«Мой друг и помощник — ритм!» конспект занятия в ДОУ старший дошкольный возраст
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста
«Мой друг и помощник - ритм!»
Составила музыкальный руководитель :МБДОУ Детский сад №30
Боброва Наталья Григорьевна
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Развивать чувство ритма.
Задачи:
Развивать ритмический слух, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
Закреплять умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом;
Развивать воображение;
Совершенствовать речедвигательные навыки;
Развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия.
Ход занятия
Метроритмические движения
Дети заходят в музыкальный зал под музыку И.Дунаевского Марш «Весёлый ветер» (маршируют, выполняют хлопки в ладоши на сильную долю по показу музыкального руководителя. Далее М.Р.).
М.Р.- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне за занятие. А занятие у нас музыкальное, то и поздороваемся мы песенкой.
Приветствие.
«Здравствуйте, гости!»
Во время приветствия дети выполняют движения согласно тексту ритмично хлопают, топают и т.д.)«Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх! (похлопываем себя по щекам)
Толстенькие щёчки! Плюх, плюх, плюх! (надуваем щёчки и похлопываем)
Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк (стучим зубами)
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок! (причмокиваем губами)
Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим! (слегка надавливаем на нос пальцем)
Здравствуйте, гости! Здравствуйте всем!
Беседа
М.Р.- Ребята, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Наталья Григорьевна, а как зовут вас? (дети называют свои имена)
Я так рада, что ко мне пришли не только девочки, но и мальчики. Вы знаете, ребята, я пришла к вам из другого детского сада и принесла вам что- то интересное, чем мы с нашими ребятами любим заниматься. Я – музыкальный руководитель - пою, танцую, играю, а у вас есть музыкальные занятия?
А чем вы занимаетесь на них? (ответы детей)
М.Р.: Как много интересного вы мне рассказали, спасибо вам! Что-то мы с вами немножко застоялись, я приглашаю вас немного подвигаться под музыку. Вы согласны. Давайте мы превратимся в красивых стрекозок. А какая она - стрекоза? Красивая, лёгкая, с прозрачными крыльями.
(звучит музыка, дети и М.Р. исполняют метроритмические движенияпо показу. О.Киенко «Стрекоза»)М.Р.: какие вы молодцы, все движения выполнили правильно и под музыку.
Я сегодня утром, пока шла к вам в детский сад слышала столько разных звуков. Собака лаяла, ребятишки с горки на санках катались, смеялись очень весело, воробушки чирикали, машина кому-то гудела. Слышала, как кто-то играл на баяне наверно, мальчик или девочка учатся в музыкальной школе Скажите, пожалуйста, какие звуки нас окружают?
(ответы детей)
М.Р. : Правильно музыкальные и не музыкальные т.е. шумовые. Я вам сейчас сыграю 2 музыкальных звука, послушайте их и скажите, чем они отличаются? (М.Р. играет один долгий звук, один короткий)
(ответы детей)
М.Р.: Ребята, а вы любите секреты? Я расскажу вам один секрет. Оказывается, что у каждой песни, танца, мелодии есть свой ритмический рисунок. Долгий звук называется ТА, а короткий ТИ. Если я сыграю такие звуки на инструменте, то что у нас получится? Послушайте.
(ритмическая дикломация «К нам пришла зима, много снега принесла»Дети: Песенка!
М.Р.: Правильно, песенка. А на скольких звуках я играла?
Дети: Всего на одном.
М.Р.: Конечно, звуки были долгие и короткие. Они чередовались и получилась ритмическая мелодия, вот в чём секрет! Без ритма не получится никакая мелодия или песенка.
А вы любите играть на музыкальных инструментах, я тоже очень люблю. Но перед тем как взять в руки муз. инструменты мы с вами должны потренироваться, а помогут нам в этом волшебные «божьи коровки». Они разные – одни большие это долгий звук -ТА, а другие поменьше, это звук-ТИ. Они живут все вместе и решили нам загадать свой ритмический рисунок. Давайте его прохлопаем
(м.р. составляет ритмический рисунок, прохлопываем вместе с детьми ритм)
М.Р.: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю. Давайте я сначала вам расскажу свою, а потом вы мне расскажете свою. Сказки будут называться «Дружные семейки»
Дети: Согласны!
(раздаются ритмические карточки, дети придумывают свою сказку и хлопают ритмические рисунки).
М.Р.: Вы все, молодцы! А я вам хочу предложить задание немного посложней. Для этого нам понадобятся шумовые музыкальные инструменты. Внимание на большой мультимедийный экран! Сейчас будет звучать музыка П.И. Чайковского, а на экране будет изображён ритмический рисунок и инструмент, на котором этот ритмический рисунок надо исполнить.
(выполняем задание, после обязательно похвалить детей)
М.Р.: Давайте пройдём на стульчики, сядем удобно, немножко отдохнём. Скажите, пожалуйста, какое время года у нас?(ответ) А вы любите зиму? (ответы). Я тоже очень люблю это время года. А что можно делать на улице зимой? (ответы: кататься на лыжах, коньках, санках и т.д.). А я ещё очень люблю играть со снежинками, их можно ловить. Я предлагаю вам сейчас половить снежинки. Мы их будем ловить хлопком в ладоши, под весёлую музыку согласны? Как только музыкальная фраза заканчивается, так мы и ловим снежинку.
Пальчиковая гимнастика под музыку «Поймай снежинку» Хорватская нар. мелодия сб. «Ладушки» подготов.грМ.Р.: Какие вы молодцы. А если ещё более трудное задание вам предложить, справитесь. Я думаю, что да. Тогда берём деревянные ложки и будем играть в настоящем оркестре лошкарей.
(оркестр лошкарей Р.Н.П. «Барыня»)
М.Р.: Играли вы просто замечательно. А петь песни вы любите? Ребята, а я не знаю какие песни вы учите на музыкальных занятиях, поэтому хочу предложить вам свою песенку. А что слова не знаете, это не беда. Вы будете повторять за мной их как эхо. Что бы песенка звучала интересно , мы к пению добавим игру на музыкальных инструментах. (раздать 4 детям ложки деревянные, 4 бубна, 4 барабана, 4 маракаса)
Песня «Этот ритм повторяй!» сл. и муз. Т.Ю. Сафоновой
М.Р. : А сейчас настало время поиграть в музыкальную игру «Паровоз Букашка», если не знаете, повторяйте за мной.
Музыкальная игра «Паровой Букашка»
Рефлексия
М.Р.: Я очень рада, что наше занятие прошло весело и радостно, что мы с вами познакомились и вы выполнили все мои просьбы и творческие задания. Вы, большие молодцы. Любите музыку, танцуйте, пойте и у вас всегда будет хорошее настроение. До новых встреч, до свидания!
Дети под музыку выходят из музыкального зала.