Занятие по развитию познавательных процессов В гостях у ОСЕНИ для учащихся 4-х классов с легкой степенью умственной отсталости
Занятие по развитию познавательных процессов"В гостях у ОСЕНИ"
для учащихся 4-х классов с легкой степенью умственной отсталости
Цель: развитие познавательных процессов учащихся
Задачи:
Коррекционные:
Развивать мелкую и крупную моторику
Развивать зрительное и слуховое восприятие
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия картинки, мелкой моторики
Образовательные:
Повторить времена года, месяцы, дни недели
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Развитие способности к самооценке и взаимооценке.
Материалы к занятию:
Засушенные осенние листья
Веточки дерева из цветной бумаги (на каждого ученика), разноцветные листочки
Презентация к занятию
Тетради, восковые карандаши, листы А4
Организационный момент. Определение темы и цели занятия.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости?
Давайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.
По дороге золочёнойОсень щедрая идёт.Убранным листами клёнаСундучок с собой несёт. Сундучок с её приданным Полон солнечных даров, Много тут брусники красной Спелых яблок и грибов.По дороге золочёнойОсень в гости к нам пришлаИ зверятам и ребятамВсем подарки принесла.
СЛАЙД 1. На слайде появляется картинка осени.
Психолог: Ребята! К нам пришла осень. Вы ее узнали? Она приглашает нас побыть сегодня на занятии у нее в гостях.
Психолог: А как вы узнаёте, что приходит осень?
//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени.
Психолог: А сейчас какое время года за окном? А какие месяцы этого времени года вы знаете? А какое наступит время года после осени? /ответы детей/
Психолог: Ребята, а кто догадался на какую тему наше сегодняшнее занятие?
/ответы детей/
на слайде появляется тема занятия «В гостях у осени»
Психолог: Как вы думаете, что мы будем делать на этом занятии?
/ответы детей/
Правильно, на этом занятии мы будем выполнять различные упражнения, для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, зрительного восприятия.
А оценивать выполненные заданий мы будем сегодня с помощью разноцветных листочков:
- желтый лист - все выполнено верно;
Оранжевый - нужна была подсказка, помощь;
красный - были допущены ошибки, нужно постараться.
СЛАЙД 2. Повторение дней недели.
Вопрос осени: Ребята, а завтра Четверг? (Дети отвечают: Нет!)Психолог: Ребята, осень, перепутала дни недели. Поможем ей. Какой 1 - ый день недели? И т.д. Хорошо!
- Данил, покажи, пожалуйста, на календаре какой сегодня день недели.
Психолог: Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, она принесла нам свои дары. Чтобы открыть сундучок с подарками, нам нужно выполнить все задания, которые она нам задаст. Задания написаны на осенних листочках.
Основная часть.
СЛАЙД 3. Сундучок с осенними листьями
Психолог: Но перед тем как приняться за работу, выполним зрительную гимнастику, для тренировки глаз.
СЛАЙД 4. Зрительная гимнастика.
Цель: Тренировка двигательных мышц глаза.
Психолог: Ну а теперь приступим к выполнению заданий, которые принесла нам с собой осень.
СЛАЙД 5. Графический диктант. « Осенний лист»
Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия картинки, мелкой моторики, повторение понятия: вправо-влево, вверх, вниз, ориентация на листе бумаги.
(дети пишут графический диктант под диктовку психолога).
Самопроверка. Сверяем узор с узором на экране. Оцениваем себя.
Психолог: Ребята, как вы себя оценили за выполнение этого задания, каким цветом листочек вы выбрали? Почему?
СЛАЙД 6. Упражнение «Нарисуй по памяти»
Цель: тренировка зрительной памяти, внимания.
Психолог: Внимание! Ребята сейчас вам нужно запомнить, в каком порядке расположены листочки на полянке (запоминают 1-2 мин). А теперь у себя в тетради нарисуйте точно такую полянку, раскрасьте те клеточки, в которых лежали листочки на полянке.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения. Оцените своего товарища одним из листочков.
- Ребята, как вы оценили своих товарищей? Почему ты так оценил своего товарища?
СЛАЙД 7. Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".
Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.
Детям предлагаются карточки с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке.
Психолог: Ребята, посмотрите, что вы видите на этой картинке. Что можно приготовить из этого? Раскрасьте на картинке те овощи или фрукты, которые нужны для вашего рецепта.
СЛАЙД 8. Физкульт минуткаДружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
СЛАЙД 9. Упражнение «Найди слова»
Цель: тренировка зрительной памяти, внимания.
Психолог: На слайде зашифрованы слова, найдите их и запишите себе в тетрадь. Слова спрятаны по горизонтали и по вертикали. Какие слова у вас получились? Кто здесь лишний? Почему? /ответы детей/
СЛАЙД 7. Самопроверка по слайду. Сверяют свой узор с узором на экране. Оценивают себя.
СЛАЙД 8. Упражнение «Нарисуй по клеточкам».
Цель: тренировка зрительного восприятия, произвольности внимания, мелкой моторики.
Психолог: Ребята, выполнив это задание, вы получили ключик от сундучка, который принесла нам осень. Давайте посмотрим, что же осень нам принесла.
СЛАЙД 8. Открытый сундучок с осенними листьями. Листопад.
Психолог: Ребята, посмотрите, какую красоту подарила вам Осень! Засушенные осенние листья раздаются каждому учащемуся.
- А сейчас давайте все дружно, при помощи листьев и карандашей создадим красивую осеннюю полянку.
СЛАЙД 9. Групповое упражнение «Осенняя полянка» под музыку.
Работа в группе, создание общей картины.
- Вы работали дружно, посмотрите, какая замечательная и красивая полянка получилась у вас!
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
СЛАЙД 10.
Психолог: Ребята, наше занятие подходит к концу, пора прощаться с осенью.
Давайте подведем итог нашей работе.
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
-Хорошо. Я рада, что занятие вам понравилось, мне тоже сегодня понравилось с вами работать.
- Спасибо за работу на занятии, до свиданье!