Презентация Первые итоги и проблемы обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО
Первые итоги и проблемы обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО Козлова Ольга Александровна, учитель математики первой категории МБОУ «Березкинская ООШ» 2016 года. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи . Целевые ориентиры деятельности достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию; - достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности; - достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский.Как разработать урок по-новому?Как учителю сохранить собственное лицо и учестьпри этом новые требованияФГОС? Современный урок математики в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС: учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей) умение демонстрировать методическое искусство учителя планирование обратной связи урок должен быть добрым . в центре внимания урока — дети времясбережение и здоровьесбережение вывод делают сами учащиеся минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса. Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Формирование умений давать определения понятиям Формирование умений давать определения понятиям Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:по поиску и обработке информации;обобщению способов действия;постановке учебной задачи и т. д. Задачи на тему покупок. Название фильма Время сеанса Цена билета Планета обезьян 11:55 250 руб. Рапунцель 12:20 300 руб. Черепашки-ниндзя 12:40 320 руб. Человек-паук 13:15 280 руб. Смешарики 16:00 200 руб. . Олег подошёл к кассе кинотеатра «Луч» в 12:30, для того чтобы купить билет на какой-нибудь фильм. У него есть только 300 рублей на билет. Пользуясь таблицей, определите, сколько рублей стоит билет на ближайший сеанс, на который может пойти Олег. Задачи статистического характера В нашем селе проживает 200 жителей. Из них ветераны ВОВ составляют 0,5%, труженики тыла 4%, дети войны 12,5%. Найдите количество граждан, имеющих особый статус Задачи на нахождение количества лекарства Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0.5 г 4 раза в день в течение 3 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0.5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах Задачи маркетингового характера. Задачи по теме «Энергосбережение». 40 % энергии теряется на пути к потребителю. Сколько добытого угля для выработки электроэнергии было израсходовано впустую, если использовано 271,2 млн. тонн угля? Форма обучения – групповая работа Принципы групповой формы обучения:каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными;внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Форма обучения – групповая работа Требования к учебному материалуПо своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи.Быть достаточно трудным, желательно проблемным. Чем более трудным оно является , чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интереснее идет взаимодействие между участниками группы Форма обучения – групповая работа Комплектование группН – некомпетентные, не умеющие решать даже шаблонные задачиМ – достигшие минимального уровня (в старой терминологии)О – достигшие общего уровняП – ученики, вышедшие на продвинутый уровень Выравнивания: НМ, НМО, НМОП (вместе проводят время вне школы)НМП, НО,НОП,НП (симпатизируют друг другу)Поддержки: М,О,П (отсутствует группа Н, они не могут работать самостоятельно, только с учителем или учениками других уровней)Развития: МО, ОП, МОП Правила работы в парах Реши задание до черты.Назначь встречу учителю (подними жетон).Назначь встречу однокласснику из другой группыРасскажи ему решение своей задачи«Подари» товарищу задание под чертой.Проверь решение, поставь подпись. Встреча закончена! Общаться в Ѕ голоса! Процесс рефлексии-1 Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие;Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше;Определи свою деятельность по шкале успеха. Шкала успеха:я мог (- ла) работать и лучше; сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;я сегодня плохо работал (- а);я очень старался (ась), но у меня не все получилось;сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось. Процесс рефлексии-2 Выбери утверждение:Все понял, могу помочь другим.Все понял.Могу, но нужна помощь.Ничего не понял. Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________________________________________________наиболее трудным мне показалось____________________________Я думаю, это потому, что_________________________________Самым интересным было _______________________________Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделалследующее: ______________________________________________Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ______________________________________________Я бы хотел попросить своего учителя ________________________ Таблицы учета рефлексивных умений учащихся: Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас процессы и действия задачи? Что вы знаете, прочитав эту часть. Какие выводы у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, сколько способов решения задачи? Какую похожую задачу придумали бы вы? Что вы создали? Инсерт(чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:«!» – Я это знал.«+» – Новое для меня.«-» – Вызывает сомнение.«?» – Вопрос. Проблемы по внедрению ФГОС планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС:изменениям профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;сложности в организации внеурочной деятельности Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; «Дефицит времени» Разработать методические рекомендации по организации рабочего времени педагога. Вы загляните в детские глаза.Вам истина откроется простая:Нельзя учить, души не отдавая,И в этом смысла жизни красота! .