РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»
(ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»)




УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ НАО
«НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ имени В. Г. Волкова»

_____________О. В. Данилова
«___»_____________2016г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07. психология экстремальных ситуаций







Нарьян-Мар 2016
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07. Психология экстремальных ситуаций разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.

Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум имени В.Г.Волкова»

Разработчик:
Рочева Людмила Леонидовна, преподаватель высшей квалификационной категории, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова»

Рецензенты:
Семяшкина Татьяна Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова»

Коротких Светлана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского».




Рассмотрена и одобрена к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссией гуманитарных дисциплин ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова».

Заключение предметно – цикловой комиссии гуманитарных дисциплин № ___ от «__» ___________2016г.

Председатель ПЦК _____________/А. А. Сыровенко/





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Паспорт программы учебной дисциплины

5

Структура и содержание учебной дисциплины

7

Условия реализации программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12



паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07. психология экстремальных ситуаций
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07. Психология экстремальных ситуаций является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, входящей в состав укрупнённой группы специальностей среднего профессионального образования 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.

Место дисциплины в структуре ППССЗ: учебная дисциплина ОП. 07. Психология экстремальных ситуаций входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;
оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи.

В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен знать:
особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
понятие Экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
основные направления работы с различными группами пострадавших;
общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
признаки и алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
механизмы образования толпы;
принципы профилактики образования толпы;
основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся по базовой подготовке к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях (ПК):
1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.
ПК 2.5. Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
3. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
Техник-спасатель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часа.





















СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07. Психология экстремальных ситуаций.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
56

в том числе:


лекции
26

практические занятия
30

экзамен
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28

в том числе:


подготовка практико-ориентированных сообщений
12

подготовка к практическим занятиям
6

домашняя работа
10

Итоговая аттестация в форме экзамена

















2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология экстремальных ситуаций

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1. Введение в психологию экстремальных ситуаций
Содержание учебного материала
16



1. Понятия чрезвычайной, экстремальной, и кризисной ситуации
2
ознакомительный


2. Субъекты экстремальных ситуаций (ЭС). Влияние ЭС на человека
2



Практическое занятие.
Семинар на тему «История катастроф, экстремальных ситуаций, чрезвычайных ситуаций»
4



Самостоятельная работа обучающихся.
Создание презентации на тему «История катастроф, экстремальных ситуаций, чрезвычайных ситуаций (ЧС)»
8


Тема 2. Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях.
Содержание учебного материала
12



1. Психотравмирующие факторы ЧС и особенности поведенческих реакций личности в ЧС.
2

репродуктивный


2. Личность в экстремальной ситуации. Понятие группы, толпы, механизмы образования. Профилактика образования толпы
2



Практические занятия
1. Особенности развития нервнопсихических расстройств у участников ЧС
2.Оценка психического состояния пострадавших в ЧС
4



Самостоятельная работа обучающихся.
Поиск реальных историй людей, пострадавших в ЧС
4


Тема 3.
Психология стресса

Содержание учебного материала

20




1. Стресс. История изучения и современные представления о стрессе
2

репродуктивный


2. Психологический стресс. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса

2



3. Виды реакций человека стресс. Отсроченные реакции на травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство
2



4. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса.
2



Практические занятия
1. Определение стрессоустойчивости и типа темперамента.
2. Общий адаптационный синдром Г. Селье.
3. Изучение клинической картины острой реакции на стресс.
6



Самостоятельная работа обучающихся.
Стресс и утомление как основные группы психических функциональных состояний человека.
Проблема стресса и дистресса в профессиональной деятельности спасателя.
Психофизиологические основы стрессового механизма.
Проблема цели жизни по Г. Селье
Основные правила поведения в условиях стресса.
6


Тема 4.
Экстренная психологическая помощь
Содержание учебного материала

26

продуктивный


1. Понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС.

2



Практические занятия
1.Помощь при острых реакциях на стресс (при страхе, тревоге, плаче, истерике, апатии)
2.Помощь при острых реакциях на стресс (двигательном возбуждении, нервной дрожи, гневе, злости, агрессии).
4



2.Психологическая реабилитация и социальная адаптация
2



Практические занятия
1. Самопомощь при острых реакциях на стресс
2. Ведение информационно-разъяснительной работы. Общение с пострадавшими
4



3. Сущность и виды психологической поддержки при деятельности в экстремальных ситуациях.
2



Практические занятия
1.Посттравматическое расстройство личности.
2.Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС
3. Психологическая устойчивость личности в экстремальной ситуации
6



Самостоятельная работа обучающихся.
Реферат на тему «Этнокультурные особенности пострадавших»
6



Тема 5
Психологическая
составляющая
профессиональной
деятельности
спасателя.

Содержание учебного материала

10





1. Профессиональное здоровье специалиста
2
репродуктивный


2. Психологическая основа личности спасателя
2



Практическое занятие.
Профилактика профессионального выгорания и последствий стресса
Использование приемов саморегуляции при профилактике профессионального выгорания
2



Самостоятельная работа обучающихся.
Отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции
4


Итоговый контроль (экзамен)
6


Всего:
84


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и