Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края.
КГБС(К)ОУ «Тальменская специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа – интернат VIII вида».
Развитие мелкой и крупной моторики; графомоторных навыков.
Развитие пространственного ориентирования.
Проект занятия развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе
Технология: Коррекционно – развивающего обучения
Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Э. Я. Удалова, Л. А. Матиева.
Выполнила
педагог – психолог
А. А. Сухарева
Тальменка 2013
ТЕМА: Развитие мелкой и крупной моторики; графомоторных навыков. Обводка по трафарету и штриховка.
Цели урока: Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую и крупную моторику
Развивать тактильные ощущения
Развивать пространственное ориентирование
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
Развивать координацию движений
Развивать речь
Формировать пространственно-временные ориентировки.
Снижать эмоциональное напряжение учащихся.
Образовательные:
Обучать обведению по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
Обучать элементам самомассажа
Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к предмету
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека
Методы обучения:
Беседа;
Объяснение.
Тип урока:
Практическая коррекционно-развивающая работа.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДифференциро-
ванный и индивидуальный подход
I.Организацион-ный момент
Приветствие учителя, проверка явки обучающихся, проверка готовности к уроку.
Приветствие обучающихся. II. Психолого-педагогическая настройка.
Дети выслушайте внимательно задание:
- нужно передать друг другу цветок, говоря что-нибудь хорошее тому, кому передают цветок(педагог начинает показывать задание с себя) передавая цветок сидящему рядом ребёнку говорит:
- Ты сегодня такая очаровательная .- Молодцы, ребятишки старайтесь как можно чаще говорить друг другу что-нибудь хорошее. Ребята передают друг другу цветок, говоря что-нибудь хорошее тому, кому передают цветок.
Упражнение развивает речь.
III. Задание «Графические ряды».
(Слайд 2) Предъявляется детям приготовленный лист бумаги в вертикальном положении формата А 4 и, обрисовывая пальцем первый показ, говорит: «Вы будете рисовать такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листа. Здесь нарисовано 3 узора, и все они отличаются друг от друга. Рисовать вы будете с начало верхний узор, потом тот, что под ним и так до самого нижнего. Чтобы правильно нарисовать узор, вам нужно будет поставить кончик карандаша в то место, где я остановилась, и продолжить узор до самого конца листа »
Внимательно выслушав задание. После объяснения учителя берут простой карандаш в руку и приступают к выполнению данного задания Развитие мелкой моторики
IV. Пальчиковая гимнастика. Руки вместе прижимаю,
Ввысь ракету запускаю.
Пальцы все соединю
И на лодке поплыву.
Рассказ сопровождается соответствующими движениями кисти рук и пальцев.
Повторяют за учителем слова и движения Упражнение для снятья напряжения рук
V. Обведение по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка.
(Слайд 3,4,5) Каждому ребёнку раскладывается лист белой бумаги формата А 4, по два трафарета (внешний и внутренний), простой карандаш и цветные карандаши. «Вам нужно наложить трафарет на лист бумаги и обвести яблоко по внутреннему краю трафарета,
затем заштриховать по образцу
-317564135Далее обвести яблоко по внешнему краю трафарета и раскрасить по образцу. Следуют поэтапной инструкции Развивать координацию движений
VI. Упражнение «Контуры».
Посмотрите на доску узнай изображение , подумай на что ещё может быть похоже данное изображение.
Ответ следует по очереди Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
VII. Гимнастика для языка.
(Слайд 6-11) Сейчас я буду читать сказку про язычок. Вы внимательно слушайте и следите за моими движениями и повторяйте за мной
«Жил-был язычок (показываем язычок). И был у него очень хороший домик с красивыми воротами (открываем рот; потом соединяем зубы). А теперь язычок хочет посмотреть, идет ли на улице дождь (высовываем остренький язычок, а потом прячет — 5 раз). Наконец-то дождик прошел, и выглянуло солнце (язык вверх), но лужи остались (язык вниз). Посмотрим по сторонам (язык вправо-влево). Лужи высохли, можно полежать и погреться на солнышке (рот открыт, язык лежит лопаткой). А теперь пришло время убрать в домике: подметаем пол (выталкивающие движения, язык задевает нижние зубы), вытираем пыль (язык двигается по верхним и нижним зубам внутри и снаружи)»
показывают язычок;
покрывают рот;
соединяют зубы;
высовывают острый язычок, а потом прячут – 5 раз);
язычки вверх;
язычки вниз;
язычки вправо – влево;
рты открыли, язык лежит лопаткой;
выталкивающие движения, язык задевает нижние зубы;
язык двигается по верхним и нижним зубам внутри и снаружи.
Обучать элементам самомассажа .Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.
Снижать эмоциональное напряжение учащихся.
VIII. Упражнение «Нарисуй».
(Слайд 12) Выдаётся лист бумаги с двумя одинаковыми рисунками и 2 простых карандаша.
Возьмите в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Карандаш от листа отрывать нельзя.
Следуя инструкции выполняется задание. Развивать координацию движений
IX. Игра «Что покажу узнай» Все встаньте с места и слушайте меня внимательно, повторяя за мной движения.
Я движенье покажу,
А что значит – не скажу.
Вы движенье повторите
И что значит – расскажите!
(Имитируются движения: чистка зубов, умывание, заправка кровати и т. п. Первым садится тот, кто угадает очередное движение). Все повторяют движения.
Угадавший садиться. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
Снижать эмоциональное напряжение учащихся.
X. Подведение итогов. Чему вы сегодня научились?
Что для вас наиболее трудно было выполнять?
-Мы сегодня научились обводить контур одновременно правой и левой рукой.
-Мы сегодня научились делать зарядку для язычка, узнавать изображения по контурам, обводить по трафарету (внешнему и внутреннему), штриховать и раскрашивать по показу.
-Каждый рассказывает в каком упражнение возникали те или иные трудности.
XI. Рефлексия. Ритуал прощания. Рассыпает яблочки на ковре. «Дети выберите каждый то
яблочко, которое нравится больше всего. (Яблоки размера и разных цветов).
Дети теперь, возьмитесь за руки и встаньте в круг, и громко хором выкрикните каждый своё имя.
Наше занятие подошло к концу.
Держась
за руки, пожелайте другу что-нибудь хорошее. Выбирают яблоко любого цвета, пишут на ней свое имя и крепят на доску при помощи магнитов.
Держась
за руки, говорят друг другу пожелания. Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 1 классе. На занятии присутствовало 6 детей (3 девочки и 3 мальчика).
Данное занятие 1.11 по счету в теме «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков». Представленное занятие ставит перед собой обучающую и развивающую задачу «Обучать обведению по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Обучать элементам само массажа. Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз ». Коррекционно – развивающие задачи занятия:
Развивать мелкую и крупную моторику
Развивать тактильные ощущения
Развивать пространственное ориентирование
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
Развивать координацию движений
Развивать речь
Формировать пространственно-временные ориентировки.
Снижать эмоциональное напряжение учащихся.
.
Урок несет воспитательные задачи – воспитание творческой активности и интереса к творческой деятельности.
Поставленные задачи реализовались на уроке в ходе практической работы, при применении словесных и наглядных методов обучения, использование групповой работы, индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.
Беседа при закреплении материала способствовала выявлению знаний обучающихся, подготовила к восприятию нового материала.
С целью развития внимания на уроках использовано упражнение на внимание, пальчиковая гимнастика, упражнение «Контур», гимнастика для языка, игра «Что покажу, узнайте!» также являются развивающимися и преследуют коррекционно – развивающую цель.
Весь процесс обучения осуществляется через продуктивную совместную деятельность педагога и обучающихся. Использованные методы и подходы позволили всем обучающимся успешно справиться с занятием.
ЛИТЕРАТУРА:
С. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей». М., «Эксмо», 2004г.
Т. А. Арефьева, Н. И. Галкин «Преодоление страхов у детей». М., «Психотерапия», 2009г.
Т. Аржакаева, И. Вачков, А. Попова «Психологическая азбука 1 – 4 класс». М., «Генезис», 2012г.
Н. Я. Семаго «Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст». М., Айрис-пресс, 2005г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
-264160490220
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10