Доклад на тему: Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья


ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Доклад
для выступления на методическом объединении воспитателей и классных руководителей
на тему:
«Трудовое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель:
Саниева Р.Р.
2014 г.
"Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека ".
Очень важно развитие трудовых умений у детей с ОВЗ, проживающих в школе интернате, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами.
Трудовая подготовка для детей с ОВЗ даже более значимы, чем для нормально развивающихся воспитанников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик. Например после уборке класса дети радуются, что все чисто, хвалятся, кто, что сделал.
Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда – это можно сделать через игру, помощи старшим (например, наш класс ходит к бабушке и помогает ей, во всех делах)
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, в нашем классе у каждого есть сои обязанности, кто то протирает пыль, кто то стены, а кто то проверяет шкафы, (еще есть в каждом классе дежурные) осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие сделанного.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду. Дети сами каждое утро говорят, что нужно идти на территорию школы, что бы убрать мусор. Так же сами без напоминаний с утра моют пол и делают классные дела.
В интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой (протирают верхнюю одежду, обувь); культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети - сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья (беседуем с детьми о обязанностях в доме, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий интерната; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой(очень нравится дежурства в столовой, им кажется, что если не они, то ни кто этого не сделает, не уберёт ,не вымоет)не по и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему мы воспитатели должны стремиться, не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей.
Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов(после таких уроков дети с интересом рассказывают как правильно нужно сажать цветы, и как правильно нужно собирать семена).
Дети, проживая в условиях интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети с ОВЗ, приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни.
Выполняя трудовую работу по интернату и по группе, дети соблюдают график дежурства, который был ими согласован. Дети выполняют обязанности дежурного по спальне, в классе на территории и т.д. Специфические особенности психики воспитанников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании детей.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе.
Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями, как каменщик, маляр, повар, строитель, парикмахер и т. д. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации. Нужно вместе с родителями готовить детей к жизни, просить о помощи своих детей. Ни стоит говорить, что лучше я сама все сделаю, чем ребенок, всегда нужно давать возможность ребенку помочь вам. Только таким образом ребенок будет трудиться.