Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов лебедь, рак и щука


             Урок №   5               
     Тема:         Анализ басни И. А. Крылова «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА».
Цель урока: дать понятие о басне, учить анализировать басни на примере И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука».
Задачи урока через планируемые результаты:
Предметные:
- Дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл.
- развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню.
Личностные:
-формировать умения положительного отношения к учебному труду;
-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
-формировать умение адекватно оценивать свою работу.
-способствовать формированию нравственных качеств.
Метапредметные:
1.Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы .2.Коммуникативные: развивать умение связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в паре и группе, отвечать на уроке, слушать и слышать.
3.Познавательные: добывать новые знания, развивать умение работать с информацией на уроке, сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивать речевые умения и творческие способности детей.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг И.А.Крылова, карточки.                            
Ход урока
Технология проведения
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент.
Цель: организовать внимание школьников, создать рабочую атмосферу урока
(1мин.) Прозвенел уже звонок.Начинается урок.Мы сегодня не одни,Гости на урок пришли.Повернитесь поскорей,Поприветствуйте гостей!Сядьте ровно, ножки вместе,Ручки полочкой на стол,Начинаем разговор.
У нас сейчас урок?
Уч.- Литературное чтение.
2.Актуализация знаний.
Цель: формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение выразительно читать, продолжить учить соблюдению правил работы в паре, развивать умение слушать и слышать.
(3мин.) Речевая разминка
У детей на столах карточка с предложениями.
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыра».
«Мартышка к старости слаба глазами стала».
«Ай, Моська! знать, она сильна.
Что лает на слона!»
-Прочитайте соседу:
- сначала медленно
-теперь быстрее
-прочитайте скороговоркой
-с вопросительной интонацией
Итог. Молодцы! Выразительное чтение получилось. Дети работают в паре.
Читают с разным темпом, разной интонацией, оценивают чтение своих товарищей по памятке:
Громкость, чёткость, грамотность
Интонация, темп, логическое ударение
Выразил ли своё отношение при чтении к прочитанному.
3.Открытие детьми новых знаний.
1. Определение темы и цели урока. Постановка учебных задач.
Цель: формировать умение формулировать тему урока, дать новые знания учащимся о басне, особенностях басенного жанра, развивать умение предполагать и рассуждать.
(3мин.)
Открытие новых знаний о жизни и творчестве писателя.
Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил в паре
(8 мин.)
Цель: работа с одаренными детьми, развивать речевые умения и творческие способности детей, развивать умение слушать и слышать.
-Выскажите свои предположения, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Да, одно ваше предположение верно. Сегодня познакомимся с новым русским писателем. Перед вами три портрета. Как вы думаете - кто он?
1 СЛАЙД
-Правильно, это И.А.Крылов
2СЛАЙД
Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру?
Что он писал?
-Если вы знакомы с произведениями Крылова, то скажите, что такое басня?
3 СЛАЙД
Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы.
Обычно они умеют разговаривать.
На какой жанр литературы похожа басня?
-Ещё в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Мы сегодня найдем в басне мораль и поймём, что же хотел нам сказать своей басней И.А.Крылов
Работа над выставкой книг ( работа в группе)
Для каждой группы на парте выложены книги
-Внимательно рассмотрите книги, обсудите в группе выставку книг и приготовьте ответ по плану.
4 СЛАЙД
1.«Басни Крылова» Издательство РИО «Самовар 1990»
2.И.А.Крылов «Басни» Издательский Дом Мещерякова 2010г
3. И.А.Крылов «Слон и Моська» Детгиз 1959 г
4. И.А.Крылов «Квартет» Издательство «Детская литература»1976 г.
5. И.А.Крылов «Тринадцать басен» «Художник РСФСР» Ленинград 1983 г.
6. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Москва, «Советская Россия» 1984 г.
7. «Классическая басня» Москва «Стрекоза» 2008 г.
5 СЛАЙД.
Подготовьте сообщение о ней по плану.
1.Что объединяет эти книги?
2.Чем различаются эти книги?
3.Где можно взять почитать эти книги?
Молодцы! Работу обучающихся (4 человека) второй группы я оценю на «5». Дети в ней работали дружно. Они быстро и качественно справились с заданием.
2) Сообщение подготовленного ученика о писателе.
Подумайте, какой вопрос вы можете задать одноклассникам по сообщению?
Молодцы! Вы внимательно слушали сообщение. Кате я поставлю оценку
« 5». Она самостоятельно подготовила интересное сообщение о баснописце Крылове.
Работа с учебником с.102.
3) -Хотите ли вы узнать что нужно для того чтобы писать хорошие басни?– Ответ на этот вопрос вы найдете на с. 102 учебника, прочитав самостоятельно статью.
Беседа о прочитанном.
-Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни?
Докажите, что И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком.
Что удивило вас в этом сообщении?
-На какие мысли вас это натолкнуло?
Итак, подведем итог, что вы узнали о И.А.Крылове?

Строят предположения, рассуждают, доказывают.
Уч.- На уроке мы будем читать новое произведение.
Уч. - Сегодня мы будем читать басни Крылова. Мы только что читали строчки из его басен.
Уч. - Я предполагаю, что мы познакомимся с новым писателем.
Уч. -Это Иван Андреевич Крылов.
Уч. - На слайде 3 портрета. Один - А.С.Пушкина, второй- Л.Н.Толстого. Значит третий портрет И.А.Крылова.
Уч. Добрый, умный, серьёзный, образованный и др.
Уч. - Иван Андреевич Крылов писал басни.
Уч. - Когда мы были в библиотеке, то нам читали басни Крылова.
Уч. - И.А.Крылова называют баснописцем.
Уч. - Басня- это такой рассказ про животных.
Уч. - Басня- это стихотворение о животных.
Уч. - Если животные разговаривают, то басня похожа на сказку.
Работа в группе по плану.
Обсуждают, договариваются, выслушивают мнение друг друга.
Сообщение о выставке книг.
1.Все книги имеют одинаковое название «Басни». Автор И.А.Крылов. Это сборники басен.
2. Различие в них то, что они изданы разными издательствами, в разные годы. Вот эти книги очень старые. Они изданы в 1959г,1972г. Художники оформители тоже разные. Более новые книги красочно оформлены.
3. Книги с баснями И.А.Крылова можно взять почитать в школьной, поселковой или домашней библиотеке.
Образец ответа выступающего.
Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и Твери. Отец умер рано. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил. Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в Публичной библиотеке. В 1809 году вышла первая книга басен. Было в ней 23 басни. При жизни Крылова было опубликовано 9 книг с его баснями.
Басни Крылова бессмертны. Они подобно зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.
Уч. - Где родился И.А.Крылов?
Уч. - Во сколько лет он пошёл работать?
Уч. - Почему он рано начал работать?
Уч. - Что же он делал в чине подканцеляриста?
Уч. - Сколько басен было в первой книге Крылова?
Уч. - Сколько книг Крылова было опубликовано при жизни.
Извлекают информацию из текста.
Самостоятельно читают статью о Крылове.
Уч. - Чтобы писать хорошие басни,
надо быть очень трудолюбивым человеком.
Уч. - В басне «Кукушка и Петух» всего 21 строка, а черновых строчек было около двухсот.
Уч. -И.А.Крылов всю жизнь работал и учился.
Уч.- И.А.Крылов начал учить греческий язык в 50 лет и за 2 года овладел им в совершенстве.
Уч. - Учиться никогда не поздно.
Уч.- И.А.Крылов был очень трудолюбивым, талантливым, образованным человеком с чувством юмора.
                           Музыкальная подвижная физкультминутка
(1мин.)
Интерактивная физминутка для снятия напряжения с глаз «Пчёлка» Работа над басней.
Цель: - формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы, способствовать формированию нравственных качеств.
(21мин.)

Музыкальная физкультминутка на внимание.
Цель: подготовка к инсценированию басни. Когда говорю слово лебедь, дети машут крыльями. Когда слово рак – дети пятятся назад, а когда  щука – изображают плавающую рыбу.
5.Обобщение
Цель: развивать умение делать выводы.
(2мин.)
6.Рефлексия.
Цель: формировать умение адекватно оценивать свою работу.
(3мин.)
7. Домашнее задание.
Цель: формировать умения положительного отношения к учебному труду.
(2 мин.)
1.Посмотрите на следующий слайд.
6 СЛАЙД
Предположите, о ком расскажет нам басня И.А.Крылова. Кто герои этой басни? Что они делают?
Выберите название басни из списка на слайде. 7 СЛАЙД
«Кукушка и Петух»
«Слон и Моська»
«Лебедь, Рак и Щука»
-Вы предположили правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Я предлагаю вам её не только послушать, но и посмотреть.
В режиме Онлайн смотрим первый мультфильм к этой басне. Читает известный актёр Ильин.
Понравилась вам басня?
-Что заставило вас улыбнуться?
Работа с книгой.
-Прочитайте басню самостоятельно.
-Подумайте, что объединяет героев басни. Найдите слова, которые вам не понятны.
а) Кто герои этой басни?
б) Что у них общего?
в) Что они делают?
г) Получилось ли у них?
д) Какие слова не понятны?
Кто из вас сможет объяснить товарищам значение этих слов?
Работа с книгой. Выборочное чтение.
На следующие вопросы вы найдите ответ в басне и прочитайте.
Что задумали сделать Лебедь, Рак, Щука?
-Как они старались выполнить работу?
-Получилась ли их затея?
-Есть ли в басне слова показывающие, что воз можно свезти?
– Оправдались ли наши предположения?
Определение образов 8 СЛАЙД
-Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

-Какое отношение вызвали у вас герои?
-    Как автор относится к героям басни?
Посмотрите на иллюстрацию к басне и подумайте
Что главного не сделали герои басни?
Почему же «воз и ныне там»?
Найдите главную часть басни - мораль. СЛАЙД 8
– В чем смысл басни?
-Как вы считаете, для чего и зачем написана басня?
Предложите, какое бы задание вы хотели выполнить с этой басней.
Что значит прочитать выразительно? 
   Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?
Подготовьте самостоятельно выразительное чтение басни
-Прочитайте басню друг другу.
Молодцы! За выразительное чтение в паре отлично ставлю Лизе и Артёму.
- Кто считает, что его сосед очень хорошо прочитал басню и его чтение может послушать весь класс? А так же выберем группу тех, кто нам инсценирует эту басню.
Как вы оцениваете чтение басни при инсценировке?
Кто согласен с Настей? Большинство. Ставим Егору оценку «5»
Что нового, интересного вы узнали на уроке?
-Что такое басня?
-Какая мораль в этой басне?
-Какой урок для себя вы извлекли из этой басни?
-Посмотрите на смайлики. Найдите тот, который отражает ваше отношение к материалу урока.
-Что на уроке давалось легко, в чем испытывали трудности?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Молодцы ! Ваша самооценка совпала с моей оценкой. Вы правильно себя оценили.
-Какое задание вы хотели бы получить на дом?
Выберите то задание, которое больше нравится и выполните дома
- Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука».
- Выучить басню, нарисовать иллюстрацию для оформления книжки- малышки.
-Если вам понравились басни И.А. Крылова, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте.
Высказывают предположения относительно названия и содержания басни.
Уч. - На слайде изображены Лебедь, Рак и Щука. Они тянут повозку в разные стороны, но не могут её сдвинуть.
Уч. - Я думаю, что Лебедь, Рак и Щука - герои басни. Они везут телегу каждый в свою сторону. Телега с места не двигается.
Уч.- Я думаю, героям басни воз не сдвинуть с места. Они его в разные стороны тянут.
Басня называется «Лебедь, Рак и Щука»
Дети смотрят мультфильм по басне.
Уч. - Очень интересно читал актёр Ильин.
Уч. - Какие глупые герои – тянули воз в разные стороны.
Уч. -Смешно, когда они воз тянули в разные стороны.
Самостоятельно читают басню.
Уч.- Герои этой басни - Лебедь, Рак, Щука.
Уч.- Они живут в воде.
Уч.- Пытаются сдвинуть воз с места.
Уч. - Сдвинуть воз герои басни не могут.
Уч. -Мне непонятно слово лад.
Уч. -Что обозначает слово мука?
Уч. -А слово ныне означает – теперь?
Дети ищут ответы в Толковом словаре Ожегова.
Лад – действовать совместно, не расходясь.Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Работают с книгой.
Ищут ответы на вопросы в тексте.
Уч - Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.
Уч.- Из кожи лезут вон - очень стараются.
Уч. - А воз и ныне там.
Уч.- Товарищи, поклажа легка.
Уч. Да, оправдались.
Работают в парах по колонкам.
1 кол. «Лебедь рвётся в облака» -он стремительный, упрямый, быстрый.
2 кол. «Рак пятится назад»- неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
3 кол. «Щука тянет в воду» -упрямая, только своё дело знает.
Уч.- Жалко, что они не смогли договориться. Уч.- Если они друзья, то все надо делать дружно.
Уч.- Он сожалеет, что в товарищах нет согласия.
Рассматривают иллюстрацию к басне.
Уч. - Они не договорились, как будут действовать.
Уч. - Им нужно было вначале договориться, а потом тянуть воз.
Уч.- Если воз тянуть в разные стороны, то его невозможно сдвинуть с места.
Уч.- «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело только мука.»Уч. -В любом деле нужно работать дружно, вместе.
Уч.- Крылов подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.

Уч. - Прочитать выразительно друг другу.
Уч. - Инсценировать.
Уч.- Нужно поставить логическое ударение.
Соблюдать паузы при чтении.
Правильно выбрать темп чтения.
Соблюдать нужную интонацию.
Читать без ошибок.
Уч. - Я считаю, что басню нужно читать не торопясь, раздумывая и рассуждая, как читал её артист Ильин.
Готовят басню для выразительного чтения. Работают самостоятельно с карандашом.
Дети работают в паре. Читают басню друг другу.
Выбирают чтеца и актёров для инсценировки басни.
Дети примеряют костюмы и под выразительное чтение инсценируют басню.
Уч. Егор соблюдал паузы при чтении,
правильно выбрал темп чтения.
соблюдал нужную интонацию.
читал без ошибок, слушать его было интересно. Я ему поставлю оценку «5».
Уч. Познакомились с И.А.Крыловым.
Уч. -Узнали, что он писал басни.
- Уч. Проанализировали басню «Лебедь, Рак и Щука».
Уч. Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. В басне есть мораль.

Уч. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело только мука.»Уч. -Любую работу сначала нужно обсудить, договориться, как будем выполнять.
- Уч. Работать нужно дружно, согласованно.
Ответы детей.
Показывают смайлики.
Уч. Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука».
Уч. - Выучить басню наизусть.
Уч. -Нарисовать иллюстрацию к басне для оформления книжки- малышки.