Система работы по профилактике правонарушений подростков «группы риска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 им.Л.А.Попугаевой»
г.Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия)










Система работы по профилактике
правонарушений подростков «группы риска»











Аканова Роза Батухановна
социальный педагог
МБОУ «СОШ № 19»
им. Л.А. Попугаевой


г. Удачный
2015 г.


«Система работы по профилактике правонарушений подростков «группы риска»
Аканова Роза Батухановна
социальный педагог МОУ «СОШ № 19»

Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
А. Кларк, писатель
В последние годы проблема безнадзорности и правонарушений подростками стала чрезвычайно актуальной. Это связано, прежде всего, с падением социального престижа семьи, её материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, различными формами задержки психического развития и т.д.
Ситуация, сложившаяся в нашем городе показывает, что всё большее количество жителей высвобождаются из производства. Чем заняться таким родителям? Естественно. Они прибегают к употреблению спиртных напитков, при этом, забывая, какие обязательства они несут перед своими детьми. Ребёнок остаётся безнадзорным: начинаются пропуски уроков, неуспеваемость, употребление табака и алкоголя.
Какие же целевые ориентиры сейчас ставятся перед современной школой?
Это, прежде всего, социализация учащихся на основе компетентностного подхода, а именно:
Научить учиться
Научить жить
Научить жить вместе
Исходя из выше сказанного планируя, свою работу я, прежде всего, обращаю внимание на детей, склонных при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, т.е. на подростков «группы риска».
Ориентируясь на наблюдения и исследования в нашей школе, я могу выделить следующие виды таких групп детей:
«Дети из неблагополучных семей» – 14 человек
«Педагогически запущенные дети» – 6 человек
«Дети с отклонениями в поведении» – 15 человек
«Дети, попавшие в проблемные ситуации» – 13 человек
Как оказалось, существующая профилактическая система не приносит положительных результатов, поэтому для решения проблемы я систематизировала проводившуюся ранее работу, разработала оптимальную технологию, которая позволила мне не подгонять ребенка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.
Для достижения положительных результатов, я поставила перед собой следующие цели:
Помочь учащемуся адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
Развивать в подростках адаптационные умения;
Помочь ребёнку почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
Помочь подростку приобрести навыки для дальнейшей самореализации.
Приоритетными направлением деятельности я для себя считаю диагностическую работу. Так я являюсь одним из разработчиков ряда методик по выявлению подростков «группы риска», а именно:
матрицы определения обобщённого показателя неблагополучия ребёнка;
карты обследования социально – дезадаптированных несовершеннолетних;
диагностики социально – педагогической запущенности детей,
которые дают мне объективную картину социально-педагогической среды, окружающей ребенка.
Важным я так же считаю осуществление профилактической и коррекцио развивающей деятельности. Одним из таких направлений является проведение заседаний Совета профилактики, с целью которого является формирования комплексного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних; их социальной реабилитации; обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей в пределах компетенции образовательного учреждения. Результатом такой меры воспитательного воздействия является своевременная коррекция отклонений в поведении учащихся.
Мною разработаны и проводятся профилактические беседы по темам: «Права и обязанности подростков», «Мир профессий» и проведение тренинговых занятий «Умеем ли мы общаться», «Мир вокруг меня».
Большое внимание в своей работе с подростками «группы риска» я уделяю привлечению подростков к проведению разумного досуга: выпуску плакатов, стенгазет; проведению дней здоровья; участию ребят в общешкольных мероприятиях.
Как показал опыт моей работы, наилучшие результаты достигаются при наличии тесного сотрудничества всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, больница, комиссия по делам несовершеннолетних). Совместно с данными ведомствами мною систематически проводятся рейды к учащимся на дому, профилактические беседы по темам: «Правила поведения детей и подростков», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Административная ответственность», «СПИД: вопросы и ответы».
Дети «группы риска» требуют личностно – деятельностного дифференцированного и индивидуального подхода, поэтому мной ведётся интенсивная работа по реабилитации и социальной адаптации таких детей.
Опыт моей работы, да и сама жизнь доказали: каким не был трудный подросток, они очень нуждаются в понимании, любви и вере. Отсутствие этого пагубно сказывается на их личностном росте. Поэтому результатом своей деятельности я вижу, прежде всего:
воспитание свойств личности, обеспечивающих возможность ее самореализации, саморазвития:
научить умению анализировать и владеть своими чувствами; выбирать эффективные способы поведения, управлять собой;
Признания и принятия окружающей среды;
Научить умению вставать на точку зрения другого; сочувствовать, сопереживать;
Научить готовности к постоянному поиску целей в жизни;
Умению жить вместе с другими.
Разработанная мной система работы с подростками «группы риска» дала свои видимые результаты (по сравнению с 2006 годом)
Снижение уровня неуспевающих детей (на 3%);
Сокращение пропусков уроков по неуважительным причинам (на 12%);
Повышение уровня посещаемости учащимися «группы риска» кружков и секций
(на 5 %);
Снижение уровня совершения правонарушений учащимися нашей школы (на 3%).
Оказание социальной помощи учащимся из неблагополучных семей (из 15 неблагополучных семей помощь оказана на 100%).
Опыт моей работы показал, чтобы добиться положительных результатов в работе с такими детьми необходимо подходить с любовью и пониманием. Поэтому главный девиз в моей работе: «Начинай с малого» и «Не навреди».


Заголовок 115