Программа курса «Английский язык как средство делового общения»
I. Пояснительная записка
В это стремительно развивающееся и меняющееся время, когда наша страна перешла на рыночные отношения, последовал подъем деловой активности и установление контактов с зарубежными партнерами, появилась проблема грамотной деловой коммуникации на английском языке, которая коснулась представителей деловых кругов, лиц, отправляющихся в зарубежные командировки, специалистов, ищущих работу в зарубежных компаниях. Поэтому, знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становятся востребованными на современном этапе.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа рекомендована слушателям, чья деятельность будет связана с деловой сферой. Ни для кого не секрет, что непременное условие для самореализации в современном мире – знание делового английского языка. Для работы не только в международных компаниях, но и во многих российских требуется умение грамотно применять английский язык в деловой сфере. Программа «Английский язык как средство делового общения в сфере бизнеса» предназначена для тех, кому требуется знание делового английского для ежедневной работы (ведение телефонных бесед, деловая переписка, презентации), для чувства уверенности во время зарубежных поездок, ведения переговоров, для посещения конференций, а также для прохождения собеседования при приеме на работу, для всех тех кто хотел бы повысить свой уровень делового общения на английском языке.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что само учебное пособие Бизнес-курс английского языка комбинирует несколько подходов, которые помогают преподавателю вести курс делового английского для разноуровневых групп и содействовать слушателям в достижении соответствующих языковых знаний, навыков и умений. Тематика занятий распределена от простых базовых принципов организации работы в офисе до более сложных финансовых проблем. В учебнике представлены аутентичные разноуровневые тексты и упражнения на бизнес-тематику, что позволяет задействовать слушателей с различным уровнем знаний. В программу обучения включено освоение грамматики английского языка, специальной лексики делового английского языка, совершенствование навыков аудирования, чтения, делового письма. Простые грамматические структуры и письменные задания, представленные в первых разделах, сменяются более сложными и комплексными в последующих.
Актуальность введения дополнительной образовательной программы подтверждается требованием в высококвалифицированных рабочих кадрах со знанием делового английского языка, стремящихся к продвижению по карьерной лестнице. В современном обществе актуальным становится компетентностный подход. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, а также готовность к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни сегодня признаны необходимым условием для успешной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.
Цели дополнительной образовательной программы: усвоение основ общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой; формирование практических умений и навыков, необходимых для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности; совершенствование иноязычной компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Образовательные:
- обучить основам делового общения в устных и письменных формах;
- создать банк информации деловой лексики и деловых писем;
- научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение;
- обучать грамматике и практической отработке применения этих правил в устной речи;
-научить планировать свою деятельность, проектировать и
прогнозировать.
Развивающие:
- развивать у слушателей навыки устной и письменной речи;
- развить у слушателей навыки логического изложения мысли;
- развить у слушателей критическое мышление;
- развить у слушателей мотивацию к познанию и творчеству;
- развить у слушателей навыки исследовательской работы при написании писем, выполнении проектных работ;
- развить у слушателей навык самооценки выполненной работы;
- актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности слушателя, его образовательную активность;
- развить у слушателя фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных ситуациях делового общения.
Воспитательные:
- сформировать у слушателей мотивацию к обучению и познанию;
- воспитать у слушателей готовность и способность к саморазвитию;
- сформировать у слушателей мотивацию к изучению английского языка с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации на профессиональном фронте;
- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения слушателей;
- объяснить слушателям курса значимость коллективной работы, т.е. научить их быть ответственной единицей общего дела;
- научить принимать критику и противоположную точку зрения;
- воспитывать уважение к традициям и культуре страны изучаемого языка.
Материал курса позволит слушателям создать свой банк деловой лексики и деловой корреспонденции, впоследствии модернизировать его и адаптировать к реальным условиям. Предметные задачи состоят в совершенствовании умений слушателей курса во всех видах речевой деятельности и аспектах языка, а именно:
в области письма – обучить слушателей формам делового письма. Блок упражнений построен на написании рассуждений по разным аспектам деловой тематики, изложений бизнес-статей, составлении и анализе деловых писем, разного рода рекламных объявлений и т.д. для того, чтобы в итоговом проекте предложить план продвижения того или иного товара;
в области чтения – развить у слушателей навыки «эффективного» чтения. Для этого в предлагаемом учебном пособии предусмотрены следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового чтения:
на развитие беглости чтения для быстрого ознакомления с текстом;
на умение моментально опознавать смысл текста по ключевым словам (включает в себя игнорирование незнакомых слов, понимание их смысла из контекста);
на узнавание словарных эквивалентов;
в области аудирования и устной речи – научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом введения аудирования в данном курсе как одного из основных видов речевой деятельности. Слушателям предоставляются разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) слушатели курса выполняют упражнения по восстановлению диалога, после чего проходит закрепление прослушанного в форме составления диалогов;
в области лексики – расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи учебником Бизнес-курс английского языка предусмотрена работа обучающихся с упражнениями по использованию предложенной лексики;
в области фонетики – развить у слушателей фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи на слух посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов бизнес-тематики;
в области грамматики – познакомить слушателей с наиболее часто употребительными в ситуациях делового общения грамматическими явлениями и структурами. Развитие лингвистической компетенции происходит опосредовано в рамках грамматических явлений и структур английского языка, употребляемых в контексте ситуаций делового общения;
в области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. Исходя из этого, слушателям курса предстоит научиться планировать свою индивидуальную работу, так и прогнозировать работу всей группы, ставить и выполнять задачи проекта, используя все виды речевой деятельности.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Английский язык как средство делового общения в сфере бизнеса»
Программа построена на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения. Практическая часть курса позволит развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию слушателей, обогатить речевой запас дополнительной лексикой, совершенствовать умения и навыки необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а также сформировать умения и навыки работы с деловыми документами. Тексты и статьи, взятые из деловых печатных и интернет-изданий, соответствуют современным реалиям и помогают расширить лексический запас. Послетекстовые задания в каждом разделе представлены упражнениями на закрепление и употребление предложенного материала в новых условиях. Значительная часть работы над лексикой ориентирована на общеупотребительную терминологию делового общения. Знание делового английского расширит границы доступной информации: с ним у слушателей появится гораздо больше источников знаний, включая чтение иностранной прессы и неформальное общение. В программу обучения включены многочисленные диалоги, которые позволяют развивать разговорные навыки.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Предлагаемый курс представлен как курс практико-ориентированной деятельности и рассчитан на взрослых, знающих английский язык, но не способных компетентно использовать его в профессиональной деятельности. Всего: 72 часа обучения по 2 часа в неделю. Срок реализации программы – 9 месяцев.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в группах по 10 человек по 2 часа 1 раз в неделю.
Все материалы подчинены реализации целей и задач курса.
Основные формы обучения – аудиторная, внеаудиторная и самостоятельная работа слушателей курса.
Аудиторная форма работы представляет собой систему занятий и осуществляется в пределах установленной сетки часов.
Каждая тема, рассчитанная на 6-8 часов, включает в себя основной текст с переводом или аудиотекст с языковым комментарием, языковой комментарий по теме и практические упражнения.
Все упражнения делятся на три группы:
упражнения, включающие задания на понимание прочитанного или прослушанного текста по теме;
упражнения репродуктивного характера, включающие задания на тренировку лексики и грамматики: подстановку, заполнение пропусков, восстановление последовательности, перевода и т.п. Данные упражнения нацелены на отработку и закрепление знаний стилистических особенностей устного и письменного делового общения;
коммуникативные упражнения – задания продуктивного характера, предполагающие разыгрывание реальных ситуаций делового общения, оценку типичных ситуаций, написание того или иного вида деловой корреспонденции и т.п.
Внеаудиторные формы работы предполагают:
встречу с представителем зарубежной фирмы (секретарем-референтом);
экскурсию в офис;
просмотр TV новостей «В мире бизнеса».
Самостоятельная работа слушателей включает:
работу со справочной литературой;
составление словаря специальных терминов;
подготовку проектов;
работу в сети Интернет, с компьютерной программой.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Образовательные результаты можно разделить на три группы:
общеучебная и предметная компетентность:
знания об особенностях работы зарубежного офиса и его служащих, о профессии секретаря-референта;
умение применять способы учебного сотрудничества, использовать английский язык для реализации индивидуальных и групповых проектов;
умение адекватно оценивать результаты своей и чужой работы;
языковая и коммуникативная компетентность:
умение читать аутентичные тексты;
владение техникой перевода с английского на русский язык текстов по профильной тематике;
умение понять и передать нужную тематическую информацию при прослушивании и просмотре аудио- и видеопродукции;
владение минимумом деловой лексики, формулами речевого и делового этикета для работы в офисе, для собеседования по найму на работу в зарубежную фирму;
адекватное речевое поведение в других ситуациях делового общения с разыгрыванием социальных и профессиональных ролей;
умение подготовить письменный пакет документов для трудоустройства в англоязычную фирму, написать деловое письмо;
социокультурная компетентность:
умение учитывать особенности культуры англоязычных стран в ситуациях общения;
владение культурой общения и основами профессиональной этики в англоязычной среде.
При изучении курса используются разнообразные формы и методы контроля.Текущий контроль проводится на каждом занятии и имеет целью проверить уровень владения изученным теоретическим, языковым и речевым материалом или степень сформированности коммуникативных умений. Регулярное объективное тестирование, творческие устные и письменные задания, проекты самооценка, использование технических и мультимедийных средств обеспечивают результативность работы, создают мотивацию для достижения целей обучения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Английский язык как средство делового общения»
Объекты контроля
Формы и методы контроля
I. Предметная компетентность
1.
Правила трудоустройства в зарубежную фирму
Проектное задание:
подготовка пакета документов для трудоустройства
2.
Особенности работы зарубежного офиса и его служащих
Экспресс-опросы и взаимоопросы
Тесты
Оценка ситуаций
Самооценка
3.
Знание:
деловой лексики
специальной терминологии
речевых и деловых штампов
Лексические мини-тесты
Составление и разыгрывание диалогов
Проектное задание: составление словаря делового человека.
4.
Уровень понимания грамматических явлений и синтаксических конструкций:
активный и пассивный залог;
неличные формы глагола и их конструкции;
придаточные предложения;
предлоги
Конкурсы:
на лучшего переводчика предложений (с английского на русский),
на лучшего корректора (упростите предложения, отредактируйте текст),
тесты
III. Коммуникативная компетентность
5.
Умение читать и переводить специальные тексты
Тесты
6.
Умение слушать и понимать аудиокассеты
Тесты
7.
Навыки устной речи:
работа секретаря на телефоне;
интервью с работодателем,
самопрезентация
разыгрывание коммуникативных ситуаций,
ролевая игра,
деловая игра
8.
Навыки делового письма:
оформление деловых писем (структура);
заполнение анкеты, CV
составление резюме.
Критерии оценивания:
соответствие правилам деловой корреспонденции;
подбор лексических средств, клише и выражений;
изложение с точки зрения грамматики
9.
Итоговая отчетность
Презентация долгосрочного проекта «Идеальный секретарь»
II.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Английский язык как средство делового общения»
№
п/п
Тема
Количество часов
Примечание
Всего
Теорет.
занятий
Практич.
занятий
1
Визит зарубежного партнера
7
3
4
2
Устройство на работу
8
2
6
3
В командировку
8
2
6
4
Прибытие в страну
7
2
5
5
Быт и сервис
7
2
5
6
На фирме
6
2
4
7
На выставке
7
2
5
8
Оптовая и розничная торговля
6
3
3
9
Деньги, деньги, деньги
8
3
5
10
Контракт
8
4
4
Итого:
72
24
48
III. Содержание программы дополнительного образования «Английский язык как средство делового общения»
1. Визит зарубежного партнера – 7 ч.
Теоретические занятия: 3 ч.
Порядок слов в английском предложении.
Имя существительное.
Артикли.
Практические занятия: 4 ч.
Встреча в аэропорту.
Знакомство. Профессии.
Приветствия. Благодарности. Прощание. Формы обращения.
Текст «Великобритания».
2. Устройство на работу – 8ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Прилагательные.
Наречия.
Практические занятия: 6 ч.
Заполнение анкеты.
Написание сопроводительного письма.
Составление резюме.
Написание благодарственного письма.
Что надо и не надо делать в поисках работы.
Текст «США».
3.В командировку -8 ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Числительные.
Причастия.
Практические занятия: 6 ч.
Телефонный разговор с компанией.
Заказ места в гостинице.
Покупка билета на самолет.
Факс, электронная почта.
Основные сокращения, используемые в деловой корреспонденции.
Текст «Глобальная компьютерная сеть Интернет».
4. Прибытие в страну – 7 ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Местоимения.
Предлоги.
Практические занятия: 5 ч.
В аэропорту. Таможенный и паспортный контроль.
На вокзале.
Расписание. Городской транспорт.
Структура делового письма.
Текст «Канада».
5. Быт и сервис – 7 ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Модальные глаголы.
Простое будущее время и другие способы выражения будущего времени.
Практические занятия: 5 ч.
Гостиничный сервис.
Питание.
Рестораны. Закусочные.
Прокат автомобилей. Вызов экстренной помощи.
Текст «Австралия».
6. На фирме – 6 ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Простое настоящее время.
Вопросительная и отрицательная формы простого настоящего времени.
Практические занятия: 4 ч.
Знакомство с фирмой. Обсуждение планов дальнейшей работы.
Формы организации бизнеса.
Составление письма-предложения.
Текст «Новая Зеландия».
7. На выставке – 7 ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Правильные и неправильные глаголы.
Простое прошедшее время.
Практические занятия: 5 ч.
Посещение выставки.
Беседа с представителем компании, принимающей участие в выставке.
Заказ. Подтверждение и отклонение заказов.
Виды компаний в США и Великобритании.
Текст «Театры и развлечения в Англии».
8. Оптовая и розничная торговля – 6 ч.
Теоретические занятия: 3 ч.
Настоящее продолженное время.
Прошедшее продолженное время.
Будущее продолженное время.
Практические занятия: 3 ч.
Агенты. Реклама. Маркетинг.
Реклама как карьера в США.
Текст «Здравоохранение. У врача».
9. Деньги, деньги, деньги -7 ч.
Теоретические занятия: 2 ч.
Настоящее совершенное время.
Прошедшее и будущее совершенное время.
Практические занятия: 5 ч.
Формы оплаты. Денежные средства. Валюты.
Платеж как важнейшее звено внешнеторговой операции.
Письма об оплате и письма – напоминания.
Деньги и чеки в Англии и США.
Текст «Интервью с мультимиллионером».
10. Контракт – 7 ч.
Теоретические занятия: 3 ч.
Страдательный залог.
Базисные условия поставки в соответствии с «Inco terms».
Различия в американской и английской терминологии.
Практические занятия: 4 ч.
Предмет контракта. Сроки поставки. Условия оплаты.
Отгрузочная документация. Гарантии.
Упаковка и маркировка. Страхование. Санкции.
Текст «В банке».
IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
«Английский язык как средство делового общения в сфере бизнеса»
В основу построения программы курса «Английский язык как средство делового общения в сфере бизнеса» положен принцип деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности обучаемых. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его слушателями курса. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы. В новых условиях на первый план выходит личность обучаемого, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Для достижения результатов в разноуровневых группах учитель должен выбирать такие виды деятельности с соответствующими им темпами работы и планировать такие методы обучения, которые помогут каждому обучаемому достичь максимальных результатов. Учитель должен использовать разнообразные материалы, которые будут привлекательны для слушателей с разными интересами.
Преподаватель также должен стараться способствовать парной, групповой и совместной (проектной) работе, стимулировать работу над ошибками и работу по самооценке достижений. Индивидуальный подход – ключевой принцип, благодаря которому все слушатели будут чувствовать себя включенными в работу посредством содержательного обучения, разноуровневых текстов и творческой деятельности.
Согласно основным идеям и положениями ФГОС второго поколения, основной подход, используемый при обучении, системно-деятельностный, личностно-ориентированный. Обязательным требованием является формирование у обучающихся понимания предметного содержания деятельности, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.
Для реализации целей и задач курса слушателей предлагается изучить материал учебно-методического комплекта (УМК) издательства Логос Бизнес-курс английского языка, в состав которого входят учебник, книга для учителя, CD с аудиотекстами.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
контекстуальное введение лексики;
применение полученных умений и навыков на практике в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса;
темы и материалы курса соответствуют уровню языковой подготовки слушателей курса.
Каждое занятие строится по определенному плану, предлагаемому авторами УМК, в полном соответствии с основными методическими принципами преподавания английского языка:
сознательности и активности,
постоянного речевого взаимодействия,
сочетания рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности,
наглядности,
последовательности,
посильности,
прочности,
научности,
доступности.
Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблематик в группе, подготовку проектных работ по пройденным аспектам. После изучения каждого раздела рекомендуется дать слушателям задание для самостоятельной оценки своих знаний, а также подготовить презентации выполненных письменных работ с последующим обсуждением сильных и слабых сторон работы. Данный вид деятельности особенно полезен для развития у слушателей адекватного восприятия иной точки зрения, уважения к чужому мнению, мотивации к дальнейшему изучению языка.
Грамматические структуры и явления вводятся в контексте. Набор языковых понятий и структур определен особенностями изучаемого аспекта экономической и бизнес-деятельности. Таким образом слушатели эффективно повторяют изучаемый материал на основных занятиях английского языка, четко определяя для себя цель изучения и дальнейшего использования того или иного знания. Изучаемые грамматические структуры и явления, будучи уже знакомыми по занятиям базового английского языка, находят в глазах слушателей новое применение в различных ситуациях в контексте мира экономики и бизнеса.
Предметный курс « Английский язык как средство делового общения» имеет ярко выраженную практическую направленность, т.е. направленность на формирование речевой деятельности в сфере делового устного и письменного общения. Однако в нем отводится значительная роль и теоретическим сведениям.
Эта информация предъявляется на основе текстового материала:
при чтении текстов из рекомендуемой литературы ;
из Интернета (при необходимости материалы подвергаются адаптации);
при прослушивании аудиокассет (приложение к Бизнес-курсу английского языка. Богацкий И.С., Дюканова Н.М.);
при просмотре бизнес новостей по спутниковому TV.
Ведущими принципами отбора материала являются:
научность;
достоверность;
своевременность;
типичность
Следует также отметить, что работа над каждой темой начинается с так называемых warming-up-упражнений – заданий, активизирующих уже имеющиеся у слушателей знания или представления о предмете изучения. Такие задания подготавливают слушателей курса к восприятию информации по данной теме. Для этого рекомендуются методы “Mind-Map” («Карта памяти») и “Cluster Methode” («метод ключевого слова»). Данные методы можно использовать и при организации делового общения, т.к. они имеют практическую ценность для развития творческих, мыслительных способностей.
Для реализации заявленных целей и задач рекомендуется использовать и такие современные методы и приемы обучения, как
коммуникативно-профессиональные тренинги, предполагающие отработку элементарных профессиональных навыков с использованием английского языка;
«Case study», предполагающий обучение через анализ разных ситуаций профессионального делового общения и интерпретацию решений;
ролевые и деловые игры, предполагающие отработку элементарных профессиональных навыков с использованием английского языка;
проекты, предполагающие постановку практической задачи, поиск средств ее решения, предъявление продукта и анализ результатов;
использование сети Интернет, компьютерных программ.
Необходимым элементом работы по курсу является также и «социализация» совместное обсуждение слушателями (в парах или группах) тех или иных творческих заданий.
Изучение каждой темы заканчивается рефлексией (ответы на три основных вопроса: Что я узнал? Что я умею делать? Что я сделал?)
Каждое занятие учебника Бизнес-курс английского языка содержит задания по всем видам деятельности:
1) разминка (Warm-up) и чтение (Reading),
2) работа с лексикой (Vocabulary), 3) аудирование (Listening),
4) говорение (Speaking), письмо (Writing),
В «Разминке» (Warm-up) для обсуждения представлена основная тема раздела. Следующее задание «Чтение» (Reading) – это аутентичный текст для чтения с использованием различных технологий с дальнейшими послетекстовыми упражнениями. Упражнения отличаются продуктивным характером по заполнению пропусков в мини-текстах, по составлению диалогов по образцу или открытого типа. В конце урока всегда предлагается «Письмо» (Writing) - задания для развития навыков и умений в письме, такие как написание краткого изложения, составление плана, тезисов, личных и деловых писем. В задании «Аудирование» (Listening) слушатели прослушивают аутентичные аудиотексты, которые представляют определенные бизнес-концепции и идеи. Работа над заданиями по аудированию плавно переходит в выполнение задания по «Говорению» (Speaking). Задания отрытого характера опираются на материал заданий по аудированию, что снимает сложности в выполнении задания по говорению, не делая его, тем не менее, элементарным воспроизведением предложенного диалога.
Структура урока
1 этап
Разминка (Warm-up) состоит из вопросов, обсуждение которых выводит на проблему урока.
Чтение (Reading) представляет собой аутентичный текст и послетекстовые задания. Эти задания включают в себя упражнения на нахождение соответствия, множественный выбор и упражнения с кратким ответом. Все задания двухуровневые для групп (а) high beginner и (b) low intermediate.
2 этап
Лексика (Vocabulary) представляет собой упражнения по закреплению предложенной в тексте лексики.
3 этап
Аудирование (Listening) и Говорение (Speaking) представляет собой аутентичный аудиотекст, соответствующий теме раздела, послетекстовые задания соответствующего уровня сложности и дискуссию на тему прослушанного материала.
4 этап.
Письмо (Writing) завершает урок, предлагает выполнить задание коммуникативного характера. Задание можно использовать как домашнюю или проверочную работу.
V. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Богацкий И.С., Дюканова Н.М. Бизнес-курс английского языка / Под общей редакцией И.С. Богацкого. – М., Киев: ЗАА «Славянский дом книги», ООО «ИП Логос», 2003.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3.Лукьянова Н.А. Настольная книга бизнесмена. – М.: ВТИ-Дейта Пресс, 1993.
4.Миловидов В. Английский клуб. Подготовка к TOEFL. – М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001.
5.Потапова Р.К. Ключи к деловому успеху. Англо-русский словарь-справочник. – М.: Радио и связь, 1993.
6. Dear Sirs! Деловая переписка по-английски. – М.: Издательское объединение «Культура», 1993.
7. Nick Brieger and Jeremy Comfort. Early business contacts. – Phoenix ELT. 1995.
8. John Taylor, Jeff Zeter . Business English. – Express Publishing, 2011.
Приложение
Дидактический материал
ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ № 1
Great Britain
Great Britain (official name the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) is situated on two large islands, the larger of which is Great Britain, the smaller is Ireland. In addition to these two islands Great Britain includes over five hundred small islands. The total area of Great Britain is 240,000 sq. kms, its population is 56,000,000 people.
In the north-west and west the country is washed by the Atlantic Ocean and the Irish Sea, in the east by the North Sea. The island of Great Britain is separated from France by the English Channel. Northern Ireland, which is a part of Great Britain and which is situated on the island of Ireland, is separated from Great Britain by the North Channel.
The island of Great Britain is divided into two parts: mountainous (in the north and west of the island) and lowland (in the south and east). There are no very long rivers in Great Britain. The most important rivers are the Thames (the deepest) and the Severn (the longest). The rivers seldom freeze in winter. Due to the moderating influence of the sea Great Britain has an insular climate, rather humid and mild, without striking discrepancy between seasons.
Great Britain consists of four main parts: England, Scotland, Wales, and Northern Ireland. Administratively Great Britain is divided into 55 counties. The biggest cities of Great Britain are London, Birmingham, Glasgow, Liverpool, Manchester, Edinburgh, and Cardiff.
England is the largest part of Great Britain (it occupies over 50% of the territory and its population amounts to 83 % of the total population of Great Britain). Wales is a peninsula in the south-west of the island of Great Britain. It occupies about 9 % of its territory with a population of 4.8 % of the total population. Scotland is the most northern part of Great Britain with a territory of 32 % of the total territory and with a population of 9 % of the total population of Great Britain. Northern Ireland occupies the north-east part of the island of Ireland. Its territory amounts to 5.2 % of the total territory of Great Britain. The main cities of Nothern Ireland are Belfast and Londonderry.
* The Welsh have their own language. However, many Welsh people do not know Welsh, and English is spoken by everyone in Wales. Scotland and Ireland also have their own languages, but they are rarely spoken and English is known by everyone there.
Great Britain is a parlimentary monarchy. Officially the head of state is the Queen (or the King). However, the power of the Queen in Great Britain is not absolute. She acts only on the advice of the ministers and Parliament. There is no written constitution in Great Britain. The main principles of British legislation are expressed in other documents, like "Magna Carta", "The Habeas Corpus Act", "The Bill of Rights", the Parlimentary Act which decided the position of the House of Lords, and the Judicature Act British legislation does not provide written guarantees of individual political rights.
Parliament in Great Britain has existed since 1265 and is the eldest Parliament in the world. It consists of two Houses the House of Lords and the House of Commons. The House of Lords consists of 1000 peers who are not elected by the people. The House of Commons is a nation-wide representative body which is elected by the people at a general election, within 5 years of the last election. After the general election the Queen appoints the head of the government the Prime Minister. As a rule the Prime Minister is the leader of the party that has won the election. The Prime Minister appoints the ministers to make up the government.
There are two main political parties in Great Britain: the Conservative parry and the Labour party. The Conservative party came into being in the 19th century as a result of the evolution of the Tory party. The Labour party was founded in 1900. But since 1906 it has borne the name of the Labour Party. The Labour Party won the election for the first time in 1945.
Great Britain is a highly-developed industrial country. The main fields of British industry are machine-building) ship-building, metal-| lurgy, and electronics.
1. What are the main parts of Great Britain?
2. How many islands is Great Britain situated on? Which are the largest?
3. When was the British constitution adopted?
4. Who is the head of state in Great Britain?
5. What is the official name of Great Britain?
ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ №2
The United States of America
After its 200th birthday the United States of America still holds the leading position in the western world. A country that inspired many appelations "Land of Opportunity," "Melting Pot," "God's Country," is still referred to us as a land of superlatives "the richest," "the greatest," "the most."
What makes the USA the leader of the western world is its economic, political and military dominance over other countries.
The United States lies in the central part of the North American Continent between two oceans: the Atlantic Ocean to the East and the Pacific Ocean to the West. Friendly Canada to the north and friendly Mexico to the south are the only countries bordering it.
The USA consists of three separate parts. These are the Hawaiian Islands, situated in the central part of the Pacific Ocean, Alaska separated by Canada, and the rest of the USA. The states differ very much in size, population and economic development.
There are many big cities and towns in the USA: New York, San Francisco, Washington, Chicago and Los Angeles are the biggest.
The United States of America is a parliamentary republic. The government is divided into three branches: legislative (the US Congress), executive (the President and his Administration) and judicial (the US Supreme Court).
There are two main political parties in the USA: the Democratic (symbolized by a "donkey") and the Republican (its symbol is an "elephant'*). The US President is both head of state and government. He is elected for a four-jear term. Presidential elections are held every leap year on the first Tuesday, following the first Monday in November. The President is assisted by Secretaries who are the heads of the executive departments.
The Supreme Court consists of the Chief Justice and eight Associate Justices who are appointed for life. It is supposed to decide whether a law of the Congress or an executive order of the President is constitutional or not.
The form of US government is based on the Constitution of September 17, 1787, adopted after the War of Independence. In December 1791, the Congress adopted ten amendments to the Constitution, known as the Bill of Rights.
The Congress of the United States is composed of two houses, the Senate and the House of Representatives. The Senate represents the states and the House represents the population according to its distribution among the states. All states have electoral requirements of the same nature. First of all they are residence requirements.
Through its power over the purse, the US Congress can control much that relates to foreign policy, also it is a governmental body that determines taxation.
Each of the fifty states of the USA has a constitution patterned after the federal Constitution, with its divisions of power: legislative, executive, and judicial.
The Presidency means not only a man: it means an institutionthe "executive branch" of the government.
The Supreme Court is the highest court in the country and the head of the judicial branch of the US government. The federal and state courts have the power of "judicial review." Also there are about ninety
district courts in different parts of the United States. American judicial practice is firmly committed to the idea of jury trials. The Constitution guarantees them for both criminal and civil cases. According to the US judicial doctrine, "justice is a relationship in which each citizen or group receives due respect and return."
Проверьте себя:
What are the main political parties in the USA?
When are presidential elections held?
What does the Supreme Court consist of?
When was the US Constitution adopted?
Is the USA the biggest country in the world?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15