Конспект урока по литературному чтению Шутки — прибаутки (3 класс)
22. 04. 2016
МКОУ СОШ № 18 п. Загорский
Урок литературного чтения в 3 А классе по теме
Устное Народное Творчество»
УМК «Планета знаний»
Пояснительная записка
(к уроку литературного чтения)
В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного овладения навыком чтения ставятся задачи литературного развития младших школьников. И проблему литературного развития можно и нужно решать на любом материале по чтению. Мне же представляется весьма ценным фольклорный материал. Малые фольклорные жанры, такие как пословицы, поговорки, песни, потешки, считалки, загадки всегда любопытны, нацелены развивать речь, память, артистические способности, воспитывают интерес к устному народному творчеству. Планируя этот урок, я использовала элементы модульной и игровой технологии. Игровая технология представлена в виде игр-заданий. Урок структурирован по модульному типу, что содействует развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала. Конкурсные задания выполняются поэтапно посредством дифференциации содержания, а так же организации учебной деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах.
Основные цели:
Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:
Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
Совместного проживания содержания художественного материала;
Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
Совместной групповой и коллективной работы;
Развития воображения и творчества учащихся.
Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся.
Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]к уроку PowerPoint 2003г
Раздаточный материал:
вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.
Задачи урока:
Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
Научить ребят творчески решать проблемные задания.
Авторский медиапродукт
- презентация 25слайдов (среда PowerPoint 2003).
Целесообразность использования:
сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )
Ход урока
Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.
Учитель.(слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Учитель. Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква.
Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?
-«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.
«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и другими народами.
«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.(слайд 2)
- То что люди передавали из уст в уста, рассказывали, передавали из поколения в поколения. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.
(Дети рассказывают своими словами).
Учитель. Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Давайте предоставим слово Дарье. Она приготовила нам доклад об УНТ.
- Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, прибауток можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм. Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня мы убедимся в этом.
Учитель. Замечательно! Сегодня мы поведём разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Работать будем в парах, группами и индивидуально.
-Дарья берёт лепесток цветка, на котором написано определение какого-то жанра. Мы должны отгадать вид жанра и выполнить данные задания по этому жанру. Поможем зацвести цветку?
1 лепесток: Краткое изречение с назидательным смыслом, в котором содержится народная мудрость (Пословица)
Учитель: 1задание Что обозначает это выражение? (работа в группах)(3 слайд)
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях, о родине.
1)“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
2) “Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.
3) «Родина – мать, умей за неё постоять». Человек должен защищать свою родину.
2 задание «Закончи пословицу» (индивидуальная работа)
Без труда не вытащишь
Поспешишь
Волков бояться,
Как аукнется, так и
Мороз не велик, а
Век живи,
Глаза боятся, а
По одёжке встречают,
Семь раз отмерь,..
Под лежачий камень (и вода не потечет).
Нет друга – ищи, а (нашел – береги).
Делу время, (потехе час).
Старый друг (лучше новых двух).
Корень учения горек, (да плод его сладок).
Ученье свет, (а не ученье тьма).
Сам кашу заварил, (сам ее и расхлебывай).
Игра «Собери пословицу»(работа в парах)
Дрожит, осина, лист.
Дело, боится, мастера.
Чьё, знает, мясо, кошка.
Жить, кошка, собака.
Сани, зима, лето, телега.
Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.
Физминутка
-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной. Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость. (вывешивается лепесток на доску)
2 лепесток: Катя - Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, требующее разгадки, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.(Это загадка)
Задание: Отгадать загадку.(работа в группах)(по 2 загадки каждой группе) (4 слайд)
1.Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2.Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)
3. Рыжая, хвостом заметает следы. ( Лиса)
4. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
5.С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком.(Собака)
6. По горам, по долам.
Ходит шуба, да кафтан ( Овца)
-О ком все загадки?
-На какие группы можно разделить этих животных?
Учитель:Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 лепесток: Никита - Что это- шуточные, весёлые, забавные, короткие истории в стихах.(Потешки, шутки, прибаутки)
(5 слайд) (картинки )
(каждой группе по 1 потешке обыграть)
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Только на гору взобрался,
Ему красный повстречался.
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не замазкой –
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
2) Повёз Небось на ярмарку овёс. Лошадь замаялась по дороге. Видит Небось, что лошадь совсем не идёт. Развязал воз, снял с него один мешок и положил себе на плечи. Потом опять уселся на воз и давай погонять лошадь.
- Но! Но! Пошла! Теперь тебе не так уж тяжело. Я сам на себе целый мешок везу.
3) – Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг
- Можно зашить?
- Да иглы нет
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Учитель: Вот и ещё один лепесток раскрылся)
4 лепесток: Борис - О чём идёт речь? Они бывают :колыбельные, шуточные, плясовые, заклички, (о песне)
Следущее задание: Определите тему песни (работа в группе)
1.А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота.
ворота-то: скрип, скрип!
А Коленька спит, спит.
Ответ: Колыбельная.
2. Жаворонушки
На соломушке
Прилетите к нам
Принесите нам
Лето тёплое,
Соху, борону.
Унесите от нас
Зиму холодную,
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.
Ответ: Песня-закличка
3. Берёзонька моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки
На тебе, берёзонька ,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька
Травка шёлковая.
Близ тебя, берёзонька
Красны девушки
В семик поют.
Ответ: Плясовая-хороводная
Молодцы, ребята. У нас раскрылся ещё один лепесток.
5 лепесток. Виктория - Это - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких, для того чтобы водить. (Это считалка)
1 задание. Каждой группе вспомнить по одной считалке.
1) Шла машина тёмным лесомЗа каким-то интересом.Инте-инте-интерес,Выходи на букву «С».
2) Шёл баран –По крутым горам,Вырвал травку,Сел на лавку,Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.
3) На золотом крыльце сиделиЦарь, царевич,Король, королевич,Сапожник, портной.Кто ты есть такой?Говори поскорей, не задерживайДобрых и честных людей!
Я очень довольна вашей работой. У нас появился ещё лепесток.
6 лепесток – Дмитрий - Вымысел, лживое сообщение, шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (Небылицы) (слайд 6)
Прочитайте сначала про себя небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом вместе шёпотом и затем хором.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Молодцы!
Мы помогли раскрыться ещё одному лепестку.
7 лепесток. – Милена - Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения. «Скороговорки»
Задание Мы сейчас проведём артикуляционную физ.минутку . Подготовимся к чтению текста. - Проговорите свою скороговорку 2 раза.
Выберите одного из вас, кто прочитает скороговорку, не запинаясь и скажет, какие звуки часто повторяются?
1. Слышала старушка,
Как куковала кукушка на опушке.
2. Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.
3. Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
8 лепесток. Эти произведения из большого жанра. Вымышленные истории с чудесами, в которых добро побеждает зло.(Это сказка)
(7 слайд)
Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных)
Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка)(8 слайд)
- Определите зачины и концовки: (работа в группах)
«За тридевять земель, в тридесятом царстве»
«Стали они жить – поживать и добра наживать»
Слайд3
Следующее задание . По отрывку определить сказку.(по 3 сказки каждой группе)
Читать сказки по очереди
1) Жила-была на свете лягушка квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. "Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!" (Лягушка-путешественница)
2) Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. (Каша из топора)
3) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?
Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, посади-ка его в цветочный горшок увидишь, что будет! (Дюймовочка)
Молодцы!
Ребята, вспомните кто из художников создал много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказкок.
(11 слайд)
(12 слайд)
Учитель: Красна песня ладом, а сказка – складом!
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вот и подошел к концу наш урок
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
Что понравилось на уроке?
Оцените работу своей группы?
Все ли вам удалось?
Обсуждение результатов проходит по группам(вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
Д/з Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажете сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.
Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )
Список использованной литературы:
Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека “Первого сентября”. Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.
Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.
Иванова Н.В. “Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе”. //Начальная школа.-2004, №2.