Первые итоги и проблемы обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО
Качество образования определяется его функциональностью, способностью ученика применять свои знания при решении практических проблем. Если выпускник имеет знания, но не может их применить, не может решать проблемы практической деятельности, то его образование некачественное.«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра». Джон ДьюиВ условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не «получение знаний». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности. Приоритетным становятся:
- достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;
- достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;
- достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов. Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научиться учителю строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком. Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ» Ребенок должен стать «архитектором «образовательного процесса.
Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.
Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Современная школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не система знаний, умений сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах. Учителю трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать ее. Это длительный процесс .Начнем с конспекта урока
Следует обратить внимание на тот факт, что, чем больше в уроке можно обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого, становится принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и ученика. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более четко в случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность учеников. Таким образом, еще одним критерием оценки урока и его проекта будет степень вовлеченности в работу с УУД самих школьников
В своей практике для осуществления метапредметного подхода я, прежде всего, опираюсь на методический аппарат учебника и учебно-методических пособий комплекта . Методический аппарат учебника выстроен в соответствии с требованиями психологической теории деятельности, т.е. в его основу положен принцип предметной деятельности обучающихся. Теоретический материал в учебнике изложен таким образом, чтобы учитель смог применять проблемный подход в обучении. Объяснение практически каждой темы начинается с постановки проблемы.
В учебнике разработана система учебно-познавательных заданий, направленных на самостоятельное, или с минимальной помощью учителя, добывание новых теоретических знаний. Выполнение этих заданий дает учащимся возможность самостоятельно сформулировать некоторое правило, высказать гипотезу, которая в последующем может быть обоснована с помощью логических рассуждений или опровергнута . Организация работы по выполнению этих заданий обеспечивает:
- формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью, таких как наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей;
- формирование коммуникативных УУД, таких как умение участвовать в дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Среди заданий такого характера имеются задания, цель которых – формирование умений давать определения понятиям. Это, например, задание № 73 из § 4. Отрезок. Луч. (5 класс), или задание на стр. 135 к рисунку 86 из § 27.Определение угла. Развернутый угол. (5 класс). Наличие в УМК системы разноуровневых заданий (4 уровня), снабженной специальной системой обозначений, способствует формированию регулятивных УУД, таких как целеполагание, самостоятельное планирование осуществления учебной деятельности.
Важным компонентом в системе формирования метапредметных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач, считаю метапредметные задания. Это одна из разновидностей учебной задачи, особенностью которой является синтез знаний и умений из разных наук и учебных дисциплин.
Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи (реальные задачи) появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ГИА), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания.
Реальные задачи
Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов. Задача. У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку?
Задача. Олег подошёл к кассе кинотеатра «Луч» в 12:30, для того чтобы купить билет на какой-нибудь фильм. У него есть только 300 рублей на билет.
Название фильма Время сеанса Цена билета
Планета обезьян 11:55 250 руб.
Рапунцель12:20 300 руб.
Черепашки-ниндзя 12:40 320 руб.
Человек-паук 13:15 280 руб.
Смешарики16:00 200 руб.
Пользуясь таблицей, определите, сколько рублей стоит билет на ближайший сеанс, на который может пойти Олег. (Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указана стоимость билета. Ответ о времени начала сеанса считается неверным.)Задача. Билет на «Шоу мыльных пузырей» стоит для взрослого 600 руб., для школьника –половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника – четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного трёхлетнего малыша?
Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп.
Большой интерес школьники проявляют к задачам, построенным на краеведческом материале.
Задача. В нашем селе проживает 200 жителей. Из них ветераны ВОВ составляют 0,5%, труженики тыла 4%, дети войны 12,5%. Найдите количество граждан, имеющих особый статус.
Задача. В 2003-2004 учебном году в нашей школе обучалось 52 ученика, что составляло 20% количества учащихся школы в 1952 - 1953 учебном году. Сколько учащихся числилось в школе в 1952-1953 году?
Задача. В 1946 году район обслуживания школы включал в себя 8 деревень. К 1958 году количество таких сел увеличилось на 75%. Сколько деревень входило в район обслуживания школы в 1958 году?
В 1955 году в школе работали 16 учителей. 12 из них с высшим образованием, 9 человек имели награду «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», 1человек- «За отвагу», 1 – «За трудовое отличие»; 5- члены ВЛКСМ, 1 – член КПСС. Поставь вопросы к задаче.
Задачи по теме «Энергосбережение».
В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной.
Задача. Платеж за потребление электроэнергии осуществляется по двухтарифному счётчику, в соответствии с которым тариф зависит от времени суток. Общая сумма платежа складывается из сумм по каждому из двух тарифов.
Квитанция на оплату содержит следующую таблицу.
Тарифная зона Показания счетчика
Текущее Д ПредыдущееДТекущее Н ПредыдущееНРасход факт. 27280 26890 11300 11043
Тариф (р.) 3,80 0,95
Сумма к оплате (р)
Вычислите общую сумму платежа за указанный в таблице расход электроэнергии.
Задача . 40 % энергии теряется на пути к потребителю. Сколько добытого угля для выработки электроэнергии было израсходовано впустую, если использовано 271,2 млн. тонн угля?
Задача. Замените дома две или больше лампочек на энергосберегающие (например, лампочки мощностью 100 Вт заменяются на энергосберегающие лампы мощностью 20–23 Вт). Сравните показания электросчетчика. Сколько процентов составила экономия электроэнергии?
Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза, необходимая больному.
Задача. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0.5 г 4 раза в день в течение 3 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0.5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой. При изучении темы «Проценты» включаю в обязательные задания правила начисления банковских процентов. Тема, даже для маленьких детей, знакомая из жизни семьи. Учащиеся, в процессе работы, сами «вкладывают» деньги в «банк» и рассчитывают свой реальный доход от вложенного капитала, (или «берут» кредит и рассчитывают сумму переплаты)
Задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.
Задача. Посев семян моркови рекомендуется проводить в начале мая при дневной температуре воздуха не ниже +8° С. На рисунке показан прогноз дневной температуры воздуха в течение первых двух недель мая. Определите, в течение скольких дней за период с 3 по 12 мая можно производить посев моркови.
Задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.
Задача. На автобазе имеются грузовики трех марок, предприятию нужно перевезти 24 тонны груза. Оно может заказать только один грузовик.
Пользуясь таблицей, выясни, грузовик какой марки лучше всего заказать, чтобы плата за перевозку груза была минимальной. Сколько нужно будет заплатить за перевозку в этом случае? (Обучающийся в ответе должен записать марку выбранного грузовика и стоимость перевозки.)
Задача. Для транспортировки 45 тонн груза на 1300 км можно использовать одного из трех перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указана в таблице.
Перевозчик А Б В
Стоимость перевозки одним автомобилем (руб. на 100 км) 3200 4100 9500
Грузоподъемность автомобилей (тонн) 3,5 5 12
Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс?
Задача. Для изготовления книжных полок требуется заказать 48 одинаковых стекол в одной из трех фирм. Площадь каждого стекла 0,25 . В таблице приведены цены на стекло, а также на резку стекол и шлифовку края.
Фирма А Б В
Цена стекла (руб. за 1кв м )420 440 470
Резка и шлифовка (руб. за одно стекло) 75 65 55
Сколько рублей будет стоить самый дешевый заказ?
Форма обучения – групповая работа
Групповая работа предполагает обучение по схеме: учитель – группа – ученик.
Класс делится на подвижные по составу небольшие группы (от 2 до 8 человек) каждая из которых по- своему овладевает учебным материалом. Группа существует столько времени, сколько ей отводится для решения поставленной задачи
Принципы групповой формы обучения:
каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными;
внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Требования к учебному материалу
По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи.
Быть достаточно трудным, желательно проблемным. Чем более трудным оно является , чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интереснее идет взаимодействие между участниками группы.
Комплектование групп
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – продуманное комплектование групп, при котором в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений.
В классе в какие -то периоды учебного процесса могут присутствовать ученики 4 типов:
Н – некомпетентные, не умеющие решать даже шаблонные задачи
М – достигшие минимального уровня (в старой терминологии)О – достигшие общего уровня
П – ученики, вышедшие на продвинутый уровень
Варианты комплектования групп:
Выравнивания: НМ, НМО, НМОП (вместе проводят время вне школы), НМП, НО,НОП,НП(симпатизируют друг другу)
Поддержки: М,О,П (отсутствует группа Н, они не могут работать самостоятельно, только с учителем или учениками других уровней)
Развития: МО, ОП, МОП
Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он становится организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:
Постановка проблемной задачи
Разбивка учащихся на группы, распределение заданий по группам
Контроль за ходом групповой работы
Участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения, а побуждая к активному поиску.
После отчета групп проводит рефлексию, делает выводы.
В качестве примера приведу вариант организации работы в малых группах при выполнении мини - проекта «Рекламный лист по теме». Этот методический прием можно применять на этапе усвоения новых знаний или на этапе закрепления изученного материала. Участникам предлагается выпустить рекламу учебной темы (пособия, книги, учебного предмета в целом). Лучшие Рекламные листы предлагаются для ознакомления всем учащимся. Реклама должна включать:
- при введении в учебную тему: символ темы; обоснование необходимости изучения темы; освещение роли учебника в освоении темы; указание на дополнительные источники информации;
- при закреплении учебной темы: символ темы; основные понятия темы; увязанные на то, что дети узнали нового и где можно использовать полученные знания.
При использовании групповых форм в своей практике я отдаю предпочтение работе в парах сменного состава, которая предполагает деление класса на 2 группы «специалистов» по определенной теме.
Математика 5 класс, тема «Решение упражнений по теме «Арифметические действия со обыкновенными дробями». «Специалисты» :сложение и вычитание обыкновенных дробей;
Можно провести дифференциацию внутри групп:
некомпетентные ученики, не умеющие решать даже шаблонные задачи и достигшие минимального уровня (я их называю «солнышки» )ученики, достигшие общего уровня и вышедшие на продвинутый уровень («звездочки» )Работа начинается с того, что все ученики получают карточки с заданиями, сигнальные жетоны и знакомятся с правилами работы в парах и с критериями оценок.
Правила работы в парах: (общие для всех уроков этого вида)
Реши задание до черты.
Назначь встречу учителю (подними жетон).
Назначь встречу однокласснику из другой группы
Расскажи ему решение своей задачи
«Подари» товарищу задание под чертой.
Проверь решение, поставь подпись. Встреча закончена!
Общаться в ½ голоса!
« Правила совместной деятельности ».
Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они оформляются для всеобщего обозрения в классной комнате, для того, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Приведу примеры таких правил:
- говори, не мешая другим (в паре - шепотом, в группе – вполголоса);
- не отвлекай другого (других) лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела;
- слушай, не перебивая другого человека;
- принимай мнение других членов;
- уважай других;
- корректно исправляй ошибки других людей;
- согласовывай свои дела и действия с другими;
Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на учебных занятиях в роли «держателя границ и порицателя поведения», а в нужный момент обратить внимание ученика на общепринятые правила, хотя чаще всего это делают другие учащиеся.
Критерии оценок разрабатываются конкретно для каждого урока в отдельности с учетом содержания. Оценка зависит от количества встреч, выставляется после проверки учителем всех работ или после сличения с образцом
Роль рефлексивных умений в формировании УУД – самое затруднительное для ученика
Особое внимание с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ФГОС НОО уделяется рефлексивным умениям. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной деятельности, учебного материала и учебной среды. Рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого – быть в позиции учителя. Умение – это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний.
Педагогическая задача по формированию рефлексивных умений состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель должен создавать ситуации, в которых обязательно есть:
включение каждого учащегося в коллективную рефлексию, проводимую педагогом или учащимися, владеющими приемами организации рефлексии;
самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.
Для результативного решения данного вопроса каждый педагог должен владеть определенными методами и приемами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. В свою очередь, для формирования рефлексивных умений каждому ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов: проектирование своей деятельности, ее реализация и рефлексия.
На первом этапе учащийся прогнозирует и планирует свою учебную деятельность и фиксирует в таблице. Он может планировать свою деятельность по-разному: самостоятельно, с помощью учителя или с помощью своих товарищей, но записи в таблице он делает сам. Это может выглядеть как ответы на три вопроса:
Что мне нужно сделать? 1 2
Что необходимо делать? 1 2
Что я могу сделать? 1 2
Оформление таких записей необходимо для последующего обучения анализу деятельности.
На втором этапе по реализации поставленных задач важно включить учащихся в парную или групповую работу. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у школьников умения вставать на позицию другого, понимать причину действия другого человека, адекватно воспринимать себя и принимать ответственность. Почему в этом случае диалог становится условием развития умений? Учитель (или другой ученик) тогда готов вступить в диалог и помочь, когда школьник (при возникновении затруднений) сам запросит недостающую информацию. Это требует от ученика осознания, почему он не может решить учебную задачу и последующей формулировки вопроса, который позволит ему найти информацию для правильного решения. Чтобы вступить в диалог, ученику необходимо выделить в задании условия, ответить на вопрос: «Могу ли я выполнить задание самостоятельно?», и четко изложить, какая помощь ему необходима. В совместной деятельности для учащихся важно выработать правила, нормы.
Пространство для осуществления рефлексии на третьем этапе, как и пространство учебного процесса, необходимо специально организовывать: определить место, время и задачу каждого ученика. Рефлексивный процесс специально организуется учителем, он направлен на объективизацию учебных потребностей, постановку учебных задач. В ходе него ученик обнаруживает свои достижения и проблемы; понимает, почему в деятельности у него что-то не получилось или получилось; находит причины проблем и достижений. Это позволяет ученику осознать свою ответственность в позиции ученика.
Учителю порой сложно понять, насколько глубоко содержание рефлексивного высказывания ученика, видит ли он себя в деятельности, стремится ли измениться. Для этого необходимо понимать высказывания учащегося, анализировать, направлять его речь на себя или на других. Предлагаю ученикам использовать специальную памятку:
Процесс рефлексии
Учащийся в своих высказываниях использует местоимение «Я»;
Учащийся в своих высказываниях не использует местоимение «Я», чаще всего он произносит фразы: «Наша группа сегодня…», «Учитель сегодня на занятии..»Описывая деятельность, ученик может четко обозначить цели, определить пошаговость ее достижений, выделить результат;
Ученик говорит в целом о прошедшей деятельности
Ученик говорит о ситуации объективно, без оценок, проговаривает границы своей ответственности;
Ученик говорит о ситуации оценивающе, не принимает ответственности за происходящее в ситуации;
Ученик проговаривает, что он сам будет делать дальше;
Ученик проговаривает, что должно произойти для изменения ситуации;
Опыт организации рефлексивной практики учащихся в школе показывает сложность рефлексивной деятельности. Участие учеников в рефлексии требует от учителя серьезной подготовки, владения рефлексивным мышлением и умениями организации рефлексивного пространства. На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащимся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, проанализировать и т.д.
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.
Учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д. Если ученик затрудняется начать высказывание, то учитель может предложить ему закончить предложения, например: «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…». С их помощью учитель задает нужный ему как руководителю процесса предмет рефлексии. Можно использовать и другие вопросы, неоконченные предложения или выбор фраз и т.д.:
Такие задания позволяют ученику фиксировать границы своего знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути получения результата. Для их выполнения необходимо много времени, чтобы процесс мышления по поводу самого себя развернулся полноценно. Если такие рефлексивные задания выполнять за несколько минут до окончания задания, то процесс рефлексии обрывается и становится формальным. Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании изменять деятельность. Фиксировать такие моменты можно в таблице учета, которую заполняет учитель
Роль проектной деятельности в формировании УУД.- Мало применяемая форма в работе пока.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
Развитие УУД в процессе проектной деятельности
В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.
В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
Деятельностный этап
Консультант
Творец
В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.
В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.
ФГОС. Проблемы. Пути решения.
При переходе к ФГОС нового поколения я, конечно, столкнулись с множеством проблем. К первой группе проблем, я думаю можно отнести проблемы, которые заключаются в нас, педагогов – в затруднение к:
планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС:
изменениям профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с …... А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
«Дефицит времени» Разработать методические рекомендации по организации рабочего времени педагога.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что нужно время
. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия. И хочется сказать словами Ш.А. Амонашвили: «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество». Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные стандарты требуют воспитания духовно-развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда
Литература
1. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.
3. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. - №3.
4. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №2.
5. Интернет – ресурсы:
http://nastavnik-fiz.ru/sovremennyiy-urok-problemyi-i-perspektivyi-sovremennogo-uroka/http://soch2.rusedu.net/post/2314/60545
6. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, [2010. — 159 с.]
7. Боженкова Л. И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Изд. 2-е испр. и доп. –М., Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, [2012. -56с].
8 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росиии. — М.: Просвещение, [2009. — 24 с.]
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, [2011. — 48 с]