Конспект урока по литературному чтению. Н.И.Сладков. Зимние долги.
Н.И.Сладков. Зимние долги.
Цели:
- знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н. И. Сладкова;
- обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие умения улавливать основное содержание произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- привитие любви и бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова.
Ход урока:
·.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. К нам приехали гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, гости тоже улыбаются в ответ.
( Слайд 2)
Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день.
Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее .Это наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
- А какими вы будете на уроке?
Я буду внимателен.
Я всё замечу и запомню.
Я возьму с собой хорошее настроение.
Я хочу узнать новое.
Я помогу товарищу.
Я готов!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
- Хорошо! Я буду надеяться на вас!
- Чем занимаемся на уроке литературного чтения?
(Ответы детей: На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать, красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.)
·
·.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении "мысленного экрана", то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.
На уроке вас ожидают следующие рубрики:
( слайд 3 )
« Разминка»
« Лесные разговоры»
« Открытие, удивление»
« В мире интересного»
« Лакомка для ума»
III. Работа над заголовком.
( слайд 4 )
Зимние долги.
Н.Сладков
У. Прочитайте заголовок произведения, записанный на слайде. Все ли слова понятны?
Д. Что такое "долги"?
У. Долг – взятое взаймы, обязанность. О каком долге говорится здесь?
Д. О зимнем долге.
У. Выскажите свои прогнозы: о чем мы будем читать?
Выслушиваются предположения детей.
( слайд 5 )
– О чем вам говорит фамилия автора? Какая тема объединяет книги Сладкова?
Д. Сладков пишет о природе.
У. Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.
( слайд 6 )
« Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие» Н.Сладков.
( слайд 7 )
Учитель открывает на слайде картинки с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.
– Какое отношение могут иметь к произведению эти птицы?
Д. Наверное, они герои рассказа. Могут ли быть у них долги? Почему эти долги зимние?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.
·V. Разминка речевого аппарата. Подготовка к чтению.
( слайд 8 )
1. Работа над скороговоркой.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Задания:
- Запомни и проговори скороговорку с разной интонацией: ( ?, !)
- Проговори скороговорку с разным настроением (печально, весело, загадочно).
_ Какие еще скороговорки о птицах вы знаете? Давайте посоревнуемся!
2.Давайте устроим « птичий базар »
( Слайд 9 )
- Как чирикают воробьи?
- Как каркают вороны?
- Как трещат( стрекочут)сороки?
- Как свистят снегири и синицы?
- Как воркуют ( курлыкают) голуби?
- Как кукуют кукушки?
- Как стучат дятлы?
- Как поет скворец?
3. Дыхательная гимнастика перед чтением.
- Представьте себя мартовским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
V. Рассказ о писателе Н. И. Сладкове.
( слайд 10 )
Николай Иванович Сладков (19201996) писатель, автор более 60 книг о природе.Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, который начал вести во втором классе, а потом писал рассказы. Лес стал для него настоящим добрым другом. Он сам фотографировал, рисовал животных и птиц, помещал рисунки и фотографии в свои книги. Николай Иванович очень хорошо понимал язык зверей и птиц. В своих рассказах он представлял перед читателем своих героев: лис, ежей, зайцев, медведей, птиц.
Когда началась Великая Отечественная война, Николай Иванович добровольцем ушел на фронт, став военным топографом. А когда война закончилась, продолжил работать по специальности топографа уже в мирное время.Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост". "
Вместе с Виталием Бианки, своим другом ,Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Он написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги... За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
У: В книжках Сладкова интересно все: автор рассказывает о непослушных зверятах,
о курорте «Сосулька», о том, как звери устроили суд над декабрем, об утенке, который вылупился в дупле. Много увлекательных и интересных рассказов помещено в книгах «Сказки леса», «Лесной календарь», «Бюро лесных услуг», «Азбука леса», «Лесные тайнички», «Бежал ежик по дорожке» и многие другие. Названия рассказов загадочны, а вам, Почемучкам, хочется их быстрее прочитать. Эти книги вы найдете в в библиотеках. (Представление выставки книг).
- Сейчас вашему вниманию будут представлены диалоги птиц, которые написал Сладков.
V
·. Лесные разговоры
Учащиеся показывают инсценирование диалогов « Стреляный Воробей и Синица», « Синица и Дятел »
- Что заставило вас улыбнуться?
_ Среди вас, ребята, нет таких, которые из рогаток стреляют.А если знаете таких ребят, то обязательно остановите их, не давайте обижать птиц.
V
·
·.Словарно-лексическая работа.
( слайд 11 )
Зудят – о непреодолимом желании делать что-либо.
Не ручайся – не принимай на себя ответственности.
( слайд 12 )
Читайте внимательно:
Воробьи- ворбьята, воробышки
Навоз- навозная ( куча)
Плата-оплата-расплатиться
Сало-сальце
Нужда-нуждаться
Чик-чи-ри-кань-е – чикчириканье
V
·
·
·. Гимнастика для глаз. Релаксация. ( Слайд 13 )
– Закройте глаза и представьте, что вы гуляете по лесу и слушаете голоса птиц.
Воспитательный момент.
– В какое время года мы можем послушать пение птиц?
– А сейчас какое время года?
– Как жилось птицам зимой?
·X.Физминутка.
- А сейчас представьте себя воробышками. Как вы себя чувствуете в холодную зиму?
-Покажите, как вы замерзли? Что нужно сделать, чтобы согреться?
( надо прыгать, полетать)
Прыгаем на левой ножке, на правой ножке. Полетаем
- Ну что, воробышки, согрелись? А теперь садимся на ветки и работаем дальше.
– Чем мы можем помочь птицам?
X. Первичное знакомство с произведением
У. Знакомиться с произведением будем, проводя диалог с текстом. Приготовьте свои закладки, чтобы следить за чтением и открывать текст постепенно.
Текст читается до сл
·ов "А ты слетай да проверь!".
– Мы узнали, кто является главными героями произведения. Какие они? Будьте внимательны к словам.
Д. Ворона – старая карга – старая женщина, ведьма.
– Воробей – веселый, радостный, он расчирикался, задиристый, молодой.
У. С каким вопросом пристает к Воробью Ворона?
Ответы детей.
– Как автор подчеркивает важность этого вопроса?
Д. Не отстает – несколько раз напоминает; надрывается – старается изо всех сил; не унимается – не успокаивается.
У. Ворона хочет, чтобы Воробей делал так, как порядочные птицы. Что значит "порядочный"?
Д. Честный, неспособный на плохие поступки.
У. А теперь перечитаем текст, включив "мысленный экран" и представляя героев.
X
·. Выборочное чтение.
_ Как отдает свой долг ворона? Кому и чем?
- Какие долги у синицы? Как она их отдает?
- Как дятел расплачивается с долгами?
- Найдите в тексте и прочитайте, чем кормился воробей зимой.
По ходу чтения на слайде рисунки насекомых-вредителей.
- Найдите в тексте отрывки, в которых рассказывается, как птицы отблагодарили людей за их заботу. А что мы с вами можем сделать, чтобы весной и нам птицы сказали спасибо?
X
·
·. Работа над концептом произведения
У. Совпали с текстом предположения, которые вы высказывали до чтения? Какой долг имеют птицы?
Д. Люди подкармливают птиц в зимнее время.
У. Как они его отдают?
Д. Птицы уничтожают вредителей.
У. С кем борются птицы? Назовите их.
Д. С короедами, плодожорками, древоточцами.
У. Можете ли вы объяснить, как образованы их названия?
( слайд 14 )
Д. Короеды – кору едят.– Листогрызы – листья грызут.– Корнееды – корни едят.– Корнегрызы – грызут корни.– Древоточцы – дерево точат.– Плодожорки – жрут плоды.– Кровососы – кровь сосут.
X
·
·
·.Физминутка.
(Проводится игра "Птицы прилетели". Если дети слышат названия птиц, то они машут руками, а если - насекомых , то топают ногами. )
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Комары, орлы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Бабочки, стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Иволги, кукушки,
Даже совы - сплюшки.
X
·V. Работа со словарём чувств.
( слайд 15 )
- Выберите слова, которые показывают чувства при чтении сказки
Словарь чувств:
радость
удивление
нежность
стыд
обида
торжество
волнение
беспокойство
тревога
ужас
страх
любовь
-От чего зависят наши чувства?
XV. Словесное описание птичек воробья и вороны. ( слайд 16 )
(Работа в группах )
XV
·. Чтение по ролям.
XV
·
·. Самостоятельная работа. ( Слайд 17 )
У. А теперь проверим, насколько внимательными читателями вы были. Прочитайте предложения на карточке и запишите рядом с каждым на строчке, кто из птиц так говорил, как долг свой отдавал.
Карточка
Сад стерегу от плодожорок и листогрызов. ___________________________________________А я из борозды всяких корнеедов и корнегрызов выбираю. _________________________Бьюся с ними, не щадя живота! Лес от древоточцев и короедов оберегаю. _______________Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить. Чтобы кровососы эти ребят не кусали. _________________________
– Добилась ли Ворона своего?– Кого из птиц можно назвать порядочной?– Поделитесь мыслями, которые возникли у вас после работы над этим произведением.– Какую мысль вы считаете самой важной?– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте, среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем, что пословица может выразить мысль и точно, и красиво.
( слайд 18 )
1. Долго спать – долг наспать.
2. Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.
3. Долг платежом красен.
4. Если хочешь врага нажить, то дай ему в долг.
Спать долго - жить с долгом.
В долг давать-дружбу терять.
«Красен» -хорош
XV
·
·
·. В мире интересного.
( слайд 19 )
- Какие народные приметы, связанные с поведением птиц вы знаете?
Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева- ночью ожидаются заморозки.
Если в зимнее время воробьи расщебетались – к оттепели.
Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями - жди сильных морозов.
Вороны сидят на нижних ветвях деревьев - будет ветер.
Синицы начинают утром пищать - ночью будет мороз, прячутся под крышу - на метель.
( слайд 20 )
Когда-то на Руси наши предки отмечали добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот называется «Синичкин день», и отмечается он 12 ноября. В народе даже говорили: «Невелика птичка, а свой праздник знает». С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. В этот день прилетали синички из лесов поближе к людям, к домам. Синицы же , как и воробьи, весь год с нами. И люди помогают пережить тяжелую для них зиму. А как же мы помогаем птицам пережить холодную зиму? Правильно, ребята сыплют для них зерно, крошки хлеба в кормушку, иначе голодные птицы погибнут. У нас в школе каждый год проходит операция «Синица». Учащиеся изготавливают кормушки на уроках труда и подкармливают птиц зимой .Ваша помощь не останется без ответа, птицы обязательно по-своему отблагодарят вас за заботу.
X
·X. Игра « Какие птицы прилетят к кормушке?»
( слайд 21)
- А весной как мы встречаем птиц? Что вы сделали? ( скворечники)
( слайд 22 )
XX. Лакомка для ума.
- Знаете ли вы?
Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет)
Почему снегирю дали снежное имя? ( Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на Север в родные края.)
У какой птицы самая большая семья? ( У серой куропатки-26-28 птенцов)
Какая перелетная стая обещает снег? ( Стая перелетных гусей. Через один - два дня жди снегопада.)
Кто ни разу шага не сделал? (воробей)
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь.)
Какая птица со времён древних греков считается символом мудрости и познания?(Сова)
XX
·. Домашнее задание ( слайд 23 )
- Договоритесь в группах, опишите одну из птиц как учёный а, кто как писатель.
- Подготовить чтение по ролям.
- Сделать обложку, придумать другое название произведению .
XX
·
· .Рефлексия. ( слайд 24 )
- Продолжите предложение:- Мне сегодня на уроке пронравилось то, что - Мне не очень понравилось то, что- Я бы хотел, чтобы на последующих уроках
Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод: -Если вы довольны, то прикрепите на доске – снегиря
- Если не совсем довольны, то – синицу..-Если не довольны уроком - воробья.
Вывод.
_ Ребята, сегодня вы побывали в удивительном мире природы, в который пригласил нас писатель Н. Сладков. Я верю, что вы еще раз прикоснулись к чувству добра, а значит, стали более чуткими, внимательными и добрыми по отношению к братьям нашим меньшим. Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу, познавать её тайны через чтение книг.
-Всем спасибо за урок!