Статья Роль школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе
Роль школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе
Пляскина Валентина Петровна гимназия №45 библиотекарь г. Караганда
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана – Н.А. Назарбаева указывается: «развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1]. Выпускники гимназии должны быть не только академически грамотными, но и обладать творческой и общественной инициативой, уметь создавать для себя лучшие условия жизни в социуме.
О необходимости улучшить результаты казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях говорится в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Одним из видов функциональной грамотности является грамотность чтения (казахский и русский языки). «Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей» (2).
На сегодняшний день важность библиотек, работающих в сфере общеобразовательных учреждений не только не понизилась, но стала еще актуальнее, ведь, к сожалению, общий уровень читающих молодых людей и подростков в современном мире значительно ниже, нежели пять – семь лет назад. И это напрямую влияет не только на сферу эрудиции и грамотности, но и социального функционирования индивида. Эту проблему должны решать совместные усилия работников школьных библиотек, учителей и родителей. И примеры из опыта, которые будут изложены ниже доказывают эффективность данного своеобразного триумвирата.
Школьные библиотеки вносят существенный вклад в разностороннее развитие школьников. Умение пользоваться обширным книжным фондом, работать с библиотечными данными, позволит ученикам развивать широту взглядов, собственное мнение, из которых сложится представление о мире и отношениях людей.
«Без чтения нет учения» - эта уже давно известная истина открывается для учащихся именно в библиотеке. Польза чтения полезной литературы не требует лишних доказательств: чтение не только расширяет кругозор и повышает эрудицию, но и воспитывает нравственно-духовных качеств личности ребенка. «Без самостоятельного систематического чтения невозможно творческое развитие индивида. Именно чтение, являясь основополагающим видом деятельности учащегося в процессе обучения, способствует применению знаний, умений и навыков, полученных в образовательном процессе для их практического применения в будущем» [3].
Без умения работать с книжным материалом невозможно выполнение таких заданий, как подготовка рефератов, докладов ,исследовательских работ и т.п. Именно поэтому особое внимание работники библиотеки уделяют на чтение, как процессу самостоятельной работы учащегося. Библиотечные работники учат учеников быстро находить необходимую информацию, затрачивая как можно меньше времени на поиск. Наличие в библиотеке подключения к Интернету играет в этом очень большую роль, но все же основной упор делается не на работу с Интернетом, а на непосредственную работу с книгой. Для этого проводятся мероприятия, призванные научить ребят правильно пользоваться словарями, справочниками, различного рода учебными пособиями.
Но решить проблему привлечения читателей обычным принуждением и традиционными лекциями о пользе чтения, конечно же нельзя. Для этого необходимы новые формы агитации, которые были бы увлекательны для нового поколения, в то же время решая те задачи, которые изначально были поставлены перед ними.
Век компьютеризации и информатизации общества диктует свои правила. «Книжные издания и периодическая печать остаются основным источником информации, но в то же время работники библиотечной сферы не должны забывать и об электронных источниках информации. Именно библиотека гимназии является той структурой, которая может научить своих читателей рационально пользоваться электронными форматами информации и находить нужные данные в сети» [4]. Эта миссия является одной из наиболее важных в работе современных школьных библиотек.
Последнее время понятие «информационная культура» начало активно входить в библиотечный лексикон. И это не случайно – умение получать, и пользоваться - это основа общей культуры личности, которая и формирует тот статус, который получает человек в профессиональном и личном плане. И на уровне среднего образования этот фактор является наиболее важным.
Фонд современной школьной библиотеки должен содержать достаточное для удовлетворения реальных потребностей пользователей количество дисков по различным отраслям знаний. Прежде всего это базы данных энциклопедического, справочного, учебно-методического характера. Особое место занимают диски общекультурной тематики и диски по искусству, так как для них по большей части характерны обширное представление на одном носителе произведений конкретного автора, глубокий биографический и исторический комментарий, критические и другие дополнительные материалы по теме, прекрасное качество иллюстративного ряда.
Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы.
Информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки. Необходимо активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, своим читателям.
Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело нашу библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия библиотеки – привлечение учащейся молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Мы уверенно заявляем – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь молодёжь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной библиотеки.
Привлекает внимание школьников к книге и библиотеке и организация проектной деятельности на уроках информатики. Использование электронных средств в познавательных и творческих целях - это новый способ постижения культуры и книги.
Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению молодёжи к чтению. Существующие технические достижения помогают улучшить качество библиотечной работы, позволяют раздвинуть стены и поговорить о книгах и чтении не только в замкнутом пространстве библиотеки или школы, но пообщаться со сверстниками-читателями других школ страны в режиме реального времени.
Важным элементом работы библиотеки гимназии является проведение различного рода книжных выставок и экспозиции тематических полок, стендов различной тематики, которые помогают расширять кругозор читателей. Стоит отметить, например, стенд «Қазақстан 2050 нақтылы әрекеттер бағдарламасы» по Посланию народу Казахстана Президента РК Н.А. Назарбаева, благодаря которому учащиеся могут больше узанать об этой судьбоносной программе, изложенной лидером нашей Республики .В рамках данных мероприятий проводятся вечера круглые столы, дискуссии. Так ,например круглый стол «Сратегия Казахстан-2050 новый политический курс состоявшегося государства». Такие. мероприятия способстуют развитию у учащихся духа патриотизма, дают стимул больше гордиться историй своей страны, создает правильный вектор в духовно-нравственном плане.
Среди наиболее интересных и важных в воспитательном отношении мероприятий стоит отметить конференцию среди учащихся: «Социально- экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Послание президента РК народу Казахстана», главной целью которой является не столько простое ознакомление старшеклассников с непосредственными пунктами послания главы Республики, сколько вовлечение подрастающего поколения в обсуждение таких важных и сложных вопросов, просто необходимых в современной жизни как программа занятости казахстанцев, мировой финансовый кризис, программа развития регионов, программа жилищного строительства и заселения. Задача не просто донести сухую информацию, а заставить ребенка думать и научить его спорить и обсуждать , правильно вести диалог, иметь точку зрения, обуславливать ее и уметь доносить ее до собеседника.
Библиотека- независимая территория внутри гимназии. Библиотекарь подчас способен воздействовать на ребенка гораздо сильнее, поскольку отношения библиотекаря и читателя – ученика не носят «оценочного характера». Это дает возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику, что, в свою очередь, всегда положительно влияет на образовательный процесс в целом. Библиотека служит прекрасной средой для формирования не только правильных книжных пристрастий, но и эстетического вкуса в целом.
Библиотекарь должен непосредственно участвовать в становлении личности ребенка не только в интеллектуальном, но и в нравственно-духовном образовании. «Современные проблемы подрастающего поколения жестокость,насилие, различного рода адекватное поведение легко вовремя определить по тому перечню книжных или электронных источников, которые выбирает тот или иной школьник».[5] Кроме того, работа с материалами библиотеки позволяет развить в детях усидчивость и способность с пользой использовать рабочее время. Это создает незыблемый тандем библиотекарь – преподаватель в процессе формирования новой социальной личности в пределах учебного заведения.
Подводя итоги нашей работы видно что:
- роль библиотеки в процессе работы среднего учебного заведения в последнее время не только не понизилась в связи с развитием альтернативных средств поиска информации, но стала более важной, ведь важно не только где учащиеся берут информацию, но и делать ее поиск и использование эффективным в рамках учебного процесса и формирования личности;
- библиотека не может существовать вне общей работы учебного заведения и тандем «учитель - библиотекарь» должен быть незыблемым во всех сферах как образовательной деятельности, так и в сфере организации досуга учащихся;
- Информатизация библиотеки – необходимая и и неотъемлемая черта прогресса. Необходимо, чтобы материальный фонд библиотеки постоянно пополнялся новинками в сфере ИТ, ведь это не только привлекает учащихся к чтению, но и позволяет обучить их правильной методике в поиске нужной информации;
- библиотека и учебное заведение должны проводить регулярные массовые мероприятия, имеющие целью патриотическое, интеллектуальное, эстетическое, общеобразовательное, духовное и культурное развитие учащихся;
- для планомерной и эффективной работы библиотеки внутри учебного учреждения просто необходима работа с родителями учащихся, как в ракурсе контроля за читаемым материалом, так и в ракурсе повышения интереса к чтению и у самих родителей.
Только сочетание всех этих факторов может сделать работу школьной библиотеки органичной и эффективной.
ИСПОЛЬЗОВАНННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Послание Президента народу Казахстана 2015 г. / www.akorda.kz/.../page_218341_poslanie-prezidenta-respubliki-kazak
Зуева .Е.М школьная библиотека как источник информации педагогов электронные ресурсы wwwgnpbu.runmo /anmal –zyrva .ntmРожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе 1999
Гендина Н.И. формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, Н.И Гендина, Н.И Колкова, И.Л Скипор7Г.А Стародубова. – М .:школьная библиотека. 2002.
Уюкбаева.М . Образование –основа процветания страны// Мысль №3.2014