Занятие педагога-психолога во 2 классе по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Внеклассное занятие педагога-психолога во 2 классе по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Упражнение № 1.
Цель: развитие тактильного восприятия.
Оборудование: набор Пертра № 3.
С закрытыми глазами дети определяют на ощупь, какую геометрическую фигуру они держат в руках.
Упражнение № 2.
Цель: развитие восприятия (форма, цвет, величина).
Оборудование: набор Пертра № 3.
1)Дети отыскивают фигуры заданной формы и нанизывают на стойки фигуры одинаковой формы, не обращая внимание на различие из размеров и цвета.
2)На доске – основе устанавливаются стержни с большими и маленькими втулками, шайбами и маленькими бусинами. Детям предлагается снимать и надевать бусины так. Чтобы на стержне остались маленькие бусины, маленькие шайбы, маленькие втулки.
3)Дети сортируют детали по критериям «большой – маленький».
4)Дети сортируют фигуры по цвету, не обращая внимание на форму и размер.
5) Психолог собирает два идентичных комплекта из бусин. Затем описывает: «Я взяла маленькую неокрашенную шайбу и нанизываю ее на стержень». После этого дети отыскивают такую же бусину и нанизывают на стержень. Далее дети сами берет фигуры, описывают их и нанизывают на стержень.
Игра «Помоги кукле»
Цель игры: научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм, опираясь при этом на зрительный образ.
Оборудование: набор игрушечной посуды (разной величины тарелки, блюдца, ложки и чашки), «волшебный мешочек».
Ход игры:
Дети располагаются вокруг психолога. Психолог демонстрирует куклу, объясняя, что ее зовут Даша, и она пришла к ним на занятие. Психолог объясняет, что Даша купила посуду и должна накрыть на стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешочке». Дети выполняют задание, ориентируясь только на вид предмета. Разбирая задание, следует обратить внимание на точное соответствие выбранного предмета предъявляемому образцу.
Игра «Откуда вода?»
Цель игры: научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.
Оборудование: бутылочки с очень холодной, комнатной, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.
Ход игры:
Психолог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, показывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки, и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой выбор. В конце игры вместе с детьми психолог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды.
Игра «Что звучало?»
Цель игры: научить детей различать на слух инструменты, похожие по звучанию.
Оборудование: губная гармошка, детские пианино и металлофон, дудочка, ширма.
Ход игры:
На столе психолога стоят инструменты. Психолог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем психолог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инструмент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог закрывает инструменты ширмой и играет на одном из них. Дети должны назвать этот инструмент. Через некоторое время психолог вызывает одного за другим несколько ребят и предлагает остальным детям узнать, на каком инструменте они сыграют. В заключение игры педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.
Заключительное упражнение:
Детей приглашают в сенсорный уголок, рассаживают на пуфиках.
Инструкция: «Сейчас вы закроете глаза и попробуете представить себе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты». Детям раздается по листу бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры. «С закрытыми глазами нужно выбрать тот материал, из которого вы бы хотели изобразить свое внутреннее состояние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т. д. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять ваши руки. В процессе работы материал нельзя менять».
Включается спокойная расслабляющая музыка и примерно через 5 минут включается ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее по желанию детей каждый рассказывает о своих впечатлениях, ощущениях, которые они испытали за время тренинга, что они пытались нарисовать на бумаге и т. д.
Итог занятия: рефлексия (дети обмениваются друг с другом и с психологом своими впечатлениями).
15