Рабочая программа учебной дисциплины Психология экстремальных ситуаций образовательная программа 20.02.04 Пожарная безопасность
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский колледж имени Героя Советского Союза н.Н. Комарова»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________________ И.Н.Бездольная
«____» ___________ 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07 Психология экстрЕмальных ситуаций
Для специальности – 20.02.04 пожарная безопасность
Форма обучения – Очная
Квалификация выпускника – Техник
2016
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «08» апреля 2010 г. № 309
Содержание рабочей программы реализуется в процессе освоения студентами
основной профессиональной образовательной программы 20.02.04 Пожарная безопасность в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Составитель: Лысенко Нина Александровна - преподаватель специальных дисциплин
ОГБПОУ «Рязанский колледж имени героя Советского Союза Н.Н. Комарова»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
пожарно-спасательных дисциплин
Протокол № ______ от ___________ 2016 г.
Председатель ______________ Ю.И. Драчёв
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Приложение 1
6. Приложение 2
7. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология экстремальных ситуаций
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 20.02.04 Пожарная безопасность
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплин
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;
оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях:
понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
основные направления работы с различными группами пострадавших;
общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы;
основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению ОПОП по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность и овладению профессиональными компетенциями (ПК)
ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.
ПК 2.5. Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
ПК 4.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка студента 80часов, в том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки студента 50 часов;
- самостоятельной работы студента 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Семестры
7
8
Максимальная учебная нагрузка (всего)
80
38
42
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
24
26
в том числе:
лабораторные занятия
*
*
*
практические занятия
24
12
12
контрольные работы
*
*
*
курсовая работа (проект)
*
*
*
самостоятельная работа студента (всего)
30
12
18
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
*
*
*
- подготовка рефератов, сообщений
- составление схем и их анализ
- создание презентаций по учебному материалу
- решение ситуационных задач
- поиск информации в сети Интернет
8
4
4
6
8
3
2
2
2
3
5
2
2
4
5
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированный
зачёт
Дифференцированный
зачёт
Тематический план и содержание дисциплины Психология экстремальных ситуаций
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Понятие экстремальности
Виды экстремальных ситуаций
8
Тема 1.1
Катастрофа, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, кризис: определение, классификация, соотношение понятий
Содержание учебного материала
4
1
Основные понятия дисциплины. Цель и задачи дисциплины.
1
2
Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
Определение аспектов экстремальной и чрезвычайной ситуаций
Влияние экстремальной ситуации на человека.
4
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сообщения «Экстремальная ситуация как социально-психологическое явление»; «Систематика психогенных реакций и растрайств в чрезвычайных ситуациях»
Составление схемы «Виды экстремальных ситуаций»
Поиск информации в сети Интернет о Истории катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС.
4
Раздел 2.
Оценка психического состояния пострадавших и прогнизирование динамики его развития
16
Тема 2.1
Особенности динамики психического состояния пострадавших в чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
4
1
Личность в экстремальных ситуациях.
2
2
Воздействие опасности на психическую деятельность.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
Определение типа темперамента
Диагностика степени готовности к риску
4
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация на тему «Чрезвычайные и экстремальные ситуации»
Составление сообщения «Проблема стресса и дистресса в профессиональной деятельности пожарного».
Решение ситуационных задач «Психологические последствия трудных и экстремальных ситуаций»
Поиск информации в сети Интернет Психофизиологические основы стрессового механизма
4
Тема 2.2
Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
4
1
Основные виды профессионального стресса.
2
2
Основные правила поведения в условиях стресса.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
Психофизиологические основы стрессового механизма.
Определение нервно-психической устойчивости в стрессовой ситуации
4
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач «Стресс и утомление как основные группы психических функциональных состояний человека».
Составление схемы «Конфликт» или «Стресс»
Презентация на тему «Трудные жизненные ситуации»
Поиск информации в сети Интернет о воздействие опасности на психическую деятельность.
4
Раздел 3.
Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зрезвычайных ситуациях
18
Тема 3.1.
Оказание экстренной «допсихологической» помощи.
Содержание учебного материала
4
1
Основные понятия экстренной психологической помощи.
2
2
Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи
в чрезвычайных ситуациях
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
Приемы оказания экстренной «допсихологической» помощи
Самопомощь при острых реакциях на стресс
Методы и технологии психотерапии при чрезвычайных ситуациях
6
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схемы «Основные принципы психологического сопровождения»
Подготовка сообщения «Методы психотерапии»; «Динамика переживания в период кризиса»
Решение ситуационных задач «Психодрама и ролевое моделирование»
Поиск информации в сети Интернет о субсиндромах стресса; о психологическом сопровождении пострадавшего
6
Тема 3.2.
Профессионально-психологические особенности действий пожарных
в экстремальных условиях.
Содержание учебного материала
4
1
Понятие психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
2
2
Роль эмоционально – волевых качеств личности пожарного в организации и осуществлении профессиональных действий.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Практические занятия
Диагностика профессиональной направленности
Характеристика профессиональных качеств «Пожарного»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация на тему: «Этапы экстренной психологической помощи».
Подготовка сообщения «Механизм адаптации в экстренных ситуациях».
Составление схемы «Этапы профессионального становления»
Поиск информации в сети Интернет - алгоритм оказания экстренной психологической помощи
4
Раздел 4.
Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
8
Тема 4.1.