План-конспект к интегрированному уроку по алгебре и началам анализа в 10 классе по темеЭти трудные,трудные числительные


Интегрированный урок по алгебре и началам анализа и русскому языку
Тема: «Эти трудные, трудные числительные»
Учитель: Захарова Надежда Константиновна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Микунь, Усть-Вымский район, Республика Коми
Предмет: алгебра и начала анализа
Класс: 10 «А» класс
Базовый учебник: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др.
Цели урока: закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий; читать и выполнять математические задания, правильно проговаривая числительные; подготовка к ЕГЭ по русскому языку и математике.
Задачи: обеспечить практическое использование лингвистических знаний на разных уроках, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать у учащихся интерес и любовь к математике.
Тип урока: урок повторения.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1.Организационный момент, создание благоприятного психологического климата.
2.Определение темы урока, постановка цели и задач урока, мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя:
Наш родной язык имеет особую значимость. Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни. Сегодня вам будет предоставлена редкая возможность проверить «алгебру гармонией». Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания.
А)Перед вами слова: пятерка, пятак, пять, впятером, пятый.
Это слова разных частей речи. Нужно определить, какие из данных слов не относятся к числительным, дать определение числительного
Числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? какой? который?
Учитель математики: К данному правилу можно добавить правило-помощник: «Числительное – это число, которое можно вставить в ряд натуральных чисел»
С помощью этого правила мы определили числительные, но надо вспомнить и о разрядах.
Разряды числительных
1.Количественные (целые, дробные, собирательные)
2.Порядковые
Учащимся предлагается тест (Ксерокопия), его надо прочитать, правильно произнося числительные.
Тест.
На протяжении 20 (двадцати) лет в 17 (семнадцатом) веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 (в тысяча шестьсот двадцатом) году. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 (одного) до 20000 (двадцати тысяч) и от 90000 (девяноста тысяч) до 100000 (ста тысяч). Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 (тысяча шестьсот двадцать восьмом) году издал свои таблиц логарифмов чисел от 1 (одного) до 100000 (ста тысяч). В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 (тысяча семисотого) года. Нынешние школьники в возрасте 15-16 (пятнадцати- шестнадцати) лет изучают логарифмы на уроках математики.
Необходимо исправить ошибки. Трудно, нужно вспомнить правила склонения числительных. Вспомним их.
1.Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3-го склонения.
И.п. тридцать
Р.п. тридцати
Д.п. тридцати
П.п. о тридцати
2.У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части:
И.п. пятьдесят
Р.п. пятидесяти
Д.п. пятидесяти
В.п.пятьдесят
Т.п.пятьюдесятью
П.п. о пятидесяти
3.У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит:
Пятьсот семьдесят пять – (чего?) пятисот семидесяти пяти.
4.При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.
И.п. три целых пять десятых
Р.п. трех целых пяти десятых
Д.п. трем целым пяти десятым
В.п. три целых пять десятых
Т.п. тремя целыми пятью десятыми
П.п. о трех целых пяти десятых
5.У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:
И.п. две тысячи второй год
Р.п. две тысячи второго года
Д.п. две тысячи второму году
П.п. две тысячи втором году
Исправляем ошибки. Возвратиться к тексту и исправить ошибки.
Задание №2.
Учитель математики: решим устно задачу –
Найти число, квадрат которого в произведении с 256 дает 1025 (в произведении с двумястами пятьюдесятью дает тысяча двадцать пять)
- Что было сложнее: решить или прочитать? Почему?
- Что склонять трудно: простые, сложные, составные числительные?
Задание №3.
Учитель математики:
1. а) Вычислите и грамотно объясните: «логарифм одной трети по основанию восемьдесят один равен минус четыре»
б)Сто в степени десятичный логарифм девятнадцати равен тремстам шестидесяти одному.
2. Решить уравнение: произведение девяти и пяти в степени икс минус два равно сорока пяти
3. Логарифм икс по основанию три плюс логарифм суммы икс и шести по основанию три меньше трех
Задание №4.
Выбрать правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.
С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане.
Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) домов.
О (пятистах, пятьюстах) жителях.
В (ста, стах) метрах.
Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами.
Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара.
Три (первые, первых) урока он прогулял.
Задание №5
Решите неравенство: 0,5х-2,4>0,25- выберите дробное числительное и просклоняйте его письменно.
И.п. две целых четыре десятых
Р.п. двух целых четырех десятых
Д.п. двум целым четырем десятым
В.п. две целых четыре десятых
Т.п. двумя целыми четырьмя десятыми
П.п. о двух целых четырех десятых
Задание №6
А сейчас проявите творчество и выразите свое отношение к изучаемой теме – напишите синквейн.
Что такое синквейн?
Синквейн – это средство творческого самовыражения. Это пятистрочный стих, который придумали французы. Говорят, что в переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».
Правила написания этого «чуда» такие:
1 строчка – существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
2 строчка – два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нем.
3 строчка – три глагола, действия, которые производит существительное.
4 строчка – фраза из четырех слов, передающая ваше отношение к существительному.
5 строчка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Ключевые слова, связанные с темой нашего урока: урок, склонение, числительное, неравенство, уравнение.
Для этого у каждого есть вырезанные из бумаги «ладони»
Весна, Учитель,
Солнечная, долгожданная Добрый, мудрый
Волнует, радует, будоражит. Учит, переживает, надеется.
Весною все люди красивы . Понимает проблемы своих учеников.
Любовь! Наставник, друг.
Точка
Невесомая, неширокая
Лежит, находится, ограничивает.
Еле заметна для меня.
Крапинка.
Итак, поэтом стать легко. Хоть и доступен будет всего один жанр, но и в нем можно дойти до совершенства!
Рефлексия.
- Что вызвало затруднения?
- Что помогло их преодолеть?
- Какие знания нам необходимы и требуют постоянной тренировки на уроках математики?
- Что понравилось, а что нет?
- Какое настроение у класса?
Домашнее задание:
Просклонять письменно любые три числительных.