Пояснительная записка: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Урок биологии в 6 классе
«Плод. Разнообразие и значение плодов»

Пояснительная записка
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на развитие личности ребёнка. Особую заботу в этом требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время я работаю с шестым общеобразовательным интегрированным классом, в котором третья часть детей имеет ЗПР (задержку психического развития). Официально перед всем классом: и детьми, и родителями я никак не выделяю (не «афиширую») особый статус этих детей. Важной частью учебно – воспитательного процесса в классе является коррекционно – развивающая деятельность. Имея небольшой опыт работы в специальном (коррекционном) классе, считаю одной из первостепенных задач активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их мыслительной активности, самостоятельности, самооценки, самореализации. В программе коррекционной работы прогнозирую результаты коррекции развития учащихся, планирую процесс коррекционно – развивающего обучения и мониторинг развития детей с ОВЗ.
На уроках применяю коррекционно – развивающие упражнения, групповые и индивидуальные формы помощи: памятки опоры, схемы, карточки с учётом индивидуальных особенностей.
Наблюдения показали, что развитию познавательной активности способствует применение ИКТ (информационно – коммуникативные технологии). Ученики этого класса любят наглядность, трогать руками. При изучении нового материала стараюсь обеспечить полисенсорное восприятие, разные формы практической деятельности (групповые формы работы, работа в парах с целью вовлечения детей с ОВЗ в совместную деятельность с более сильными учащимися). При этом опираюсь на ранее полученные знания детей и имеющийся жизненный опыт. В сложнейшей деятельности таких детей по овладению стандартом не допускаю перегрузку учащихся, их переутомление, заботясь о здоровьесбережении учащихся, удовлетворении естественной потребности детей в двигательной активности. Я чередую виды деятельности, своевременно провожу физкультминутки, динамические паузы, игровые моменты, использую элементы фито и аромотерапии, рефлексию, создаю ситуацию успеха. Всё это обеспечивает создание положительного, доброжелательного микроклимата в классе, активизации познавательной деятельности – а это одно из важнейших условий обеспечения освоения стандарта всеми детьми, в том числе и с ОВЗ.
Данный открытый урок биологии проведён мной в 2015 – 2016 учебном году в рамках семинара для педагогов школ города Костромы и Костромской области - слушателей курсов КОИРО в рамках семинара «Коррекционно – развивающее и интегрированное образование в условиях современной школы», проведённом в Средней общеобразовательной школе № 14 города Костромы в 2015 – 2016 учебном году. (Памятка прилагается).
Урок разработан на основе современных подходов общей и коррекционной педагогики, так как мой общеобразовательный класс включает в себя группу детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), нуждающихся в коррекционно – развивающем обучении. Поэтому стоит задача – обеспечить интегрированное, «инклюзивное» образование.
«Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Автор учебника: В.В.Пасечник Биология –Бактерии.Грибы. Растения 6 класс. Количество часов в неделю – 1 час. В год – 34. По программе урок относится к теме « Строение и многообразие покрытосеменных растений». Тема «Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд». Урок тематический, позволяет расширить осведомлённость учащихся по теме: «Плоды.Распространение и значение плодов».
В классе 16 человек: 11 девочек и 5 мальчиков. Шесть учащихся имеют заключение ПМПК: «Обучение по программе специального (коррекционного) класса VII вида». Кроме того, у 8 человек в медицинских картах указаны рекомендации: по соматическим показаниям и «Занятия с логопедом и психологом».
Цель и образовательные задачи урока определены учебной программой. Специфика интегрированного состава класса требует постановки перед уроком, кроме общедидактических и воспитательных, дополнительно развивающих и коррекционно- развивающих задач.
Цель:
Задачи урока:
Исходя из цели и задач, выбран тип урока изучения нового материала. Урок выстроен в шесть этапов: организационно –мотивационный, определение темы и целей урока, изучение и закрепление новых знаний, обощение и закрепление новых знаний, рефлексия, и домашнее задание.
На этом уроке я стремилась развивать у детей интерес к изучению плодов, их значении и разнообразии.
Трудностью подготовки уроков в интегрированном классе является отсутствие разработанных методических рекомендаций со стороны Министерства образования и науки и региональных служб, так как модель инклюзивного образования в нашей стране в настоящее время внедряется пока в порядке эксперимента в образовательных учреждениях ряда субъектов РФ и, в основном, предполагает включение в основную группу детей с интеллектуальной недостаточностью по Программе ОУ VIII вида или детей с физическими недостатками (ДЦП и др.). Поэтому мне приходится подбирать методики самостоятельно, исходя из необходимости реализации поставленных целей и задач.
В основном, приходится применять технологию личностно-ориентированного обучения, обеспечение «деятельностного» подхода, элементы развивающего, коррекционно - развивающего, «инклюзивного» обучения. «Инклюзия» на уроке осуществлялась через включение всех групп учащихся в активную фронтальную работу, (посильные для них вопросы), работу в группах и парах, индивидуальное сопровождение и различные формы помощи учащимся с учётом их особенностей и возможностей. Дифференцированный подход осуществляется не только на уроке, но и в разноуровневой домашней работе.
С целью обеспечения полисенсорного восприятия материала, интереса к изучаемому, концентрации внимания, на уроке было использовано различное оборудование: учебники, магнитная доска, мультимедийный проектор, ПК, система тестирования. Для активизации мыслительной деятельности, развития психических функций, создания эмоционального настроя чередовались различные виды деятельности. ИКТ использовались на нескольких этапах урока. Шестой класс ещё работает не по ФГОС, но я пытаюсь использовать и современные рекомендации.
Считаю, что рационально было распределено время на всех этапах урока, которые были логически связаны между собой. Применялись различные методы и приёмы личностно – ориентированного обучения, развивающего, коррекционно- развивающего обучения, а также методы и приёмы для обеспечения качественного усвоения нового материала: постановка проблемных задач, ИКТ, работа с учебником, самостоятельная работа, работа в группах, дифференцированная работа. С целью здоровьесбережения создавалась доброжелательная, комфортная обстановка, ситуация успеха, проводились физкультминутки, динамические паузы для снятия напряжения с мышц рук, спины, глаз, кровообращения головного мозга. Через содержание урока формировалось представление о здоровом образе жизни, содействие общему физическому и психическому развитию детей. На уроке осуществлялся принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. Принцип научности был реализован в работе с интерактивной доской и работой с учебником. На уроке были полностью реализованы все поставленные задачи.
Благодаря чередованию используемых методов, разнообразию содержания, форм организации деятельности поддерживалась высокая активность и работоспособность у всех учащихся, включая и детей с ЗПР, ОВЗ. Итог самостоятельной работы, рефлексия, показали, что все учащиеся усвоили учебный материал, удовлетворены своей работой на уроке и готовы выполнять домашнее задание.

15