Районный семинар учителей химии и биологии «Организация внеурочной работы учащихся в условиях ФГОС»
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»
Районный семинар
учителей химии и биологии
«Организация внеурочной работы учащихся в условиях ФГОС»
Подготовила:
учитель химии
Павлова К.В.
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Инсар, 2014
Новые социальные запросы нашего общества обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, в центре которого лежит познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». В связи с этим актуальным становится вопрос о том, какими путями можно развивать универсальные учебные действия.
В основе Федерального государственного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход к обучению, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность. ФГОС предусматривает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Он ориентирован:
– на формирование нового образа учителя,
– на становление «портрета» выпускника школы, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность науки, труда и творчества, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивированного на творчество и современную инновационную деятельность. Он должен быть способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность, осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей.
Важным компонентом ФГОС, направленным на формирование «портрета выпускника», является организация внеурочной деятельности школьника.
Задачами этой формы образовательного процесса, особенно на этапе начальной школы, являются:
– обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;
– оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
– улучшение условий для развития ребёнка.
В целом же результатом внеурочной деятельности является не освоение обязательного минимума содержания образования, а именно формирование универсальных учебных действий. В связи с этим организация внеурочной деятельности школьника является одной из наиболее актуальных задач.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.
Особое внимание в Программе уделяется духовно-нравственному развитию, которая опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данная программа представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Духовно-нравственное развитие личности в границах общеобразовательной программы осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия ребенком ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, неотъемлемым компонентом которой является определенная система конфессиональных ценностей; российской нации; всего человечества.
Таким образом, Программа воспитания и социализации представляет собой интегрирующий документ, охватывающий осуществление духовно-нравственного развития и расширения ценностей, социально-нормативной сферы обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов, относящимся к инвариантной, вариативной частям учебного плана и во внеурочной деятельности. При этом как учебные программы, так и программы внеурочной деятельности должны включать в себя: описание ценностей, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе образовательной (учебной) и внеурочной деятельности; характеристику основных компонентов содержания (предметного, межпредметного), форм учебной и внеурочной деятельности, раскрывающих данные ценности. Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
Согласно ФГОС, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей).
Внеурочная познавательная деятельность в МБОУ «Инсарская СОШ № 2» организована в форме кружков познавательной направленности, элективных курсов, предметных и дистанционных олимпиад, школьного научного общества «Наука рядом с нами», познавательных экскурсий, конкурсов рисунков, стихов и т.п.
В нашей школе внеурочная деятельность является составной частью образовательного плана школы. Немалая роль отводится кружкам естественнонаучного направления. В течение ряда лет работает кружок по биологии «Юный исследователь», а так же элективные курсы по подготовка к ГИА и ЕГЭ по химии и биологии.
Учащиеся школы много и с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, турнирах, конкурсах по химии, в том числе дистанционных.
Среди обучающихся школы Всероссийский турнир по химии «Осенний марафон» завоевал большую популярность. Марафон направлен на пропаганду предметных знаний и формирования стимула к их приобретению, создает оптимальные условия для выявления одаренных школьников, их дальнейшее интеллектуальное развитие и профориентацию. В 2013-2014 учебном году учащиеся 9 класса приняли участие в этом турнире и были награждены сертификатами.
Обучающиеся нашей школы ежегодно успешно принимают участие в районных предметных олимпиадах по химии и биологии.
Одним из интересных направлений внеурочной деятельности по химии и биологии является метод проектов, который обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
В проектной деятельности доля самостоятельности возрастает в разы, ставятся иные цели: научить не столько решать конкретные задачи, сколько осмысливать сам путь решения.
Главным становится не алгоритм решения, а способ создания этого алгоритма. Иными словами, здесь заложен принцип мыследеятельности, когда учащийся, организуя свои действия, одновременно осмысливает, зачем и почему он делает именно так.
Эмоциональная включенность ребят в процесс создания и представления проекта столь велика, что приобретенные знания и навыки становятся интегральной частью жизненного опыта ребят.
В марте 2013-2014 учебного года состоялась VII школьная научно-практическая конференция «Наука рядом с нами», где ученица 9 класса Кривошеева Анна представила работу «Шоколад: польза или вред?». На районной научно-практической конференции «Первые шаги в науке» данная работа получило высокую оценку жюри 1 место.
В рамках недели биологии и химии была проведена интеллектуальная игра «Вода обычная и необычная» для учащихся 8-11 классов по командам. Команды показали знания по биологии и химии. Победившая команда была награждена памятными подарками.
Хочется сказать об акциях, которые проходили в мае прошедшего учебного года. Это «Всероссийский день посадки леса» 17 мая и Межрегиональная экологическая акция «Волга - великое наследие России», которая проводилась 23 мая. Цель акций: воспитание ответственного и бережного отношение к окружающей среде и формирование основ экологической культуры. В результате акций высажено более 60 саженцев сосны, выращенных в школьном питомнике по федеральной программе «Больше кислорода» «ЭКА- командой» школы (апрель 2011г); собрано много мусора вдоль береговой линии Иссы и на территории пляжа. Фотоотчет о проведенных акциях размещен на сайте школы.
Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок свободно делает выбор, раскрывается как личность. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.