливой осени зимнего леса
легкого утреннего ветерка
Приложения Творческие работы
Подбираем эпитеты к слову «одиночество»
Нарисуйте одиночество так, как вы это представляете
Ответьте на вопросы.
Вспомни, когда ты оставался в одиночестве? Почему это произошло? Какие чувства ты испытал?
Что тебе помогло справиться с одиночеством (игрушки, книги, фантазии)?
Нужно ли человеку одиночество?
(учащиеся пишут по желанию в форме сочинения-миниатюры)
В.Г. Распутин «Мама куда-то ушла»
Перечитай рассказ и подумай, какие чувства испытывал герой рассказа? Напиши их в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.
Закрась клеточки тем цветом, который по-твоему, подходит для этого душевного состояния.
1. 2. 7. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
Раздели текст на части. Озаглавь их.
1.____________________________
2._____________________________
3.______________________________
4.______________________________
5.______________________________
Кто из персонажей сказки говорит эти слова:
«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
«Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.»«Он некрасив—это правда, но у него доброе сердце.»
«...какой-то он большой и несуразный! Не мешает его немного проучить.»Слова-подсказки: утка-мать, злая утка, знатная утка с красным лоскутком, братья и сестры.
Составь устный рассказ о жизни гадкого утенка на птичьем дворе.
А.С. Пушкин «Зимнее утро» Какие чувства испытывает герой? В одну колонку выпиши названия настроения, а в другую - слова, создающие это настроение.
I2
строфа.«день чудесный!»
Утренняя радость, ликующее, «пора, красавица, проснись....»
«звездою севера явись!»
строфа.«вьюга злилась»
Тоскливое, «Нанебе»
«тучи»
«и ты»
строфа.«коврами,
Восхищенное, __на солнце....» «лес»
строфа.«блеском»,
, «треском»,
« думать...»
Ч
строфа.«... предадимсяконя»,
,«поля»
Слова-подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищенное, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.К.Д. Бальмонт «Осень»
Нарисовать Осень в виде живой девочки, т.к. автор предположительно одушевил ее.
Слова-подсказки: в сердце только грустнее, и заплачет спросонья, грустное, печальное, заплаканное выражение лицо.
Можно использовать ролевые и подвижные игры, элементы психогимнастики ( язык движений), мимических и пантомимических этюдов, элементы тренингов, сказок игр-драматизаций.
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» В рассказе Паустовского много цветовых эпитетов. Закрась как художник клеточки тем цветом, который указан в тексте,
« И было непонятно, как с такого неба может слетать такойснег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов
распустились у мамы на столе в корзине.большие цветы. Но
непонятнее всего былаворона».
«Там, в сиянии, исвета, появился дворец».
Каким рассказ получился по настроению и по цвету? Выбери и подчеркни
вариант (ы) ответа. Докажи.
РазноцветныйУнылый
Сказочный
Веселый
Однотонный
Яркий
Веселый
Необыкновенный Контрастный
tС.А. Есенин «Черемуха»
Выписать ключевые эпитеты.
Слова-краски

Какие краски выбрал поэт? Почему?
слова-запахи

вкусные слова
Л.H. Толстой «Прыжок»
Выпиши слова в два столбика, характеризующие поведение людей на палубе и поведение мальчика.
Все засмеялисьСам не знал, смеяться ли ему или _______________________
Матросы громче стали смеяться А мальчик
Все смотрели и смеялись тому, что _____ Мальчик очень раззадорился. Он _
Все замерли от Он пустил веревку и
Вдруг в народе кто-то Мальчик от этого крика________
Подумай, связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
Что же побудило его полезть за обезьянкой?