ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Современные информационно-педагогические технологии дистанционного обучения, сочетая в себе преимущества быстроразвивающихся компьютерных и телекоммуникационных систем, выдвигаются на передние позиции массовой образовательной деятельности.
Развитие глобальных информационных технологий, постоянное совершенствование их структуры и качества предоставляемых услуг позволяет в настоящее время обеспечить эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Ограниченные физические и материальные возможности инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство.
Дистанционное обучение имеет важное социальное значение, так как помогает детям с ограниченными возможностями успешно интегрироваться в общество, чувствовать себя комфортно в мире, со стремительно меняющимися технологиями, новыми знаниями и открытиями.
Благодаря дистанционному обучению дети с ограниченными возможностями могут общаться с учителями, не выходя из дома. Кроме того, дети осваивают азы компьютерной грамотности, чтобы полноценно выполнять все домашние задания.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.
Актуальность проблемы педагогического исследования обусловлена инновационностью обучения, как по форме, так и по содержанию.
Дистанционное образование – это форма образования, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование предусматривает общение преподавателя и учеников в режиме онлайн на основе использования каналов Интернета в качестве транспортной среды для передачи данных.
Субъект педагогического проектирования: участники образовательного процесса в условиях новой педагогической ситуации.
Основными задачами системы дистанционного обучения иностранным языкам можно считать:
1. получить знания, умения, навыки в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования;
2.формировать конкурентоспособную личность учащегося с ограниченными возможностями здоровья и повысить уровень мотивации к изучению иностранных языков и информационных технологий;
3.социализировать данную категорию школьников, поскольку навыки компьютерной грамотности позволяют подростку с ограниченными возможностями более уверенно чувствовать себя на рынке труда, а программа личного роста – повысить уровень самооценки человека.
Рассмотрев содержание педагогического опыта педагогов, применявших дистанционное образование, можно выделить следующие дидактические принципы:
1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в Системе дистанционного обучения (СДО).
2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий (мультимедиа, нелинейная форма организации материала, справочная информация и т.п.).
3. Принцип выбора содержания образования.
4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
5. Принцип стартового уровня образования.
6. Принцип соответствия технологий обучения.
7. Принцип мобильности обучения.
8. Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования.
9. Принцип модульности.
10. Принцип экономической эффективности и доступности различным категориям населения.
11. Принцип интенсификации.
На базе ГБОУ «СОШ № 109» осуществляется московская программа по поддержке системы дистанционного обучения детей, находящихся на длительном лечении и последующей реабилитации дома, чьё состояние здоровья не позволяет посещать обычную школу. i-школа при ФНКЦ им.Димы Рогачева была открыта в 2013 году в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы. Находясь дома либо в стационарах на этапе специального лечения, дети получают возможность продолжать обучение в соответствии с их возможностями и потребностями. Это помогает улучшить их психологическое состояние и облегчить социальную адаптацию. Учебный процесс организован строго индивидуально, общение с сетевыми преподавателями, педагогом-куратором и психологом происходит конфиденциально.
В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого учащегося старшей школы может быть составлен учебный план в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
В условиях получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образования с использованием дистанционного обучения значительная роль отводится сетевым преподавателям и педагогам-кураторам, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса соответственно. Именно на этих субъектов образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Особенности образовательного пространства системы дистанционного обучения на базе ГБОУ «СОШ № 109» ориентированы на удовлетворение всех потребностей учащихся и рекомендаций медицинских комиссий.
1) без выраженных нарушений;
2) с нарушениями функциональных возможностей рук;
3) с нарушениями функциональных возможностей ног;
4) слабовидящие.
Основными особенностями системы дистанционного образования на базе школы № 109 основанного на использовании сетевых образовательных ресурсов в учебном процессе являются:
Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода.
Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учителем, а также педагогом-куратором (педагогом-предметником) уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через использование различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебным планам в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся с ОВЗ.
•Гибкость организационной структуры учебной деятельности.
Приоритетной задачей образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности
сформированность умений и навыков. Особенную важность эта задача приобретает в условиях обучения детей с ОВЗ.
• Ориентация на самообразование.
Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Для учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации. Учащийся может в процессе обучения самостоятельно решать не только организационные вопросы, выбирая темп и ритм изучения того или иного курса, но и, пользуясь избыточностью и вариативностью учебного материала Интернет-уроков, может выбирать уровень получения образования по тому или иному предмету, что способствует развитию навыка осознанного отношения к учебной деятельности и повышает мотивацию учения.
• Возможность интенсификации процесса обучения.
Учащимся, осваивающими образовательные программы в индивидуальном режиме, предоставляется возможность осваивать учебные курсы в спроектированном ими самими темпе и ритме. Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем и педагогом-куратором (педагогом-предметником). Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен.
• Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.
Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для
становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Во многих школах с дистанционным обучением календарно-тематическое планирование составляется на базе курсов английского языка i-Школы.
Дистанционные курсы английского языка i-Школы позволяют организовать деятельность на уроке так, чтобы оптимально вовлечь учащегося (engage) в процесс обучения, ярко представить материал (study) и использовать разные упражнения и идеи для эффективной практики (activate). Материалы курсов развивают все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. В системе изучаются фонетика, грамматика и лексический материал по принципу «от простого к сложному». Построение уроков в дистанционных курсах английского языка имеет 3 четко выраженных этапа: подготовительный, основной, творческий.
Особое внимание уделяется при планировании уроков следующим принципам:
• развитие умений учиться (с помощью Learning Strategies);
•коммуникативно-направленные задания и инструкции;
интеграция всех умений и навыков; •
развитие навыков самостоятельной деятельности;
организация самоконтроля.
Также при помощи СДО можно организовать проектную деятельность учащихся. Я придерживаюсь практико-ориентированной направленности изучения иностранного языка, которая знакомит учащихся с возможностями использования информационных технологий и английского языка для разработки и реализации различный учебных и творческих проектов. Повышенный интерес детей к компьютеру поможет глубже понять и закрепить как навыки работы с современными прикладными программами, так и знания в области иностранного языка (английского) [Клоков 2006: 1].
Организация клуба для нахождения друзей по переписке тоже является очень продуктивным проектом. Ученики смогут иметь возможность найти друзей по переписке в разных странах при помощи e-mail. Общение с зарубежными сверстниками способствует повышению мотивации изучения английского языка и социализации учащихся [Свиридон 2004: 2].
С 13 по 17 ФЕВРАЛЯ была проведена Неделя иностранных языков i-Школы [4].
В течение Недели участники смогли:
• узнать, какие праздники есть в странах изучаемых вами языков;
; стать участником веселых игр и викторин;
поработать в мастерской «Праздничные открытки»;
написать новогоднее пожелание и научиться писать свои ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ;
• посетить презентации проектных работ;
стать участником финальной игры или выступить в музыкальных паузах.
Основными критериями и показателями успешности инновационного опыта работы учителя, использующего такие современные информационные технологии как дистанционные методики обучения можно считать:
•положительное отношение детей и родителей к процессу обучения вообще и английскому языку в частности;
• повышение мотивации учащихся к изучению предмета;
• повышение качества знаний учащихся (в перспективе);
• социализация учащихся посредством участия в творческих проектах и конкурсах различного уровня, форумах и конференциях;
• рост профессионального мастерства учителя;
• заинтересованное отношение коллег.
Применение дистанционных технологий, метода проектов в обучении детей с ограниченными возможностями, не посещающими школу, являются, обоснованными, законными и действенными способами обновления организации педагогического процесса, которые позволяют осуществить личностно-ориентированный подход и повысить функциональную грамотность учащихся по предмету, а также в дальнейшем будут способствовать развитию конкурентоспособности данной категории учащихся.