Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Толстый и Тонкий А.П. Чехова
Литература. 6 класс.
Технологическая карта
Раздел Произведения русских писателей XIX века. Писатели улыбаются.
Тема А.П. Чехов. Речь героев рассказа «Толстый и тонкий» как средство создания юмористической ситуации.
Тип урока Урок изучения нового
Цели Продолжение формирования умения на основе анализа эпического произведения выяснения особенностей чеховского комизма.
Термины и понятия Юмор, антитеза, чинопочитание
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения; формирование навыков взаимодействия в группе. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать разные источники информации для выполнения учебного задания.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Научиться видеть глубину, скрытый смысл произведения, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Форма работы
Русский язык
Информационный материал:
Учебник «Литература. 6 класс», ч. 1. В.П. Полухина, В.Я. Коровина
Демонстрационный материал:
Компьютерная презентация Фронтальная;
индивидуальная;
групповая
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в учебную деятельность. Я очень рада вас видеть. Поздоровайтесь со мной сегодня глазами, чтобы я видела ваше настроение.
Ребята, кому принадлежат следующие слова: «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о длинных вещах»?
Совершенно верно, сегодня мы продолжим работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехов – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. (Слайд 1)
В этом учебном году мы будем анализировать рассказ «Толстый и тонкий», постараемся сделать вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации. Приветствие учителя
Ответ: А.П. Чехову.
2. Учебно-познавательная деятельность
1.Этап. Определение темы урока. Постановка цели урока. Ребята, давайте вспомним, где и в какой семье родился А.П. Чехов.
(Слайд 2)
Действительно, семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Александр стал писателем, Николай – художником, Михаил – литератором, Иван – выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями.
А кто помнит, как назывался рассказ, который мы читали в прошлом году?
Как Чехов создает юмористическую ситуацию?
Сформулируйте тему нашего урока. Выступление подготовленных учащихся.
«Хирургия»
Речь героев, которая меняется в зависимости от ситуации.
Речь героев рассказа как средство создания юмористической ситуации.
3. Этап подготовки
учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Ребята, я просила вас дома самостоятельно познакомиться с текстом рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Предлагаю проверить, насколько внимательно вы выполнили задание. Я раздам вам конверты, в которых находятся перепутанные предложения нашего рассказа и бланк ответа. Ваша задача собрать текст и вписать буквы в правильном порядке.
(Приложение 1)
Итак, давайте проверим. Молодцы! (Слайд 3)
А теперь давайте откроем стр. 278 нашего учебника и продолжим работу с текстом. Учащиеся, поделенные (заранее) на группы выполняют задание.
4. Анализ произведения. Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?Ребята, давайте откроем тетради, запишем число, название произведения и автора. Чтобы подтвердить наше утверждение, что произведение строится на приёме антитезы, заполним следующую таблицу.
Приложение 2 (Слайд 4) Приём противопоставления, антитеза.
Да.
Учащиеся оформляют тетради.
6.Физкультминутка Ребята, давайте отвлечёмся. Пожалуйста, встаньте, проведём физкультминутку. Учащиеся выполняют несколько упражнений.
7. Анализ текста (продолжение) А теперь давайте вернёмся к нашему рассказу.
Перед вами лежат альбомные листы. Давайте выпишем в две колонки слова, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу в начале их разговора, когда они только встретились, и после обмена информацией об их социальном статусе.
Приложение 3 (Слайд 5)
Давайте проверим, что у вас получилось. Учащиеся по группам выполняют задание.
8. Подведение итога урока. Какие чувства испытывают герои при встрече?
Что вспоминает тонкий?
Определите кульминацию произведения.
Какие изменения происходят с Тонким?
Почему толстый ничего не возразил и ушел?
Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе?
Какова идея произведения?
Какие элементы помогают создать комическую ситуацию?
Они рады видеть друг друга.
Совместное обучение в гимназии.
Неожиданный поворот: Тонкий узнает социальный статус Толстого.
В разговоре он переходит на Вы, относится к Толстому не как к другу детства.
Ему стало неприятно общаться с человеком, который не видит в нем друга.
Глупость, трусость, неискренность, чинопочитание.
Разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания.
Противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали.
9. Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение на тему:
«Что смешно, а что грустно в этом рассказе?» или «Встречают по одежке, а провожают по уму».
(Слайд 6) 10. Рефлексия урока с использованием приёма «Свободный микрофон». Ребята, о чём заставил задуматься вас рассказ?
Делаем совместный вывод: «Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство».
Ребята, перед вами смайлики зелёного и красного цвета. Если вы справились со всеми заданиями на уроке и поняли тему, поднимите зелёный смайлик, а если что-то осталось непонятным – красный. Ответы учащихся.
Приложение 1. ⃰
А Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез.
Б Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
В Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Г На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
Д — Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Е — Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?
Ж — Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
ЗТонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».
И — Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат?
К — Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Л Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.
М Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры.
Н Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Ключ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Г Ж А И Л Е Б К М Д В З Н
⃰ задание взято из учебного пособия для общеобразовательных организаций «Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс » Р.Г. Ахмадуллина, 2016 год.
Приложение 2.
Толстый Тонкий
Внешний вид Толстый Тонкий
Социальное положение Только что пообедал на вокзале; губы, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни; пахло хересом и флердоранжем. Доволен жизнью – богат. Вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами, картонками; пахнет ветчиной и кофе. Измучен тягостями жизни – беден.
Речь героев Говорит мало, уверенно. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.
Приложение 3.
Толстый.
Воскликнул, облобызались. Тонкий.
Изумился, облобызались.
Поморщился, хотел было возразить, стошнило, отвернулся, подал руку. Побледнел, окаменел, лицо искривилось, съёжился, сгорбился, сузился, захихикал, пожал три пальца, поклонился.