Роль семьи и школы в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Плотникова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ «СОШ №10» город Абакан
Роль семьи и школы в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рождение ребенка это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис.
Родители ребенка с недостатками в развитии временами чувствуют себя одиноко. В такие моменты они обычно нуждаются в помощи, но кроме сочувствия окружающие вряд ли чем могут помочь. Если ребенок родился не таким, как другие, родителей будут тревожить больше проблем, чем родителей обычных детей.
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории.
Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей. Работу желательно строить по следующим направлениям:
проведение психологического диагностирования семьи;
разработка основных направлений работы;
использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.
Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности. Примерный инструментарий для диагностирования семьи:
- наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты.
Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы:
помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;
раскрыть собственные творческие возможности;
изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;
вооружить родителей различными способами коммуникации;
научить помогать и поддерживать друг друга;
помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
снятие тревоги и страха отвержения;
формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:
мотивационном – повышение активности пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;
эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
поведенческом – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.
Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Но без специальных знаний это сделать невозможно, поэтому именно помощь в решении данных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ – это: ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка ограничивается семейным кругом и это отрицательно сказывается на развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Для  формирования родительской компетенции и мотивации родителей на положительное  восприятие ребенка необходимо решить ряд задач:
создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях развития их ребенка;
повышение грамотности в области коррекционно-педагогического  процесса;
 стимулирование   интереса и желания участвовать в деятельности школы и других организаций сотрудничества;
оказание помощи в создании комфортной для развития ребёнка семейной среде и общественной деятельности;
привитие чувств  гордости  и радости за достижение детьми результатов.
 Для решения поставленных задач, планируется следующая  система работы по разделам:
Познавательно – практический раздел работы: семинары-практикумы, родительские собрания, экскурсии по школе, индивидуальные консультации.
Информационно – аналитический раздел работы: анкетирование, социологические опросы, сайт школы, участие родителей в конференциях.
Досуговый раздел работы: совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, субботники, совместные проекты и т.д
Наглядно-информационный раздел работы: Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, тематические дни и  недели.
Целенаправленная и систематическая работа по организации сотрудничества  оказывает положительное воздействие на гармонизацию детско-взрослых отношений и  создании успешной социализации всех участников этого сотрудничества.  
 Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы своего ребенка как человека с особенными потребностями.
Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.
Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности.
Список литературы:
Грибоедов Т. П., Мешкова С. И. Социальное партнерство в образовании: теория, опыт, механизмы реализации : учебно-методическое пособие /; Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2008
Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; сост. А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 40 с.; 21 см. – (В помощь реабилитологу).
15