Доклад на тему Внеурочная деятельность учащихся в рамках ФГОС ООО или чем помогут роботы: практика и перспективы
Внеурочная деятельность учащихся в рамках ФГОС ООО или о том, чем помогут роботы: практика и перспективы
учитель информатики и ИКТ высшей КК
МКОУ Нововоронежская СОШ №4
Курзанова О.И.
г. Нововоронеж, Воронежская обл.
Не секрет, что современные технологии принесли с собой легкий доступ к знаниям и широкие возможности для совместной работы и творчества. Дети с самого раннего возраста видят компьютеры, электронные устройства и воспринимают их как часть обыденной жизни.
Школы, благодаря усиленным поставкам последних лет, были оснащены современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. Создается впечатление, что ребенок, придя в школу, увидит адекватное окружение, соответствующее его представлениям о современной школе.
Ребенок может управлять виртуальными системами с помощью интерактивной доски, исследовать их поведение, получая адекватное представление о взаимосвязях различных элементов этой системы. С помощью интерактивной доски можно получить полноценное представление о любом сложном понятии – круговороте воды в природе, законе Ома. В случае если в памяти компьютера нет необходимой информации ребенок, или учитель, могут быстро найти ее в сети Интернет.
Однако все эти знания виртуальны. С помощью интерактивной доски ребенку, при желании, можно доказать что Земля плоская, а скорость света мгновенна. Решением этой проблемы могут служить конструкторы LEGO, которые позволяют через занятия робототехникой познакомить ребенка с законами реального мира и особенностями восприятия этого мира кибернетическими механизмами.
Разработки LEGO® Education позволяют ученикам становиться активными, творческими и умеющими вести совместную работу при поиске решений. Они воспитывают в учениках способность к нелинейным формам обучения.
На каждом занятии LEGO я предоставляю ученикам открытую проблему или задачу, которая ставит их в позицию людей, ищущих решение. Живая увлеченность всегда начинается с того, что ребята сами себе задают вопросы, основанные на их личной способности проявить инициативу и интересах.
Каждый урок LEGO включает в себя упражнение по конструированию. Я использую активное обучение, которое подразумевает два вида конструирования:
когда дети создают что-либо в материальном мире, одновременно формируя знания в своей голове. Эти знания затем позволяют им создавать более сложные предметы, приобретая еще больше знаний, и так по кругу с постоянной положительной динамикой;
конструирование в сотрудничестве с другими детьми. Это позволяет увеличивать эффективность обучения еще сильнее. Ученикам предоставляется возможность обсудить то, что они изучили, поговорить и поделиться мыслями, которые возникли у них в процессе конструирования.
Каждый урок LEGO оканчивается новым заданием, основанным на уже изученном материале. Это позволяет поддерживать учеников в "состоянии Потока", при котором человек полностью погружается в то, чем он занят.
Нетрудно заметить, что робототехника напрямую связана с информатикой. Это логично – в современном мире главным качеством специалиста является способность работать с информацией. Дети с легкостью осваивают новые компьютерные программы, без инструкций разбираются в настройках сотовых телефонов и других технических устройствах.
Но в этом есть большой "минус": их все труднее заинтересовать такими вещами как программирование и конструирование. Причин этого явления много: современный мир перегружен впечатлениями, событиями, информацией и дети просто не успевают сосредоточиться на чем-то одном на достаточно длительный срок, поскольку интересно все!
А программирование требует полной сосредоточенности и дает какой-то результат иногда даже не через месяцы занятий, а через годы. В том же программировании ребенку трудно найти стимул – кажется, что все программы уже написаны, чем удивить сверстников?
Еще одна проблема – виртуализация жизни детей. Они слишком много времени проводят за компьютером и телевизором, размывая в своем сознании границу между реальным и выдуманным миром.
Требуется найти соприкосновение с реальным миром. Для информатики таким «соприкосновением» может стать робототехника.
Я считаю, что занятия робототехникой помогают заинтересовать детей информатикой, техникой, наукой. Программирование робота позволяет получить интересный результат уже на первых занятиях. Даже небольшие и простые программы заставляют робота демонстрировать интересное поведение, которое можно с гордостью показать своим одноклассникам.
Конечно же, кружок робототехники не приведет к тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических и алгоритмических способностей, исследовательских навыков.
Безусловно, помимо основных занятий по робототехнике, нужно проводить различные внеурочные, внешкольные мероприятия, позволяющие привлечь интерес к данному направлению. Это могут быть конкурсы и фестивали по робототехнике, круглые столы, викторины, мастер–классы по конструированию и программированию роботов, где юные конструкторы могут посоревноваться и поделиться собственным опытом.
Весной 2015 года мы планируем проведение Открытого конкурса муниципальных образовательных учреждений города Нововоронежа и муниципальных образовательных учреждений городов расположения атомных электростанций, реализующих эффективные системы мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей "АтомРобоФест 2015", посвященный 50-летию со дня пуска первого энергоблока Нововоронежской АЭС.
При проведении конкурса будут реализованы следующие цели и задачи:
Популяризация научно-технического творчества среди молодежи, привлечение внимания талантливой молодежи к сфере высоких технологий, обеспечение возможности публичной и открытой демонстрации своих профессиональных навыков и личных качеств;
Выявление способной и творческой молодежи с активной жизненной позицией, готовой заниматься исследовательской, проектной работой;
Развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи.
Пропаганда естественных наук, помощь в выборе будущей профессии.
Таким образом, робототехника, являющаяся одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества, объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии. Встраивание её элементов в образовательное пространство позволит сделать обучение эффективным и продуктивным для всех участников процесса, а современную школу конкурентоспособной!
На мой взгляд, возможности и формы изучения робототехники не исчерпаны. Существуют перспективы ее дальнейшего развития. Вполне реально, что использование робота станет необходимым при изучении большинства школьных предметов. Обществу всегда важно развивать науку!