Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования.


Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования.
Яшкина Наталья Александровна
методист высшей квалификационной категории
МБУ ДО «ДДТ», г.Нефтеюганск
Можно вполне обоснованно утверждать, что в ХХ-м веке наши соотечественники активно способствовали развитию шахмат, ведь 10 из 15 чемпионов мира были представителями нашей страны. Они многие годы определяли уровень культуры шахмат в мире, на них равнялось шахматное сообщество всей планеты. Благодаря этому шахматы ассоциировались с нашей страной, её интеллектуальными возможностями.           Мировое лидерство в шахматах было следствием популярности этой игры в стране и особенностей национальной системы образования, способствующей формированию аналитического склада ума. Эта система не только давала знания человеку, но и, что более важно, делала его способным к творчеству и саморазвитию.          
 Можно постоянно наращивать объем знаний и при этом не создавать ничего нового. В настоящее время наша страна с большим трудом пытается перейти на путь инновационного развития. Причина трудностей находится не в экономике, а в человеке, его менталитете.
Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний.
До сих пор в России ведется дискуссия о том, как воспринимать шахматы. Это развлечение, игра или наука, а может искусство? Никто не может определить их значение для человеческого общества только лишь потому, что оно многогранно и неисчерпаемо. Бесспорно лишь одно – полезность шахмат для формирования и развития личности.
Величайший педагог В.А.Сухомлинский в конце 60-х годов ХХ-го века в книге «Сердце отдаю детям» написал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Эту мысль оценили за рубежом - шахматы как учебная дисциплина внедряются в общеобразовательные школы           В России же до сих пор ведутся споры «помогут ли шахматы школе?» В это время Китайская Народная Республика все увереннее занимает лидирующие позиции в мировой экономической системе, а китайские  шахматисты – в мировых шахматах.
Шахматы представляют собой универсальный педагогический инструмент. Чем больше распространенны в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих людей, способных принимать ответственные и логичные решения, готовых бороться для претворения их в жизнь.
Как справедливо подметил многократный чемпион мира по шахматам А.Карпов, «шахматы учат контролю за временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине». Могу добавить к этому, что шахматисты обладают высокой стрессоустойчивостью, они не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают и ищут способ выхода из сложившейся обстановки. Именно такие качества необходимы людям для преодоления кризиса, для создания новой социальной и экономической действительности. Шахматы учат мыслить, но не просто мыслить - они учат мыслить диалектически!
Шахматы учат грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнёрами по общению. Невозможно добиться успеха в шахматах, не умея мысленно становиться на сторону противника, не учитывая всех его возможностей.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живёт в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность...
Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей.
В России спустя почти полвека так и не смогли в полной мере реализовать предложения своего гениального соотечественника В.А.Сухомлинского.
Министерство образования и науки РФ рекомендовало использовать шахматы только лишь в качестве факультативного курса в школах.
В мае 2008 года всем субъектам Российской Федерации было разослано соответствующее письмо Департамента воспитания дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ (№06-1025 «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования»). По статистике, регионы откликнулись достаточно вяло, поскольку в Комплексном плане отсутствует персональная ответственность. Выполнены лишь пункты, связанные с проведением соревнований по шахматам среди учащихся.
В 2008 году руководство Ханты-Мансийского автономного округа издало распоряжение «О плане мероприятий по содействию организации работы шахматных объединений в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2010 годы». В соответствии с ним в 95 общеобразовательных школах ХМАО был введен урок шахмат.
В городе Нефтеюганске:
2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год
1.Общее кол-во общеобразовательных организаций, в которых ведутся занятия по шахматам в т.ч.: 11 11 16
1.1.Общеобразовательные организации 9 9 6
1.2.Дошкольные образовательные организации 1 1 9
1.3.Организации дополнительного образования детей 1 1 1
2. Общее кол-во занимающихся шахматами, в т .ч.: 489 567 1025
2.1. Общеобразовательные организации 371 427 503
2.2. Дошкольные образовательные организации 24 24 372
2.3. Организации дополнительного образования детей 94 116 150
Для того чтобы шахматы стали школьным предметом и преподавались повсеместно наряду с математикой, языками и естествознанием, необходимо убедиться в том, что шахматы воспитывают в детях такие необходимые для жизни качества, каких традиционное обучение развить не может. Шахматы надолго обоснуются в школе только при том условии, что они докажут свою способность решать нерешенные проблемы школьного образования.
Во многих школах нашего города лишь дополнительное образование решает эту проблему через организацию работы факультативных занятий и кружков. Также существует кадровая проблема: в школах 1-2 педагога умеют играть в шахматы.
В МБУ ДО «Дом детского творчества» с 2014 года действуют творческие объединения «Шахматы». Занятия проводятся под руководством опытных педагогов дополнительного образования - тренеров Мухаммадиярова М.М., Стригина В.О., Тараканова В.И. Более 200 200 учащихся постигают азы игры. Среди них 25 учащихся имеют разряд I разряд-3, II разряд- 7, III разряд -15.
Педагогами разработаны дополнительные общеобразовательные программы «Шахматы», «Шахматная школа» сроком реализации 2 года. В тренировочном процессе педагогами активно используются интернет-программы, компьютерные обучающие программы, такие как «Шахматная тактика для начинающих», «Динозавры учат шахматам», «Шах и мат», «Королевские шахматы», «Энциклопедия дебютов», «Тактические и стратегические энциклопедии». Также педагоги активно используют в работе материалы интернет-сайтов «Шахматная планета», «Шахматный портал Югры».
Кроме занятий в творческих объединениях ребята активное участие принимают в городских, окружных соревнованиях в г. Сургут, г.Ханты-Мансийск, г. Радужный, п.г.т. Пойковский, согласно утверждённому календарному плану спортивных мероприятий.
Дом детского творчества - центр проведения городских соревнований и турниров. В целях развития шахматного образования и выявления одарённых юных шахматистов г.Нефтеюганска проводятся такие соревнования, как (обратите внимание на слайд):
2014 г.
-Личное первенство города Нефтеюганска по шахматам среди юношей и девушек 10,12,14,16 лет посвященное "Дню города" (сентябрь). Всего участников -60, возраст 10-16 лет;
- Новогодний турнир по шахматам среди юношей и девушек на призы Деда Мороза (декабрь). Всего участников 66, возраст 7-15 лет;
- Городской турнир по шахматам «Белая ладья» (декабрь). Всего участников- 78, возраст 8-14 лет.
- Личное первенство г. Нефтеюганска по шахматам среди школьников по 4 возрастным группам посвящённое "Дню Защитника Отечества" (февраль)- 83 учащихся;
- Турнир по шахматам "Юный шахматист" в рамках кампании «Спорт против наркотиков» (май). Всего участников- 80, возраст 7-16 лет.
- Соревнования по шахматам в зачёт «Президентских состязаний» среди начальных школ города (в лидерах учащиеся СОШ №4, СОШ № 10, СОШ №, ШС №24,Лицей №1, Прогимназия «Сообщество»)
- Турнир претендентов на открытое лично-командное первенство ХМАО-ЮГРЫ по шахматам среди детских коллективов «Надежды Югры» (апрель)
Исследования зарубежных и российских учёных, накопленный опыт преподавания шахмат в общеобразовательных школах говорит о том, что идеальный возраст для начала занятий приходится на интервал от 7 до 12 лет. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно 5 лет, начинает разворачиваться следующий чрезвычайно важный процесс – формирование умения действовать в уме. Современные родители все раньше начинают задумываться о развитии и будущем своего ребенка. И многие знают, что обучение шахматам - один из лучших методов его умственного развития. Многие дошкольники г.Нефтеюганска питают интерес к игре в шахматы.
В марте 2014 года состоялось личное первенство по шахматам среди дошкольников (2007 г.р. и младше). Всего участников 43, возраст 6-7 лет. Лидерами стали воспитанники МДОАУ «Центр развития ребёнка - детский сад №26», МДОАУ «Детский сад №32», МБОУ «НШ №24» ,МДОАУ «Центр развития ребёнка - детский сад №6».
Выездные мероприятия (на слайде):
- Первенство округа по шахматам среди юношей и девушек 1997-2002 гг.р. в зачёт IX Спартакиады учащихся ХМАО-ЮГРЫ (март, г.Радужный) – 6 участников, возраст 12-17 лет;
-Гран-при ХМАО-ЮГРЫ в рамках Гран-при ФИДЕ по шахматам среди женщин 2014 года, 12 участников, возраст 10-16 лет (г. Ханты –Мансийск, 1,2,3 место);
- Открытое лично-командное первенство ХМАО-ЮГРЫ по шахматам среди детских коллективов «Надежда Югры», посвящённого памяти участника ВОВ Г.Н.Никонова, 8 участников, возраст 10-14 лет (2 место);
- Первенство округа по классическим шахматам среди юношей и девушек ,8 участников, возраст 11-19 лет (1 место, 3-з-х места);
- Открытое первенство городского поселения Пойковский по шахматам, посвящённое Дню образования ХМАО-ЮГРЫ и партии «Единая Россия»,22 участника, возраст 8-14 лет (3 -1-х места)
Общее количество детей, принявших участие в городских мероприятиях 410 чел,6-16 лет
Общее количество детей, принявших участие в выездных мероприятиях 56 чел,10-19 лет
1 полугодие 2015 года.
Городские мероприятия:
-Личное первенство города Нефтеюганска по шахматам среди школьников по 4 возрастным группам, посвященное "Дню Защитника Отечества" (март). Всего участников -54, возраст 6-16 лет;
- Семейный шахматный турнир по классическим шахматам (март). Всего участников -34, возраст 6-18 лет;
- Турнир претендентов на открытое лично-командное первенство ХМАО-ЮГРЫ по шахматам среди детских коллективов «Надежда Югры» (апрель). Всего участников -37, возраст 7-11 лет;
- Турнир по шахматам "Юный шахматист" в рамках кампании «Спорт против наркотиков» (май). Всего участников- 85, возраст 6-16 лет.
Выездные мероприятия:
- VIII открытый чемпионат города по шахматам, посвящённый памяти Н.И. Боровенского (турниры ABD) (г.Радужный, март). Всего участников- 8, возраст 10-17 лет.(3 1-х места, 3 2-х места, 3 место);
- Первенство округа по шахматам среди юношей и девушек 1998-2002 г.р.в зачёт Х Cпартакиады учащихся ХМАО-ЮГРЫ (г.Радужный, март). Всего участников- 4, возраст 14-17 лет;
- Открытое лично-командное первенство ХМАО-ЮГРЫ по шахматам среди детских коллективов «Надежда Югры», посвящённого памяти участника ВОВ Г.Н.Никонова, (г. Сургут, май) 8 участников, возраст 7-11 лет (3 место);
- Личное первенство ХМАО-ЮГРЫ по классическим, быстрым шахматам и блицу среди юношей и девушек до 11, 13, 15, 17, 19 лет по классическим шахматам ( сентябрь, г. Ханты-Мансийск)
Общее количество детей, принявших участие в городских мероприятиях 210 чел,6-16 лет
Общее количество детей, принявших участие в выездных мероприятиях 20 чел,7-17 лет
Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений и учащимися дополнительного образования, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому  возрастёт интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России. Наша задача – активно содействовать этому:
- выявлять, поддерживать и сопровождать одарённых детей;
- создавать условия на местах для подготовки к участию в городских мероприятиях;
- привлекать к преподаванию шахмат увлечённых игрой педагогов;
-создавать условия для прохождения педагогами курсов повышения квалификации;
- организовать педсообщество «Шахматы в каждую семью»;
-организовывать семейные турниры среди образовательных учреждений;
- в дошкольных учреждениях провести игровые программы «Путешествие шахматное королевство» с целью привлечения учащихся заниматься шахматами;
- выступить на родительских собраниях с рекламой о деятельности ДДТ в области шахматного развития
- организовать городские мастер-классы по обучению педагогических сотрудников игре в шахматы.