Конспект урока ОБОЩАЮЩИЙ УРОК В 8 КЛАССЕ ПО СИСТЕМАМ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ, ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ, КОЖА.
ОБОЩАЮЩИЙ УРОК В 8 КЛАССЕ ПО СИСТЕМАМ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ, ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ, КОЖА.
Цель урока: контроль и подведение итогов знаний по разделам кровообращения, пищеварения, дыхания, опоры и движения, ЦНС, обмена веществ, витамины, кожа; выявление аналитической способности у учащихся на основе полученных знаний.
Оборудование и материалы: скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.
Ход урока:
1. Организационные вопросы.
2. Проведение конкурсов.
I – конкурс «Знаем ли мы свой организм».
II – конкурс «Реши кроссворд».
III – конкурс «Угадай орган».
IV – конкурс «Конкурс на развитие памяти».
V – конкурс «Домашнее задание».
VI – конкурс «А знаешь ли ты…».
VII – конкурс «Найди связь …».
VIII – конкурс «Вопрос – ответ».
3. Подведение итогов конкурсов. Награждение, выставление оценок.
4. Домашнее задание.
5. Слово жюри.
I – конкурс «Знаем ли мы свой организм».
В начале урока класс делится на две команды.
С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану:
1. К какой системе относится.
2. Место расположения в организме человека.
3. Строение.
4. Функции.
Оценка выставляется по 5-бальной шкале, плюс по одному баллу за каждый дополнительный ответ команды.
II – конкурс «Реши кроссворд».
а) Вызывается ученик, заранее называется тема кроссворда «Дыхательная система». И пока идет следующий конкурс несколько человек пытаются выполнить данное задание, которое затем рассматривается вместе со всеми и оценивается.
По вертикали: 1. Соединение кислорода с гемоглобином.
По горизонтали: 2. Участок верхних дыхательных путей. 3. Вещество, входящее в состав табачного дыма. 4. Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям. 5. Процесс вентиляции легких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа. 6. Парный орган, в котором происходит газообмен. 7. Орган дыхательного аппарата, представленная трубкой, выстланная слизистой оболочкой. 8. Измерение жизненной емкости легких. 9. Обмен между газами при дыхании. 10. Главная дыхательная мышца. 11. Оболочка, покрывающая легкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости. 12. Газ, входящий в состав воздуха. 13. Заболевание легких. 14. Газ, необходимый при дыхании. 15. Участок воздухоносного пути, образующее «бронхиальное дерево».
2 Г1 О Р Т А Н Ь 3 Н И К О Т И Н 4 А С Т М А 5 Д Ы Х А Н И Е 6 ЛЕ Г К И Е
7 Т Р А Х Е Я
8 С П И Р О М Е Т Р 9 ГА З О О Б М Е Н 10 Д И А Ф Р А Г М А 11 П Л Е В Р А 12 А З О Т 13 Т У Б Е Р К У Л Е З
14 К И С Л О Р О Д 15 Б Р О Н Х И III – конкурс «Угадай орган ».
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции.
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно.
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. ( Желудок)
2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец.
б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи.
в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. ( Трахея)
3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением.
б) Основные функции этого органа:
1. активация действия всех пищеварительных ферментов;
2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;
3. выполняет барьерную функцию.
в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина.(Желчный пузырь)
4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции.
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей».
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (Продолговатый мозг)
5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма.
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму.
в) Основная его функция – перенос кислорода. (Эритроцит)
6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)
б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)
в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (Витамины)
IV – конкурс «Конкурс на развитие памяти».
На столе должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».
С класса вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящие из цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос.
( Пока они работают, идет следующий конкурс)
V – конкурс «Домашнее задание».
Два ученика выходят и разыгрывают жетоны с номерами. Кому выпадает желтый (головной мозг), кому – красный (сердце).
Ученики с закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце и головной мозг по следующей системе:
где находится;
строение;
функции;
для мозга отметить центры.
Конкурс оценивается по 5-бальной шкале.
VI – конкурс «А знаешь ли ты…»
Конкурс оценивается по 5-бальной шкале.
1.Учитель. А знаете ли ты, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.
Вопрос. Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть?
Ответ. а) через кожу удаляются продукты распада;
б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.
2. Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит.
Вопрос. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.
Ответ. В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению.
3. Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного.
Вопрос. Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ноч
Ответ. Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы.
4 Учитель. А знаете ли вы, что полная адаптация глаза в темноте занимает 60-80 секунд.
Вопрос. Почему, когда человек попадает в темноту, ничего не видит?
Ответ. В рецепторах глаза содержится красный пигмент родопсин и йодопсин. Под действием фотохимических реакций на свету он расщепляется, во мраке с участием витамина А он восстанавливается. пока идет эта реакция человек ничего не видит.
5. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.
Вопрос. Почему?
Ответ. Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.
6. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.
Вопрос. А с чем связано видение цветовой гаммы человеком?
Ответ. С присутствием в клетчатке 3 типов колбочек, которые воспринимают красный, зеленый и сине – фиолетовые цвета. Распознавание всех остальных цветов зависит от комбинации этих трех цветов. Одинаковое раздражение всех типов рецепторов дает белый цвет.
7. Учитель. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом.
Вопрос. О чем идет речь?
Ответ. Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости.
8Учитель. А знаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо (хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов, пауков кровь синяя из- за содержания в крови меди (хлюацианин).
Вопрос. Наличием какого химического элемента в крови обусловлен красный цвет. Где он содержится?
Ответ. Окисное железо оксигемоглобин -непрочное соединение содержится в гемоглобине эритроцитов.
9.Учитель. А знаете ли вы, что,у людей, любящих мягкую подушку быстрее портится кожа лица , она становится морщинистой.
Вопрос. Почему?
Ответ. При мягкой подушке большая часть поверхности лица соприкасается с ней и при этом сдавливаются кровяные сосуды кожи, это мешает поступлению к клеткам лица кислорода и питательных веществ.
10. Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол.
Вопрос. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?
Ответ. Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха.
VII – конкурс «Найди связь».
Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.
Витамины – кожа – рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).
Морковь – глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).
Инсулин- гликоген – сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).
Филохинол- аппендикс- свертываемость крови. (Витамин К может синтезироваться под воздействием кишечной палочки в аппендиксе. При гиповитаминозе у человека наблюдается плохая свертываемость крови).
Зубы- губы- язык……(звук).
Голос- звук…..(голосовые связки).
(Лейкоциты) ……лимфатические узлы- фагоцитоз.
Сосуды- синяк …..(витамин С).
VIII – конкурс «Вопрос- ответ».
Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).
Красный косный мозг- место образования….(эритроцитов)
Позвоночник имеет……изгибов (4).
Центр пищеварения в головном мозге (продолговатый мозг)
Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).
Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)
Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)
Основной орган дыхания (легкие).
Следующий отдел трахеи (бронхи)
Легкое, состоящее из 2 долей (левое).
Головка трубчатой кости (эпифиз).
Аппендикс- отросток (слепой кишки)
Самый молодой зуб у человека (мудрости).
Название витамина С (аскорбиновая кислота).
Верхний слой кожи (эпидермис).
Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
Склера переходит в передней части глаза в (роговицу).
Центр координации движения (мозжечок).
Основная функция альвеол (газообмен).
Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).
Рецепторы цветного изображения (колбочки).
Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).
Функция тромбоцитов (свертываемость крови).
Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)
Примечание. После подведения итогов конкурса выставляются оценки. Проводится награждение.
Задается домашнее задание повторить все системы органов.