Контрольно-оценочные средства по теме: Социальные нормы и конфликты.
Контрольная работа № 8 по теме:
Социальные нормы и конфликты
II ВАРИАНТ
Какой смысл ученые – социологи вкладывают в понятие «социальная стратификация»?
Различие в доступе к благам между людьми
Вхождение индивида в мир социальных взаимодействий
Разделение общества на группы по различным основаниям
Приспособление, адаптация индивида к социальной среде
Какой тип социальной дифференциации характерен для традиционного общества?
Классы, слои
Страты, курии
Касты, сословия
Партии, движения
Сословия от иных социальных групп различаются по
Наследуемым правам, привилегиям, обязанностям
Месту в системе общественного разделения труда
Отношению к собственности на средства производства
Уровню дохода и профессиональной принадлежности
4. Отличительным признаком данной группы является официальное закрепление прав и обязанностей её участников в документальной форме. О какой группе идёт речь?
1. формальной
2. референтной 3. малой
4. этнической
5. Верни ли следующие суждения?
А. Социально значимыми признаками групп современного общества выступают образование и профессия.
Б. Социально значимыми признаками групп современного общества выступают сословное происхождение, наследуемые права.
1. верно только А 3. верны оба суждения
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
6. К историческим разновидностям этнических общностей относят
1. государства
2. народности
3. сословия
4. конфессии7. Для какой из форм социальной мобильности характерны такие признаки, как групповая мобильность, связанная с переменой местожительства?
1. девиация
2. миграция
3. ассимиляция
4. карьера
8. Верны ли следующие суждения?
А. Среди факторов социальной мобильности в современном обществе доминирует высшее образование.
Б. Среди факторов социальной мобильности в современном обществе доминирует постоянное повышение квалификации, совершенствование своих профессиональных навыков
1. верно только А 3. верны оба суждения
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
9. Что включается учёными – социологами в понятие «социальная роль»?
1. оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком
2. ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением
3. изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной группы в другую
4. положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками
10. Среди ролевого набора личности можно выделить роли, которые в равной мере могут исполняться как взрослыми, так и подростками. Какой пример соответствует подобной универсальной социальной роли?
1. кандидат в депутаты муниципального собрания
2. выпускник престижного вуза
3. воспитанник детского дома
4. владелец коллекции марок
11. Какая из приведённых ситуаций характеризует позитивное отклоняющееся поведение?
1. ученик – девятиклассник выполняет домашние задания и не пропускает школьные занятия без уважительной причины
2. ученик – девятиклассник одержал победу на Всероссийской олимпиаде по математике и был направлен на международную олимпиаду
3. ученик – девятиклассник летом устроился на работу в почтовое отделение курьером
4. ученик – девятиклассник был переведён из школы в профессиональный колледж
12. Семью как малую социальную группу отличает признак
1. эмоционально окрашенные отношения
2. совместный быт, ведение домашнего хозяйства
3. устойчивость и постоянство состава
4. реальные взаимосвязи и взаимодействия
13. Семья А. дружная. Супруги познакомились на одном из сетевых форумов, у них общие интересы. Какой признак позволит определить семью А. как нуклеарную (ядерную)?
1. все вопросы жизни семьи обсуждаются и решаются на семейном совете
2. в собственности семьи находиться жилой дом и автомобиль
3. в состав семьи входят муж, жена и ребёнок
4. родственники А. проживают в сельской местности
14. Семья Л. Состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта семья относиться к патриархальному типу?
1. Л. Владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города
2. глава семьи руководит крупным оборонным предприятием
3. семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник
4. все основные вопросы в жизни семьи находятся в компетенции её главы – мужа
15. Верны ли следующие суждения?
А. Молодёжь является особой социальной группой, для которой характерно стремление к перемене статуса, активному освоению новых социальных ролей
Б. Для молодёжи в наиболее обострённой форме может протекать конфликт, связанный с противоречием между социальными ожиданиями и реальными возможностями
1. верно только А 3. верны оба суждения
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения?
А. Как правило, при разрешении конфликта важно выявить и устранить причину его возникновения, то, на основании чего конфликт возник
Б. Социальные конфликты играют в обществе исключительно деструктивную роль
1. верно только А 3. верны оба суждения
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
17. Людей, находящихся на социальном дне, часто ведущих асоциальный образ жизни, называют
1. люмпенами
2. пролетариями
3. маргиналами
4. батраками
18. Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является
1. возможность получения образования только на государственном языке
2. компактное поселение одних народов от других
3. гарантированное законом равенство представителей всех народов в правах
4. недопущение национальных меньшинств в государственные органы
19. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные санкции».
(Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение, аплодисменты, дисциплинарное взыскание)
20. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
А) молодая учительница победила в городском конкурсе «Учитель года» и получила высшую аттестационную категорию
Б) закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришёл работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования
В) врач стал главным врачом отделения больницы
Г) солдат - срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужился до прапорщика 1) образование
2) профессиональная деятельность
3)служба в армии
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнено не менее 90 % предложенных заданий ;
оценка «хорошо»… если выполнено не менее 80 % предложенных заданий
оценка «удовлетворительно» выполнено не менее 70 % предложенных заданий;
оценка «неудовлетворительно» если выполнено не менее 60 % предложенных заданий