Из опыта работы педагога-психолога на тему: Работа с детьми группы риска в условиях ДОУ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА” В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одним из актуальных направлений социально-психологического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально опасного положения и социального сиротства. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей группы риска социально опасного положения, а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.Актуальность данного направления обусловлена увеличением числа случаев жестокого обращения с детьми дошкольного возраста, общей социально-экономической нестабильностью современного общества, вследствие чего растёт число семей, с трудом справляющихся с воспитательными функциями. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска. Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции педагога-психолога. В нашем ДОУ создана система ранней профилактики. Она направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка. В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ. Мы придерживаемся следующего определения: «семья группы риска социально опасного положения –это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и(или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на
поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего». Ежегодно в течение сентября во всех группах дошкольного учреждения мы проводим мониторинг социального статуса семей. Воспитатели предоставляют педагогу-психологу сведения о семьях группы риска (СОП). К ним относятся:- семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет; опекунские семьи;семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.);семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты. Все эти факторы снижают воспитательный потенциал семьи, то есть её способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. И эти семьи в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных социальных факторов.После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом сопровождении. В состав ПМП(к) входят заведующий ДОУ, педагог-психолог, логопед, медицинский работник, члены методического совета ДОУ.Одна из главных задач консилиума – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению. На консилиуме обсуждаются причины возникновения осложнений у ребёнка, составляются и утверждаются индивидуальные планы сопровождения семей. В эти планы, в зависимости от потребностей конкретного ребёнка, могут быть включены такие направления деятельности, как:-диагностика психического развития ребёнка; -организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.);- диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом;- оказание консультативной помощи всеми специалистами ДОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений;- направление на консультацию к врачам – специалистам (невропатолог, ортопед, ортодонт, психотерапевт и т.д.);- бесплатные кружки для ребёнка и т.д.
Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность, которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них. Родители приглашаются на консультацию, где педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй. Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество при реализации плана, берут на себя ответственность за участие в плановых коррекционных мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов. Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С другой стороны, опыт показывает, что индивидуальный план сопровождения, являясь своеобразным договором, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи в целом.В ДОУ выстроена система кураторства детей из семей группы риска СОП. За каждым ребёнком приказом заведующего закрепляется куратор. Как правило, это воспитатель группы, которую посещает данный ребёнок. Куратор ведёт наблюдение за контактом родителей и детей утром при приёме в детский сад, а также вечером, когда родители забирают детей: отмечает наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей (шлепки, подзатыльники, пинки, интенсивное встряхивание ребёнка, крик, оскорбления, запугивание и т.д.).Куратор уделяет особое внимание закреплённым за ним детям, привлекает их семьи к организации жизнедеятельности группы (участие в праздниках, днях открытых дверей и т.д.), индивидуально лично приглашает на проводимые мероприятия. Также куратор отслеживает исполнение индивидуальных планов сопровождения семей.Деятельность кураторов контролирует и направляет координатор. В нашем ДОУ функции координатора выполняет педагог-психолог. В конце учебного года в детском саду проводится итоговое заседание психолого-медико-педагогического консилиума, на котором анализируются результаты социально-психологического сопровождения детей из семей группы риска СОП, определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году.Хотелось бы отметить, что за последние два года, с того момента, как в ДОУ была выстроена система ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства, ни одна семья не перешла из группы риска в группу семей, уже находящихся в социально опасном положении. Об этом свидетельствует и тот факт, что ни одна семья из нашего ДОУ не состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.