Для факультатива по русскому языку в 9-10 классах Подготовка к ЕГЭ
(1) И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нем вся она наша Россия. (3) В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4) Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(б) Это язык зрелого самобытного национального характера. (7) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его его язык...
(8) Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. (9) Не любить его значит не любить и не блюсти Родину нашу.
(10) А что есть человек без Родины?
(11) Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?
(12) Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (13) А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
(14) Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. (15) Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.
И.А. Ильин
Какова же тема и основная мысль текста известного русского философа Ивана Александровича Ильина? Выполните тестовые задания.
A 1 Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
1) В русском языке отражается историческая судьба и ментальность русского народа. 2).Не любить язык значит не любить Родину.
3) Тот, кто не знает язык, не достигнет духовное высоты.
4) Русский язык властен выразить и передать любые чувства, мысли, эмоции.
А 2 Какая тема не затрагивается в этом тексте?
1) Богатство и могущество русского языка.
2) Значение охраны языка.
3) Отражение ментальное™ в языке.
4) Язык и речь.
A 3 Определите стиль и тип речи текста.
1) Научный стиль, описание;
2) Публицистический стиль, рассуждение;
3) Научный стиль, рассуждение;
4) Художественный стиль, описание.
А 4 Какое из слов употреблено в тексте в прямом значении?
1) Поющий. 3) Познает.
2) В ризах. 4) Парение.
А 5 Какое предложение содержит индивидуально-авторский неологизм?
1)3; 2)5; 3)8; 4)13
А 6 Какие средства выразительности используются в абзаце 1?
1) Синекдоха. 3) Гипербола.
2) Эпитеты. 4) Антитеза.
А 7 Назовите часть речи, к которой принадлежит слово властен (предложение 5).
А 8 Из предложения 14 выпишите частицы.
A 9 Сколько грамматических основ входит в состав предложения 12?
А 10 Какое из предложений является сложным бессоюзным?
1)3; 2)7; 3)9; 4)13.
15