Статья на темуРеализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы и мнения.


Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы и мнения.
Модина Любовь Васильевна,
учитель английского языка
высшей категории
БОУ г. Омска «СОШ №124»
Россия, г. Омск
В настоящее время при введении ФГОС стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом личностно-межличностных связей. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
В своей статье хочу поделиться опытом использования игровых технологий на уроках. Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Так в начальной школе я использую игру «Встреча с инопланетянами». Второклассники могут представить гостям своих друзей, членов семьи, рассказать о своих домашних питомцах. Ребята очень любят игру «Снежный ком», которая помогает развивать память и хорошо усваивать лексику. Правила игры очень просты: первый ученик называет слово, второй ученик повторяет это слово и добавляет своё, третий повторяет два слова и называет своё и так до тех пор пока кто-то из ребят не ошибётся.
Эффективность обучения обуславливается в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе ребятам, говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Изучая тему «Животные», я провожу игру, которая называется: «What is missing?» На столе находятся игрушки зверей. Вызываю ученика, предварительно спрятав одну из игрушек. Я спрашиваю: «What is missing? » Обучающийся должен внимательно посмотреть, определить, какая игрушка отсутствует и ответить: «The fox is missing». Данная игра развивает навыки говорения уже на начальном этапе обучения, внимание, память, воображение, развивается эмоциональная сфера личности обучающихся (радуются сказанному).
При изучении чисел использую следующую игру, которая развивает быстроту движения, внимание, ловкость, заменяет физкультминутку. Делю детей на две команды. На столе раскладываю два комплекта карточек с числами. Я называю числа, а члены каждой команды по очереди подбегают к столу и забирают нужную карточку. Задача играющих - быстрее соперника взять карточку. Учитель контролирует процесс. Если участник взял не ту карточку, то забирает её. Тем самым, участник «потерял» очко для своей команды. Побеждает та команда, которая набрала больше карточек. Обе команды показывают карточки и называют числа на английском языке.
Для закрепления алфавита использую игру «Шифровка». На доске записано предложение, но не буквами, а цифрами. Цифра - это номер буквы алфавита. Побеждает тот, кто быстрее составит предложение, прочитает его и сможет правильно перевести на русский язык. Данный вид деятельности расширяет кругозор, вырабатывает быстроту реакции, развивает умение сопоставлять.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Важно, чтобы игра приносила положительные эмоции и пользу, служила стимулом в ситуации, когда интерес к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Успешно использую также следующие игры:
«Времена года». Ученик описывает какое-то время года, не называя его, а остальные ученики, задавая ему вопросы, пытаются угадать, о каком времени года идёт речь.
«Кто быстрее?» Учитель рассказывает слова по темам «Овощи», «Фрукты», «Магазин» и др. Участники команд показывают соответствующую картинку. Побеждает команда, которая допустила меньше ошибок.
Игра «Письмо Незнайки». Вывешиваю «письмо» с прорезями. Например, при изучении форм глагола «to be» в настоящем времени, пропущены глаголы «am, is, are». Я читаю письмо, а обучающиеся должны вставить услышанное слово. Данная игра развивает навыки аудирования, внимание, логическое мышление. Затем один из участников игры на доске заполняет пропуски, объясняет, почему вставлена та, а не иная форма глагола. Весь класс проверяет свои работы.
Играть можно и изучая грамматику, чтобы превратить процесс из монотонного и скучного в увлекательный.
Данная игра направлена на закрепление глагольных форм Past Simple.
Учитель задает вопрос:
You went on a trip. What did you take with you?
Pupils:I took a suitcase.I took a clock.
I took a book to read.I took a dog.
I took a food basket.I took a coat.
I took an umbrella.I took a notebook.
Teacher: Very good. But I know very well that was the only thing
you took. Yes, don't be surprised. That was a very unusual trip.
Ученики начинают понимать, что учитель снова что-то придумал и что они должны подыграть:
Katya took only a suitcase, Misha took only a food basket, Andreytook only a clock, in a word, each took only one thing. Is it clear? All
right. Let's go on. I want to ask:
What did you eat? Remember that you took only one thing with you.
Katya: I ate book.
Andrey: I ate a clock.
Misha: I ate a dog.
Продолжая игру, учитель может спросить:
What did you put on your head?
What did you put on your feet?
What kind of transport did you go in?
Для игры можно использовать другие зачины, например:
You went to the park. What did you see there? You went to the market.
What did you buy there?
Важно только понять принцип: отвечая на первый вопрос, ученики запоминают каждый свой предмет, который затем должны называть в ответах на другие вопросы учителя.
Такая игра направлена на развитие мотивации успеха младших школьников при обучении говорению, поскольку юмористический компонент, основанный на неожиданном повороте игры (когда учитель задает все новые и новые условия), побуждает учащихся говорить на иностранном языке, закрепляя при этом грамматический материал.
Игра «There is…»
Задача данной игры состоит в том, чтобы закрепить в памяти учащихся изученную лексику и оборот There is…
Ход игры: ученики делятся на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам.
После этого члены команд по очереди называют по-английски эти
предметы.
P1: There is a book in the box.
P2: There is a pencil in the box.
P3: There is a pen in the box.
И так далее…
Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов. Деление команды в данном случае формирует отношения конкуренции между участниками игры и оказывает влияние на развитие мотивации успеха младших школьников при обучении говорению, поскольку учителем создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и сеть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Играя, ученик приобретает способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умение ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Список литературы:
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула, 2003.
Кавтарадзе Д.Н. Обучение в игре. Введение в активные методы обучения. – М.: Просвещение, 2009.
Ганина Н.С. Игровые технологии на начальном этапе обучения// Альманах школы №139. – 2007.
Стайенберг ДЖ. 110 игр на уроках английского языка. _ М.: АСТ Астрель, 2003
Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. – М.: Вако, 2010.