Комплект контрольно оценочных средств по УД Психология экстремальных ситуаций
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н. Комарова»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
____________ И.Н. Бездольная
«____»_____________ 2016г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП 07 Психология экстрЕмальных ситуаций
профессиональной программы среднего специального заведения
по специальности – 20.02.04 пожарная безопасность
(базовой подготовки)
п. Варские
2016
Комплект контрольно - оценочных средств по учебной дисциплине Психология экстремальных ситуаций разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н. Комарова»
Разработчик: Лысенко Нина Александровна – преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
пожарно-спасательных дисциплин
Протокол № ______ от_____________ 2016 г.
Председатель ______________ Ю.А. Драчёв
Паспорт комплекта оценочных средств
Область применения комплекта оценочных средств
Результатом освоения учебной дисциплины Психология экстремальных ситуаций является готовность студента оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику, оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ППССЗ в целом.Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференциальный зачет.
Проверяемые результаты обучения:
Освоенные умения (У), усвоенные знания (З), общие компетенции (ОК),
которые возможно сгруппировать для проверкиПоказатели оценки результата
У-1 Оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику
З-1 Особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-2 Систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях.
З-3 Факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-16 Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач.
Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
У-2 Оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
З-5 Понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи.
З-6 Классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-7 Основные направления работы с различными группами пострадавших.
З-8 Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-10 Признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.
Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность.
Способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы.
Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности
У-3 Вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-4 О влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-11 Механизмы образования толпы.
З-12 Принципы профилактики образования толпы.
З-13 Основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы.
З-14 Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи.
Правильность выбора документов при решении производственной задачи.
Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.
Ответственность за результат выполнения заданий
У-4 Учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи.
З-6 Классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-7 Основные направления работы с различными группами пострадавших.
З-8 Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-15 Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.
Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность.
Способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы.
1.3. Таблица сочетаний проверяемых знаний и умений
Результаты освоения
(объекты оценивания) Основные показатели оценки результата
№ задания
У-1 Оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику
З-1 Особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-2 Систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях.
З-3 Факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-16 Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач.
Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (В1)
(В2)
(В3)
(В4)
(В6)
(В7)
У-2 Оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
З-5 Понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи.
З-6 Классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-7 Основные направления работы с различными группами пострадавших.
З-8 Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-10 Признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.
Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность.
Способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы.
Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности (В1)
(В2)
(В4)
(В5)
(В6)
(В7)
(В8)
(В9)
(В10)
У-3 Вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-4 О влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-11 Механизмы образования толпы.
З-12 Принципы профилактики образования толпы.
З-13 Основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы.
З-14 Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи.
Правильность выбора документов при решении производственной задачи.
Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.
Ответственность за результат выполнения заданий (В1)
(В2)
(В4)
(В5)
(В6)
(В7)
(В8)
(В9)
(В10)
У-4 Учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи.
З-6 Классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-7 Основные направления работы с различными группами пострадавших.
З-8 Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-15 Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.
Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность.
Способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы.
(В1)
(В4)
(В8)
(В10)
Комплект оценочных средств
2.1. Задания для проведения дифферинциального зачёта
Вариант № 1
1. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
2. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
4. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
5. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
6. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
7. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
8. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
9. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
10. ЧС, чрезвычайная ситуация:
а) Состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной
ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются
нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и
здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и
окружающей природной среде
б) Состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной
ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия
жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится
ущерб имуществу населения, и требуется восстановление пострадавших
территорий.
в) Состояние на определенной территории, при котором в результате возникновения
источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и
здоровью людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб
имуществу населения, народному хозяйству.
Вариант № 2
1. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
2. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
3. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
4. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
5. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
6. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
7. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
8. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
9. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
10. Источник чрезвычайной ситуации; источник ЧС:
а) Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие,
широко распространенное биолого-социальное явление, инфекционная болезнь
людей, животных и растений, в результате чего произошла или может возникнуть
чрезвычайная ситуация.
б) Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие,
широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных
животных и растений, а также применение современных средств поражения, в
результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
в) Опасное природное или техногенное явление, широко распространенная
инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение
современных средств поражения, в результате чего произошла или может
возникнуть чрезвычайная ситуация.
Вариант № 3
1. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
2. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
3. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
4. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
5. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
6. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
7. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
8. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
9. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
10. Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС:
а) Частота или вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая
показателям риска.
б) Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации,
определяемая комплексными показателями риска.
в) Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации,
определяемая соответствующими показателями риска.
Вариант № 4
1. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
2. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
4. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
5. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
6. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
7. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
8. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
9. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
10. ЧС, чрезвычайная ситуация:
а) Состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной
ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются
нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и
здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и
окружающей природной среде
б) Состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной
ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия
жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится
ущерб имуществу населения, и требуется восстановление пострадавших
территорий.
в) Состояние на определенной территории, при котором в результате возникновения
источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и
здоровью людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб
имуществу населения, народному хозяйству.
Вариант № 5
1. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
2. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
3. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
4. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
5. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
6. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
7. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
8. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
9. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
10. Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС:
а) Частота или вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая
показателям риска.
б) Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации,
определяемая комплексными показателями риска.
в) Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации,
определяемая соответствующими показателями риска.
Вариант № 6
1. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
2. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
3. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
4. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
5. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
6. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
7. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
8. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
9. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
10. Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС:
а) Частота или вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая
показателям риска.
б) Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации,
определяемая комплексными показателями риска.
в) Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации,
определяемая соответствующими показателями риска.
Вариант № 7
1. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
2. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
3. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
4. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
5. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
6. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
7. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
8. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
9. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
10. Мониторинг опасных природных процессов и явлений:
а) Система регулярных наблюдений и контроля за развитием опасных природных
процессов и явлений в окружающей природной среде, факторами,
обуславливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной
программе, выполняемых с целью своевременной разработки и проведения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными
природными процессами и явлениями, или снижению наносимого их воздействием
ущерба.
б) Система наблюдений и контроля за развитием опасных природных процессов и
явлений в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их
формирование и развитие, проводимых по определенной программе, выполняемых с
целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций.
в) Система регулярных наблюдений за развитием опасных природных процессов и
явлений в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их
формирование и развитие, которые проводятся по определенной программе, с целью
проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с
опасными природными процессами и явлениями.
Вариант № 8
1. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
2. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
3. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
4. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
5. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
6. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
8. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
9. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
10. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС:
а) Упреждающее отражение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации на
основе оценки и анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в
прошлом и настоящем.
б) Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной
ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в
прошлом и настоящем.
в) Предварительное отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной
ситуации на основе оценки и анализа возможных причин ее возникновения в
прошлом и настоящем.
Вариант № 9
1. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
2. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
3. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
4. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
5. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
6. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
7. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
8. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
9. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
10. Техногенная чрезвычайная ситуация; техногенная ЧС:
а) Состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной
чрезвычайной ситуации на объекте, определѐнной территории или акватории
нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их
жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и
окружающей природной среде.
б) Состояние, при котором в результате возникновения техногенной чрезвычайной
ситуации на объекте народного хозяйства, определѐнной территории нарушаются
нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни,
наносится ущерб народному хозяйству.
в) Обстоятельства, при которых в результате возникновения источника техногенной
чрезвычайной ситуации на определѐнной территории нарушаются нормальные
условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью,
наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей
природной среде.
Вариант № 10
1. Сущность сигнальной функции представлений состоит в…
а) отборе информации о предмете;
б) оперировании информации о предмете;
в) отражении многообразной информации о предмете, явлении;
г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете
2. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в
условиях дефицита времени – это …
а) гибкость б) логичность в) быстрота г) широта
3. Психология как наука о поведении возникла…
а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIXвеке г) в XXвеке.
4. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина…
а) интроверсия б) интроекция в) интроспекция г) интроскопия.
5. Одна из основных характеристик потребностей…
а) модальность б) напряжение в) качество г) ориентированность.
6. Проявление темперамента в моторной сфере – это…
а) темп б) агрессивность в) аккуратность г) биоритмы.
7. Чувства человека – это…
а) эмоциональный фон ощущений
б) органическое самочувствие индивида
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей
г) неопредмеченные эмоциональные состояния
8. Психика – это свойство самой высокоразвитой материи, функция
а) сознания б) души в) головного мозга г) поведения
9. Термин «психология» в научный оборот ввел
а) Р. Декарт б) Г. Лейбниц в) Х. Вольф г) Аристотель.
10. Природная чрезвычайная ситуация; природная ЧС:
а) Обстановки на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения
источника природной чрезвычайной ситуации, который повлек за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью люден и окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
б) Обстановки на определенной территории в результате возникновения источника
природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за
собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
в) Обстановки на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате
возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может
повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люден и (или)
окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
2.2. Типовые задания для оценки освоения учебного материала
Билет 1.
Цели и задачи психологии как науки.
Отрасли психологии, методы.
Понятие «психика», структура психики.
Билет 2.
Понятие личности, структура.
Воспитание и самовоспитание.
Мотивация, как проявление потребностей личности.
Билет 3.
Понятие общения.
Деловое общение.
Функции и средства общения.
Билет 4.
Психологическая квалификация профессий.
Понятие профессиональной пригодности.
Фазы развития профессионала.
Билет 5.
Мышление, как процесс.
Виды мышления. Формы мышления.
Понятие об интеллекте, структура интеллекта.
Билет 6.
Предмет и методы социальной психологии.
Социальная психология в ЧС.
Основные направления социальной психологии.
Билет 7.
Основные теории агрессии.
Гнев и агрессивное поведение.
Агрессия, как проявление побуждения (мотивация причинения ущерба или вреда другим).
Билет 8.
Оказание помощи другим.
Ситуационное влияние.
Личностные влияния.
Билет 9.
Конкуренция.
Восприятие несправедливости.
Контакт. Сотрудничество. Коммуникация.
Билет 10.
Психологическая структура диалога.
Понимание собеседника.
Ролевое общение спасателя.
Билет 11.
Саморегуляция эмоционального состояния.
Классификация типов среднего персонала по характеристики их деятельности (типология Харди).
Личностный рост, личностная зрелость.
Билет 12.
Ориентация на сотрудничество.
Особенности общения с участниками ЧС различных возрастных групп.
Умение слушать, эмоционально поддерживать.
Билет 13.
Психология выполнения спасательных манипуляций. Работа с болью и страхом.
Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами.
Психологические аспекты паллиативного ухода. Психология умирания.
Билет 14.
Психология смерти.
Комплексный подход к человеку, при ЧС.
Психологический уход за умирающим.
Билет 15.
Социопсихосоматика здоровья.
Классификация психосоматических расстройств.
Здоровый образ жизни.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1 Основная литература
Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях; науч. ред. Д.А. Леонтьев ; пер. с нем.: И.А. Васильева, А.Н. Корницкого . -М.: Смысл, 1997. - 244 с.
Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.
Крюкова М.А., Никитина Г.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009. – 64 с.
Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. – М.: Юнити-дана, 2001. – 431 с.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.
Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 206 с.
Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 сСидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 414 с.
Серкин В.П. Организационно-психологические причины техногенных катастроф // Личность в экстремальных условиях. Вып. 2. Ч.1. / Под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен ; КамГУ им. Витуса Беринга. —Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — С. 149 - 161. (есть на страничке преподавателя)
Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 292 с.
Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.
Дополнительная литература
Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. 1630с. (или более поздние издания).
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. СПб: Питер Ком, 1999. 528 с. (или более поздние издания).
Колодзин Бенджамин. Как жить после психической травмы. Пер. с английского Савельевой И.В. – М.: Шанс, 1992. – 95 с.
Кулик А.А. Картина мира лиц, переживших землетрясение. Автореферат дисс. … канд. психол. н. – Хабаровск, 2008. – 21 с.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий. Окончательный отчет по расследованию авиационного происшествия (катастрофа самолета Ту – 154 президента Польши 10 апреля 2010 г). – 210 с. / http://ria.ru/society/20110112/320629742.htmlМещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под. общей ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с. (есть в сети в открытом доступе, искать по названию).
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
Саржавеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджавеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл, 2007. – 180 с.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.
Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 452 с.
3 Интернет-ресурсы
- azps.ru- mchs.gov.ru-64.mchs.gov.ru- mchs.gov.ru- mchsmedia.ru- pozarnyi.ru- pogarny.ru- pojaru.net.ru2.3. Пакет экзаменатора
Выполнение задания: для первой и второй частей:
Освоенные умения (У), усвоенные знания (З), общие компетенции (ОК) Показатель оценки результата Оценка
от 1 до 5 баллов
У-1 Оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику
З-1 Особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-2 Систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях.
З-3 Факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-16 Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Понятие общения.
Функции и средства общения.
Уровни общения. Понимание собеседника, психологическая структура диалога, ролевое общение. Саморегуляция эмоционального состояния.
Понятие и принципы саморегуляции. У-2 Оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
З-5 Понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи.
З-6 Классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-7 Основные направления работы с различными группами пострадавших.
З-8 Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-10 Признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач. Психологическая квалификация профессий.
Понятие профессиональной пригодности.
Фазы развития профессионала. Кризис и смена профессии. Понятие «стресс», «эустресс», «дисстрес», «послестрессовый синдром». Понятие психологической травмы. У-3 Вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-4 О влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-11 Механизмы образования толпы.
З-12 Принципы профилактики образования толпы.
З-13 Основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы.
З-14 Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
У-3 Вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-4 О влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-11 Механизмы образования толпы.
З-12 Принципы профилактики образования толпы.
З-13 Основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы.
З-14 Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
У-3 Вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-4 О влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-9 Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.
З-11 Механизмы образования толпы.
З-12 Принципы профилактики образования толпы.
З-13 Основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы.
З-14 Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи. Правильность выбора документов при решении профессиональной задачи.
Результативность действия в стандартных и нестандартных ситуациях, готовность нести ответственность за результаты осуществления профессиональной деятельности.Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.
Ответственность за результат выполнения заданий У-4 Учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи.
З-6 Классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
З-7 Основные направления работы с различными группами пострадавших.
З-8 Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
З-15 Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.
Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность. Способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы.
Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности - обращение в ходе выполнения задания к информационным источникам: логичность и профессиональность выбора источника; актуальность; содержательность материала;
- рациональное распределения времени на выполнение задания - деловитость.
Подготовленный продукт/осуществленный процесс:
для первой и второй частей задания – письменные ответы
Количественные критерии оценки (по сумме баллов):
96- 100%-отлично
80 - 95%-хорошо
60 - 79%-удовлетворительно
до 59%-неудовлетворительно
Устное обоснование результатов работы не требуется.