Программа элективного курса по обществознанию Трудные вопросы обществознания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 6
_____________/Л.А. Култышева
Приказ №116 от 02.09.2013г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
«Трудные вопросы обществознания»
(для обучающихся 10-11 классов)
Горкуновой Марины Петровны,
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 30.08. 2013 г.
2013 - 2014 учебный год Паспорт программы
Наименование Образовательной программы
Программа элективного курса «Обществознание» «Трудные вопросы обществознания»
Назначение программы
Программа предназначена для подготовки обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, расширения и углубления образовательной области предмета
Сроки реализации программы
2 года
Разработчик программы
Учитель истории и обществознания Горкунова М.П.
Дата рассмотрения программы и решение об утверждении
Протокол педагогического совета
№ 1 от 31 августа 2014 г.
Цели программы
целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в ВУЗе.
Прогнозируемый результат реализации программы
- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;
- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;
- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;
- строить межпредметные связи на основании изучаемого материала.
Возможности внесения коррективов в программу
Изменения в содержание программы вносятся в случае корректировки тематического планирования курса с учетом изменения содержания кодификатора контрольно-измерительных материалов, потребностей обучающихся.
изменение социального и государственного заказа
Перечень документов, на основании которых разработана программа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Пояснительная записка
Статус программы
Авторская программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: паспорт программы; пояснительную записку; примерное тематическое планирование предмета; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; рекомендуемая литература.
Общая характеристика элективного предмета
Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.
Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.
Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.
В соответствии с новым Государственным стандартом содержания образования обществознание имеет базовый и профильный уровни содержания образования. При этом примерная программа базового уровня полностью соответствует номенклатуре содержания кодификатора по обществознанию, а примерная программа профильного уровня содержит такой содержательный компонент как «Социальная психология».
Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в ВУЗе.
Место предмета в учебном плане:
Программа элективного предмета рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов, из них 1 час в неделю в 10 классе (34 часов) и 1 час в неделю в 11 классе (34 часов).
Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.
Программа курса состоит из трех разделов:
Особенности ЕГЭ по обществознанию.
Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения элективного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
№
п/п
Тема
Всего часов
лекции
семинары
практикум
дискуссия
форма контроля
1.
Общество как динамичная система
10
2
2
4
1
1 (тест)
2.
Человек.
9
2
1
3
2
1 (тест)
3.
Познание
8
2
1
2
2
1 (тест)
4.
Духовная культура
7
2
1
2
1
1 (тест)
5.
Социальные отношения
8
2
2
2
1
1 (тест)
6.
Политика
8
2
2
2
1
1 (тест)
7.
Право
10
3
2
3
1
1 (тест)
8.
Экономика
10
2
1
2
2
1 (тест)
Итого
70
17
14
20
11
8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 класс (35 часов)
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
- кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 25 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
11 класс – 35 часов.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 33 ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
Человек и общество
Экономика
Социальные отношения
Политика
Право
Решение вариантов ЕГЭ.
Тест № 1.
Тест № 2.
Тест № 3.
Тест № 4.
Тест № 5.
Тест № 6.
Итоговое повторение и обобщение. – 2 чТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс – 35 ч.
№ урока
Содержание (тема урока)
Примечание
Раздел 1.Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 9 ч.
1
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.
Лекция.
2-4
Особенности ЕГЭ по обществознанию:
-кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании)
5-6
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Урок-практикум.
7-9
Информационные ресурсы ЕГЭ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 LINK 14http://15www.еgе.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 26 ч.
10-12
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.
Решение заданий с выбором ответа (часть А)
13-15
Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Решение заданий с выбором ответа (часть А)
16-18
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
19-20
Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
21-22
Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
23-24
Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
25-26
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
27-28
Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
29
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
30
Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
31
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
32-33
Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
34-35
Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
11 класс – 35 ч.
№ урока
Содержание (тема урока)
Примечание
Раздел 3. Тестовый практикум. – 33 ч.
1-3
Решение тематических тестов по темам:
- Человек и общество
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
4-6
- Экономика
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
7-9
- Социальные отношения
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
10-12
- Политика
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
13-15
- Право
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
16-18
Решение вариантов ЕГЭ.
Тест № 1.
19-21
Тест № 2.
22-24
Тест № 3.
25-27
Тест № 4.
28-30
Тест № 5.
31-33
Тест № 6.
34-35
Итоговое повторение и обобщение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного предмета «Обществознание» ученик должен:
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Рекомендованная литература для учителя:
1. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10-11 классы, авт. Е.Н.Сорокина. 2012 г.
2.Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень 10-11 класс, авт. Т.П.Бегенеева.2012 г.
3.Поурочные разработки по обществознанию к учебникам Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко 9 класс, авт. А.В. Поздеев, М., изд. ВАКО
4. Обществознание. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбову, часть I-II, авт. С.Н. Степанько. Изд. Учитель, 2012г.
5. Уроки экономики в школе. Е.В. Савицкая.
Рекомендованная литература для учащихся:
1. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
«Общество», «Духовная жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», « Экономика», «Право», «Политика».
Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2012 г. Изд. Астрель,
2.Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Базовый, повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2012 г. изд. Легион
3. Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. под ред. Л.Д. Боголюбова , М. Дрофа 2012г.
4. Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель.
5. Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М., Национальное образование.2011г.
6. Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под ред. П.А. Баранова, изд. Астрель
7. ЕГЭ за 30 дней, обществознание, экспресс-репетитор, авт. А.В.Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал федерального института педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
13PAGE \* MERGEFORMAT141215