Особенности работы над репертуаром с вокально — инструментальным ансамблем
МБУ ДО ДШИ №1 им. М. П. Мусоргского г. Твери
Методическая разработка
«Особенности работы над репертуаром
с вокально – инструментальным ансамблем»
Подготовил:
Шмаков Е. С., преподаватель по классу гитары
2015 г.
В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру хоровому пению. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе уже приобретенных знаний по специальности. Смешанные ансамбли широко распространяются в школьной учебной практике.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности. Один из видов коллективного музицирования – это вокально – инструментальный ансамбль. В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов - участников ансамбля. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние - старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
Главная роль в работе ансамбля принадлежит руководителю. Именно он подбирает репертуар, разучивает партии, проводит репетиции, организовывает концерты. Руководитель должен быть для ребят образцом профессионализма, обладать организаторскими способностями. Одна из основных задач руководителя – налаживание правильных взаимоотношений между участниками ансамбля, т. к. от этого зависит успех совместной работы и увлечённость учеников.
Руководителю необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику и умение объединять учащихся для достижения положительных результатов работы в творческом коллективе.
В репертуарный план входят произведения как отечественной, так и зарубежной эстрады, а также классика, народные и бардовские песни.
План выступления детского коллектива зависит от наличия традиционных мероприятий школы, где ВИА предусматривает свои выступления.
Участники ансамбля должны уметь разбираться в игре по «цифровкам». Выглядит эта цифровка следующим образом – обычный нотный лист, разделенный на такты, и в каждом такте стоит обозначение аккорда, или тональности, кому как удобнее. Таким образом, перед музыкантом написана гармоническая последовательность исполняемой песни. Например:
1). Схема гармонической последовательности песни И. Николаева «Маленькая страна»:
Cm Fm B7 Es As Fm G7 Cm;
Cm Fm B7 Es As Fm Cm G7 Cm;
Припев:
Fm B7 Es7 G7 Cm Fm Cm G7 Cm;
Fm B7 Es G7 Cm Fm Cm G7 Cm.2). Схема гармонической последовательности песни Я. Френкеля, «Журавли».
Cm G7 G7 Cm;
Cm G7 G7 Cm;
Cm Fm G7 Cm;
Fm G7 As D7 G7 Cm.
Составление гармонических блоков в связи с мелодико-гармоническими особенностями песен. Таким образом, каждая песня имеет свой гармонический аккордовый блок, который составляется преподавателем совместно с учащимися.
План работы над песней «Бери шинель, пошли домой»
(Сл. Б. Окуджавы, муз. А. Левашова).1. Сыграть мелодию песни.
2. Проанализировать ее структурные особенности.
3. Сделать анализ тонально-гармонического языка.
4. Расшифровать буквенною гармонию, сделав соответствующую гармоническую цифровку.5. Сыграть цифровку, глядя на мелодию.
6. Соединить гармонический аккомпанемент с мелодией.
7. Подобрать соответствующую фактуру для аккомпанемента.
План работы над песней «Алёша»
(Сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского)1. Проанализировать тонально-гармонический план мелодии.
2. Сыграть мелодию песни, разобрать ее структурные особенности, особенности ритма и кадансовых оборотов.
3. Сыграть аккомпанемент в жанре вальса.
4. Соединить мелодию с аккомпанементом.
5. Подобрать соответствующую фактуру для аккомпанемента.
Примерные репертуарные списки
Рок:
«Scorpions» - «Wind of change»
«Агата Кристи» - «Легион»
«Агата Кристи» - «Сказочная тайга»
«ДДТ» - «Дождь»
«ДДТ» - «Осень»
«Кино» – «Лето»
«Кино» - «Муравейник»
«Мумий-Тролль» - «Владивосток-2000»
«Мумий-Тролль» - «Скорость»
«Наутилус-Помпилиус» - «Прогулки по воде»
«Наутилус-Помпилиус» - «Скованные одной цепью»
«Несчастный случай» - «Что ты имела в виду?»
«Парк Горького» - «Night guest»
«Серьга» - «Страна чудес»
«Сплин» - «Выхода нет»
«Чайф» - «Не со мной»
«Чиж и К0» - «Вечная молодость»
«Чиж и К0» - «Любитель жидкости»
«Чиж и К0» - «Товарищ сержант»
Песни отечественной эстрады:
Зацепин – «Волшебник»
Зацепин – «Косые дожди»
К. Молчанов – «Журавлиная песня»
Л. Афанасьев – «Гляжу в озера синие»
М. Таривердиев – «Маленький принц»
Пахмутова – «Надежда»
Пахмутова – «Нежность»
Т. Хренников – «Московские окна»
Ф. да Милано – Б. Гребенщиков – «Город золотой»
Э. Калмановский – «Алеша»
Эшпай – «Москвичи»
Я. Френкель – «Журавли»
Авторские песни (бардовские):
А. Городницкий – «Снег»
А. Дольский – «Звезда на ладони»
А. Минков – «Песня о погибшем друге»
В. Высоцкий – «Лирическая»
В. Высоцкий – «Песня о друге»
С. Никитин – «Александра»