Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости школы.
Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости школы-интерната.
Доклад подготовлен и зачитан на заседании МО учителем русского языка А.В. Журавлевой.
Работа учителя письма, чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Потому что дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость), в силу своих нарушений, затрудняются бегло и правильно читать, с трудом понимают смысл прочитанного. Так как чтение является основным видом деятельности, необходимым для изучения других учебных предметов, в повседневной жизни и играет важную роль в овладении рабочей специальностью, то необходимо обратить внимание на формирование навыков чтения.
Полноценный навык чтения складывается из таких качеств как правильность, беглость, выразительность и осознанность. Процесс формирования этих качеств у умственно отсталых учащихся весьма своеобразен. И на разных этапах овладения этими навыками у каждого ребенка он идет по-своему. В связи с тем, что состав классов коррекционных школ по характеру и степени речевой и интеллектуальной недостаточности неоднороден, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения навыками и это создает дополнительные трудности для фронтальной работы на уроках.
Рассмотрим формирование каждого навыка чтения отдельно.
Правильность чтения
· это чтение без искажения звуков с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети при чтении допускают большое количество ошибок, а именно: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, слова, сливают конец одного слова и начало второго, перескакивают с одной строки на другую, не дочитывают окончания. Для формирования правильного чтения использую специальные упражнения. Это артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на отработку четкости произношения звуков. Такие упражнения готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Работая над связным текстом, необходимо давать образец правильного чтения, затем читать текст вместе с детьми, после этого текст читает сильный ребенок, а потом текст несколько раз читают слабые дети.
Большую часть урока занимает тренировка в чтении. Это однообразная работа, и чтобы она не привела к быстрому утомлению учеников, я используются разнообразные приемы:
- чтение по цепочке (по предложениям);
- по абзацам (называю ученика, который будет читать следующий),
- выборочное чтение (подобрать строчки к иллюстрации, зачитать отрывок, отвечая на вопрос).
Таким образом, изменяя задания и используя свои актерские данные (эмоциональность, выразительность), учитель поддерживает интерес к повторному чтению. При различном чтении на протяжении всего урока ребятам приходится следить за чтением друг друга и это является еще одним не менее важным приемом при формировании правильности чтения.
Беглость чтения – это чтение в темпе разговорной речи при хорошем понимании прочитанного. Процесс становления беглого чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья очень длительный и тормозится это тем, что поле зрения у таких детей ограниченно. Они обычно видят только ту букву (слог, слово), на которую в данный момент направлен их взгляд, и они не могут пользоваться смысловой догадкой. Поэтому для формирования беглости чтения, так же как и для любого другого его качества важно многократное повторение упражнений в самом чтении.
Для этого каждое повторное чтение на уроке необходимо сопровождать сменой заданий, использовать все тоже чтение с учителем, чтение по цепочке, эстафетой, выборочное чтение, а также упражняться в чтении текстов про себя.
Детям, которые читают слабо, необходимо предлагать более легкие тексты, но они должны участвовать в работе вместе со всеми ребятами.
Перед чтением необходимо проводить разбор трудночитаемых слов и словосочетаний, тренировать детей в произнесении этих слов.
При формировании беглости чтения очень важна работа над развитием смысловой догадки. Этому способствуют упражнения на умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета. Не менее важно для формирования навыка беглого чтения развитие оперативной памяти, которая позволяет помнить читающему ранее прочитанные слова и текст в целом.
Но умственно отсталые дети затрудняются в запоминании прочитанного: учащиеся могут, прочитав второе слово, забыть первое, записав одно слово из продиктованного предложения, не могут вспомнить его остальную часть. Поэтому для развития оперативной памяти, а, следовательно, для совершенствования навыка беглого чтения использую зрительные диктанты слов, предложений, четверостиший, небольших текстов.
Выразительность чтения это чтение, при котором эмоциональное и смысловое содержание текстов передается с помощью различных средств интонации (высоты тона, ритма речи, темпа речи, силы звучания голоса, смысловых пауз). Учащиеся коррекционной школы в силу своих возможностей должны научиться владеть всеми составляющими компонентами речевой интонации. Для этого в процессе анализа произведения совместно с учащимися устанавливаем наличие логических пауз, выделяем слова, которые несут смысловое ударение, определяем темп чтения, тон и силу голоса.
Работая над выразительностью чтения, нужно выбирать эмоционально насыщенные произведения. Сначала читает текст учитель, это дает детям возможность правильно сориентироваться в интонировании произведения; затем это же произведение дети читают самостоятельно. Так же необходимо использовать разметку текста, но поскольку возможности детей ограничены, проводить разметку только на короткие и длинные паузы, а так же на логические ударения.
Осознанность чтения – это чтение, при котором достигается полное понимание смысловой стороны текста. В развитии этого навыка нужно выделять следующие этапы: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом и детьми, вторичное чтение учащимися, анализ прочитанного, составление плана, пересказ, характеристика героев.
В коррекционной школе эти виды работ имеют специфические особенности. Поэтому подготовку учащихся к восприятию текста мы проводим более основательно, с использованием экскурсий на природу, на производство, демонстрации натуральных предметов, картинок, показа компьютерных презентаций, анализа возможных ситуаций. Все это помогает правильно понимать читаемый текст. Иногда проводить подготовку учащихся к восприятию произведения в виде беседы, в процессе которой актуализировать и уточнять уже имеющиеся у детей представления, понятия, устанавливать связи между знакомым материалом и новым.
В связи с особенностями текстов, литературная ситуация бывает далека от реальной жизни детей, и при усвоении таких произведений ученики не могут опираться на наглядно-практическую деятельность и собственный жизненный опыт. В этом случае необходимо образно рассказывать о подобных жизненных ситуациях, демонстрировать наглядность (картины, кинофильмы, экскурсии в музеи, на выставки, компьютерные презентации и др.)
На разных этапах урока проводить словарную работу: объяснять значения незнакомых слов, приучать детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова, выражения, уточнять их смысл, стараться вводить эти слова в активный словарь детей, это способствует повышению уровня осознанности при работе с текстом.
Немаловажную роль в правильном восприятии текста играет первоначальное чтение, которое должно быть выразительным. В процессе повторного чтения производится анализ текста. Поэтапно разбирая содержание, нужно акцентировать внимание на отдельных существенно важных моментах, таким образом, подводить детей к пониманию всего произведения в целом.
Давая характеристику героев произведения, обучающиеся разбирают отдельные события и устанавливают, как проявляется в них характер персонажей, или наоборот сначала выделяют характерные черты, а затем подтверждают их пересказом соответствующих эпизодов произведения.
Работу над составлением плана прочитанного необходимо начинать с коллективного составления картинного или словесного плана, заголовки подбирать в виде вопросительных и повествовательных предложений, затем пункты плана формулировать в виде нераспространенных предложений, а иногда отдельных строк из текста.
Умственная недостаточность учащихся мешает выработке умения составлять план самостоятельно, поэтому необходимо использовать в этой работе произведения, которые легко можно разделить на части и в которых нетрудно выделить главную мысль.
Пересказ текста для учащихся коррекционной школы является сложным процессом, поэтому для более интересной работы необходимо использовать в качестве плана для пересказа предметные картинки, фиксирующие содержание каждого предложения в тексте, серию сюжетных картинок, рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, пересказ отдельных эпизодов и др.
Надо упражнять ребят в различных формах пересказа: выборочный, полный, краткий, с изменением лица, все это способствует более полному осмыслению прочитанного текста.
Заключительным этапом работы над осознанным чтением произведения является обобщающая беседа, которую надо сопровождать творческой деятельностью учащихся: это выполнение рисунков к тексту, изготовление поделок, макетов, составление книг, альбомов, презентаций, инсценировок, сочинений, изложений прочитанных текстов.
15