Проект. «Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества»



Тема проекта:
«Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества»

Название работы: «Помним и гордимся»


Название номинации: «Прикладное творчество»
(работы, выполненные из природного материала)





Сюсюкайлова И.П.
учитель технологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицея № 19»






МАЙКОП 2015год
СОДЕРЖАНИЕ

I ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
1.1 Введение
1.2 Цель и задачи проекта
1.3 Исторический аспект техники
II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1 Понятие о мозаичном искусстве
2.2 Основы техники
2.3 Последовательность выполнения изделия
Заключение
Список литературы
Приложение

I ПОИСКОВО – ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
1.1 ВВЕДЕНИЕ
Прикладное творчество недаром называют осязаемым творчеством. Это умение создавать предметы, которые не только предназначены для быта, но и несут художественную ценность. Проще говоря, это то, что человек может сделать своими руками. Прикладное творчество возникло давно и всегда было народным. Так же, как и искусство родилось в народе – из ремесел – и имело поначалу прикладной характер.
Авторское прикладное творчество и народное декоративно - прикладное искусство – в сущности одно и то же явление, многогранное и сложное, включающее в себя самые разные виды, направления и формы. В этих формах удивительно гармонично сочетается практическая целесообразность изделия и естественная красота его облика, взятая от природы. Жизнь наших предков была наполнена стремлением к красоте и гармонии, к единению с окружающей природной средой. И к чему бы ни прикасались руки народных умельцев, будь то обустройство дома, изготовление мебели, орудий труда, одежды, бытовой утвари, игрушек – во всем ощущалась их любовь к родной матушке - земле и прирожденное чувство прекрасного. А материал для создания художественно - прикладных изделий народным мастерам подсказывала сама природа. Материалом для прикладного творчества русским мастерам служило практически всё, что давала природа; она же была и главным источником вдохновения для них.
Одним из видов творчества является мозаика. Рассматривая мозаичное искусство, нельзя не восхищаться способностью мастеров подбирать нужные материалы, цветовую гамму и формы природного материала и соединять их в одно художественное целое. Особенно мне понравились мозаичные работы из такого природного материала как крупы и зерна. Эти работы необычайно привлекательны. Знакомство с работами не оставило меня равнодушной, и я решила углубить свои знания в этом виде творчества.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Создание мозаичного панно из крупы и зерен.
Рассмотреть виды мозаики, и возможность использования данной техники для создания тематического панно ко Дню Победы.
Расширить знания о символах и наградах Великой Отечественной войны.
ЗАДАЧИ: Развить интерес к творчеству.
Ознакомиться с различными видами мозаики.
Ознакомиться с техникой окрашивания семян.
Изучить технику создания мозаики из крупы и зерен.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Анализ и изучение специальной литературы.
Выполнение образцов мозаики.
Анализ образцов и выбор лучшего варианта.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта работа особенно актуальна. Работая с природным материалом, человек испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Можно применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.
НОВИЗНА РАБОТЫ:
Применение традиционных видов мозаичного искусства с использованием крупы и зерен, многоуровневой и объемной аппликации из мозаики.
В процессе работы происходит развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:
Работа над проектом расширила мои теоретические знания и практические умения в области мозаичного искусства.
Выполненная работа может быть прекрасным подарком для близких, подарком ветерану, а также средством оформления интерьера, школьного музея, мероприятия посвященного Дню Победы.
Выполненный проект может быть использован как учебное пособие на уроках технологии.

1.3 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНИКИ
Тайна покрывает происхождение самого слова «мозаика». По одной версии слово «мозаика» (фр. - mosalque, - итал. - mosaico) происходящее от латинского слова musivum, сначала переводилось как «посвященная музам».
По другой версии это всего лишь opus musivum, что означает разновидность покрытия стен или пола, состоящие из мелких камешков.
Искусство мозаики возникло в ходе общего развития древнейших цивилизаций, когда человек создавал предметы домашнего обихода. Кто первый придумал технику мозаики, доподлинно неизвестно.
Русские мастера примерно с XIII века оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировало русские княжества от Европы,
поставив их на грань выживания.
Только XVIII века М.В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Однако мозаичная инициатива М.В. Ломоносова не получила исторического развития.
Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX века, когда строился Исаакиевский собор в Санкт Петербурге.
На Всемирной Парижской ярмарке, в 1911 году, представленные изделия российских мастеров, произвели неизгладимое впечатление на искушенную европейскую публику, которая поражалась сочетанию цветов полудрагоценных и драгоценных камней в русских изделиях. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.
Искусство во все времена авторское. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы. Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.
Удивительные картины несложно выполнять из такого необычного для искусства материала, как плоды зерновых культур.
Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны. Кажется, что они написаны краской, в какой - то незнакомой технике. И только при близком рассмотрении приходит открытие необычные картины, поражающие своей красотой, составлены из множества всевозможных семян.
В этих картинах древнейшее в мире искусство мозаики сочетается с необычным материалом. Само слово «мозаика» в памяти многих людей ассоциируется с роскошью римских терм и величием византийских храмов.
Понятие мозаики или мозаичности столь же важно для любой мыслительной и творческой работы, как и понятие яркости, цельности или схематичности.
Основоположницей нового жанра декоративно прикладного искусства считается З.Т. Коренева из города Вереи, что на берегу реки Протвы в Подмосковье. Более тридцати лет назад Зинаида Тимофеевна, учительница русского языка и литературы, выйдя на пенсию, занялась необычным делом. Она стала создавать из семян различные картины.
Картины замечательной художницы разошлись по многих странам мира, о ней, о ней писали газеты и журналы. В основе этой необычной техники декоративно прикладного искусства лежит мозаика, которая насчитывает более 4000 лет своей истории.

II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1 ПОНЯТИЕ МОЗАИЧНОГО ИСКУСТВА
История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно - прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности.
Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно - прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.
Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.
Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.
Мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид. Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы в полной мере оценить его красоту.
Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение.
Мозаичные картины можно собирать из разных материалов – камня, смальты, металла, стекла и керамики.
Все они обладают определенными особенностями из-за различных свойств каждого материала.
Камень, керамика, стекло и металл – самые распространенные материалы для мозаики. Знакомство с их свойствами и качествами важно для понимания общей системы и методики создания мозаичных произведений, возможности сочетания традиционных и нетрадиционных материалов. Помимо того, мозаику выкладывают из керамогранита, композитных смесей, дерева, кожи, пластика и иных нетрадиционных материалов, в частности из семян самых разных растений.
Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.
Семена – это прекрасный и благодарный материал для создания и оформления поделок. В лесу, саду или огороде встречаются семена растений, имеющие самые различные формы, которые отлично сочетаются между собой. Семян всегда много, их виды весьма разнообразны, они легко поддаются склеиванию.
Хорошее сочетание с семенами растений дают зерна различных злаковых культур и крупы, которые, по сути, представляют собой те же семена, но только очищенные или переработанные. Из злаковых для мозаичных поделок можно использовать рожь, пшеницу, овес, а также овсяные, ржаные или ячменные хлопья и даже манную крупу.
Для столь необычной мозаики из нетрадиционных материалов подходят многие крупы: греча, перловая, просо, пшено, очищенный и неочищенный рис.
Греча – очень интересный материал. Можно взять светлую крупу и путем разной степени обжарки получить из нее сырье всевозможных коричневых тонов.
Рис интересен тем, что его зерна имеют разную форму: можно подобрать для деталей удлиненные или только круглые зернышки.
Для создания мозаичных панно и картин подойдут зерна бобовых культур разной окраски: зеленый и желтый горох; светлая и красная чечевица; цветная, пестрая и белая фасоль; различных цветов бобы; зерна кукурузы и кукурузная крупа.

2.2 ОСНОВЫ ТЕХНИКИ
Самостоятельная выкладка мозаичной картины – это довольно сложное занятие. Весь процесс создания мозаики можно разделить на несколько последовательных этапов, в числе которых: выбор рисунка, заготовка основного материала для работы, т. е. семян или круп, подготовка картона в качестве основы, дополнительных материалов – копировальной бумаги, клея ПВА, кисточек для клея и красок, самих красок.
Каждый из природных материалов имеет свою технику наложения на основу при создании мозаичной композиции. Все сыпучие природные материалы (крупы, специи, цветной песок или янтарная крошка) наносят на основу методом насыпки.
Все семена и части шишек, которые можно найти в доме, саду, огороде или в лесу, а также маленькие круглые камешки укладывают в мозаичное полотно только методом прямого набора.
Для создания поделок в мозаичной технике потребуется еще много разных материалов. И прежде всего для любого панно или картины из семян понадобится основа.
Для фона или основы подойдет плотный картон, лучше не брать бумагу даже для самой маленькой поделки: семена достаточно тяжелые, поэтому работа быстро деформируется. Для тех композиций, в которых будет частично виден фон, можно использовать плотный белый или цветной картон, подбирая его цвет к общему тону композиции. Кроме того, в качестве фона допустимо использовать бархатную или белую плотную бумагу, березовую кору, сизофлор, листья кукурузы и даже кружево или тюль. Все эти материалы следует продублировать картоном.
Прежде чем сложить семена на хранение, их нужно подсушить и рассортировать. Для хранения семенного материала подойдут картонные коробочки.
Прежде чем приступить к выполнению мозаики, нужно подготовить себе удобное рабочее место и все необходимые инструменты и материалы. Для удобства и надежности во время занятий желательно разместить все принадлежности для работы и саму заготовку в виде основы на плоской и чистой поверхности. Выкладывать мозаику удобнее на столе размерами 120 Ч 70 см и высотой 70 см так, чтобы основа располагалась строго горизонтально.
Работа над мозаичным произведением начинается с определения его размера, выбора рисунка и изготовления на бумаге эскиза в натуральную величину. Поэтому нужно запастись листами белой бумаги нужного формата, простым карандашом и ластиком. Перенести рисунок на поверхность основы можно с помощью копировальной бумаги, кальки или шаблонов.
Можно создать трафарет из пленки, плотной бумаги или картона. Трафарет нужно просто наложить на основу будущего мозаичного произведения, обрисовать контур, по нему нанести сначала клей, а затем покрыть клеевую основу семенами или крупой в россыпь.
Шаблоны – достаточно удобное средство перевода рисунка на основу под мозаику. Для того чтобы вырезать шаблоны и некоторые другие детали для работы, обязательно понадобятся ножницы.
Семена, зерна или крупы наклеивают на основание с помощью клея, можно использовать любой клей. Однако следует помнить, что канцелярский клей со временем желтеет. Из - за чего внешний вид поделки может быть испорчен. Клей ПВА, обычно белого цвета, после высыхания делается прозрачным. Он практически незаметен на поверхности изделия.
Для некоторых работ лучше брать прозрачный клей, так называемые «жидкие гвозди». Этот клей практически не будет виден, если покажется в ненужном месте. Вполне подойдет для вклеивания семян и акриловый клей.
Для того чтобы нанести мелкие семена или крупы, вроде манной или кукурузной, на основу точно в контур детали и сплошным методом на фон, удобно использовать кондитерский мешочек с тонкой насадкой или простой полиэтиленовый пакет, надрезав его уголок. Однако при выкладывании узора из мелких семян или круп удобней брать их обычным пинцетом.
При работе с быстросохнущим клеем можно с помощью кисточки наносить клей прямо на семена или на место приклейки элемента, но этот способ требует больших затрат времени, он более трудоемок.
Укладку семян или косточек нужно производить легко, без какого-либо давления на поверхность мозаики. Однако при этом надо внимательно следить за совпадением укладки мозаичных элементов с ранее нанесенными на основание контурами рисунка. Очень важна точность в укладке первых рядов мозаики, потому что вся последующая укладка станет формироваться именно от этих рядов. На начальной стадии при укладке элементов мозаики не нужно сильно прижимать их к клею. Это позволит совершать некоторое перемещение элементов с помощью пинцета. Правильно подобранный клей не даст элементам мозаики сползти с основания.
При нанесении на основу клея желательно брать такое его количество, чтобы он сильно не выступал между элементами мозаики на лицевой поверхности. Хотя клей ПВА при высыхании становится прозрачным, тем не менее его большое количество способно несколько испортить внешний вид лицевой поверхности.
Все корректировки с элементами мозаики можно производить только в короткие сроки, т. е. в то время, когда клеевая масса находится в рабочем, еще не застывшем состоянии. Как только клей начнет подсыхать, любые манипуляции с мозаичными элементами недопустимы. Можно повредить и семена, и основу панно. Если нежелательные капли клея все-таки выдавились на поверхность мозаики, необходимо осторожно удалить их с помощью влажной губки после первичного высыхания клеевой массы. Объемность, яркость и красочность придают композиции цветные штрихи, которые выполняют цветными фломастерами, гуашью, акварелью или акриловыми красками. Акриловые краски можно применять при работе на очень разных поверхностях. Они быстро высыхают и дают яркие, чистые цвета. Их легко смешивать и растворять водой. Нужные оттенки при работе с акриловыми красками получаются при смешивании красок одной фирмы – это обеспечит их предсказуемость в процессе смешивания.
Для получения более бледного оттенка одного и того же цвета краски нужно разводить специальным разбавителем для художественных акриловых красок. Для смешивания любых красок имеет смысл запастись пластмассовой палитрой. Для нанесения рисунка акриловыми красками обычно применяют синтетические кисти. Для акварели или гуаши лучше взять кисти из натуральной щетины. Не используемые в конкретный промежуток времени кисти нужно держать в воде. Акриловые краски быстро высыхают, и кисть делается негодной для применения по своему прямому назначению.
Готовую мозаичную работу желательно покрыть акриловым лаком, это защитит ее от пыли и обеспечит сохранность.
Готовую работу следует обязательно оформить, для ее окантовки потребуется рамочка. Целесообразнее использовать рамку из дерева или плотной бархатной бумаги. Деревянная рамочка придает мозаике из семян очень внушительный вид.
Теперь, когда мозаичная картина вставлена в раму, она приобретет законченный вид.
Моя работа отличается от уже существующих разработок тем, что она имеет разные уровни структуры. Все детали сделаны отдельно, и имеют объемную форму, как картина 3D.

2.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ
Материалы для работы:
рисовые зерна, окрашенные в красный, оранжевый, зеленый, белый, розовый;
горох, окрашенный в желтый и красный цвет;
овес, окрашенный в желтый цвет;
картон для основы, бархатная бумага темно - синего цвета для фона;
клей ПВА, клей универсальный, двухсторонний скотч, кисточка;
простой карандаш, черная ручка или фломастер, ножницы, канцелярский нож.
Перед тем как создать декоративное панно, я продумала многочисленные варианты тем и сюжетов и остановила свой выбор на предметной композиции. Я решила выполнить изображение ордена Великой Отечественной войны 1 степени, гвоздик, салюта, дат войны. Продумала оттенки, объем, рассмотрела возможные приемы и способы мозаики. Перед работой весь семенной материал и крупы высушила, очистила от излишней пыли, окрасила, разложила по цветам и оттенкам.
Первым этапов создания мозаики является перевод рисунка на картон. На выбранный мной для основы материал наношу простым карандашом желаемый рисунок. Так как по моей задумке мозаика будет формата 3D. Эскиз рисунка выполняю сразу в 2 экземплярах.
Один экземпляр эскиза разрезаю на отдельные детали, которые будут выполнять роль шаблонов. По ним вырезаю детали мозаичного панно из плотного картона. 2 экземпляр наношу на выбранный мною основной фон.
Заполнение мозаичного рисунка следует осуществлять постепенно, начиная с его нижней части. Лучше всего начинать с мелких фрагментов рисунка. Беру вырезанные мной детали и начинаю заполнять их пространство мозаикой.
Сначала наношу кисточкой клей ПВА на отдельные небольшие участки картона. Затем на покрытый клеем участок аккуратно насыпаю выбранную крупу. Ее нужно распределять по участку равномерно, стараясь, чтобы она не ложилась горкой, и не оставалось пустых участков. На мелкие детали, такие как меч, автомат, буквы и контуры я укладывала зерна с помощью пинцета.
В соответствии с выбранным цветом, заклеила все детали.
Когда все детали моего панно были заполнены семенами и зернами, я оставила их на время до высыхания клея. Затем ориентируясь на контуры рисунка, нанесенного на основной фон, аккуратно прикрепляла готовые детали моего панно, на объемный скотч к основанию.
Когда все детали рисунка были прикреплены на основание, оставляю поделку примерно на сутки до полного высыхания. Затем покрываю готовую картину акриловым лаком, что значительно приумножит вероятность ее сохранности. Кстати, с лакированной поверхности картины легче вытирать пыль. Готовую поделку вставляю в рамку.
Составляя мозаику, надо четко придерживаться той цветовой гаммы, которая характерна для изображений на рисунке.
Мозаике, кроме красоты и разнообразия, присуще еще одно важное качество. Она неразрывно связана с местом, для которого предназначена.
Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю возникновения и развития мозаичного искусства, я пришла к выводу о том, что данный вид искусства не утратил своего значения, он по-прежнему знаком многим мастерам, популярен, продолжает развиваться и совершенствоваться. Современная мозаика обогащается новыми темами и техниками.
Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека, его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров.
Картины из зерен – пока еще совсем новая техника, создающая свой уникальный и неповторимый стиль. Она, словно мелкая мозаика, моделирует оттенки цвета сочетанием по-разному окрашенных зерен и позволяет сымитировать практически любую фактуру. Эти картины станут оригинальным украшением вашего дома.
Различные семена и косточки являются легко доступным материалом для трудовой деятельности. Однако выполнение работ из них не столь просто, как кажется на первый взгляд. Это, без сомнения, содействует развитию мелкой моторики, но в то же время требует усидчивости, терпения и кропотливого труда.
В процессе работы над творческим проектом я более глубоко изучила такой вид декоративно - прикладного творчества как мозаика. Познакомилась с видами и способами ее выполнения. Полученные знания и практические умения использовала в работе над декоративным панно и считаю, что традиционные способы мозаики вполне можно применить к такому природному материалу как крупы и зерна. Считаю, что с поставленной целью и задачами справилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белякова О.В. Поделки из природных материалов: ACT МОСКВА, 2009г.
2. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» - М.: Мой Мир, 2006г.
3. Т.Тукало, Е.Чудина, Ж. Шквырня «Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты» - М.: «Контэнт», 2008г.
4. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.
5. Интернет ресурс Википедия.

15