Урок литературного чтения Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки».


Литературное чтение. Урок 114.
Урок проведен во 2 классе МКОУ «Тайдаковская СОШ» 15 апреля 2014г.
Учитель начальных классов Сычёва Т.Е.
Тема урока: «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки».
Цели: познакомить учащихся с творчеством В.Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в художественной литературе, находить нужные произведения в библиотеке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий, пересказывать подробно по плану.
Оборудование: портрет и книги В.Бианки; карточки (текст речевой разминки, задания), видеозапись мультипликационного фильма «Красная горка».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
- Покажите, какие фотоальбомы у вас получились. Какие тексты в них вы записали? Оформите выставку к уроку.
Речевая разминка
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте с раздражением (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).
- Прочитайте выразительно.
Определение темы и целей урока
- Как бы вы сформулировали тему урока?
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В.Бианки и его рассказами и сказками.
Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством В.Бианки- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Читали ли вы его книги?
Биография:
Виталий Валентинович Бианки (1894 -1959гг) – писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. их герои – звери, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.
- Прочитаем статью о нем в учебнике на стр.105.
- перечитайте текст еще раз и задайте вопросы по тексту своим товарищам.
(Вопросы – ответы детей).
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Продолжение работы по теме урока
Рассказы и сказки В.Бианки- Рассмотрите выставку, которая у вас получилась. О каких произведениях Виталия Бианки вы хотите рассказать?
(Выступления учащихся).
Викторина по произведениям В.Бианки- Кто должен успеть домой до захода солнца, иначе входы, выходы закрывают? Из какого рассказа мы узнали об этом?
(Муравьишка. «Приключения Муравьишки).«Птицы прогнали Сойку из рощи, и она вернулась в свое дупло. Она и не заметила, что в гнезде прибавилось одно лишнее яйцо. Новое яйцо было почти такое же маленькое, как любое из четырех яиц. Она спокойно уселась высиживать птенцов».
- О какой птице говорится? (о Сойке).
- В каком рассказе? («Кукушонок»).
«Только он просунул в дырку голову – рраз! – кто-то больно щелкнул его по носу. Он пискнул и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед. С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву.
… На драки со всего сада слетелись старики-воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали ему такую трепку, что он не помнил, как и вырвался от них».
- О ком говорится в этом отрывке? (О воробьишке).
- Из какого рассказа отрывок? («Красная горка»).
«Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий, сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит».
- О ком говорится в этом отрывке? (О раке).
- Из какого рассказа отрывок? («Хвосты»).
Кроссворд – отгадка.
«Узнай сказку».
- Узнайте по отрывкам сказки В.Бианки.
«Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами». («Первая охота»).
«Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден» («приключения Муравьишки»),
«Наладили пару, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению». («Мышонок Пик»).
«Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймешь, что тут было». («Снежная книга»).
«Чик был молодой, красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком». («Красная горка»).
Просмотр мультфильма по сказке «Красная горка».
Рефлексия
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно хорошо получилось?
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите смайлик.
Подведение итогов урока
- Какие произведения вам понравились?
- Какие захотелось прочитать?
Домашнее задание
Читать рассказы и сказки В.Бианки. нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.