Индивидуальная траектория развития, как условие для личностного роста младших школьников.
Индивидуальная траектория развития, как условие для личностного роста младших школьников. Изменения в социально – экономической сфере, развитие техники, увеличение объёма информации привели к перестройке системы образования, которая отражена в документах о российском образовании. В частности, в Законе об образовании (2000) прослеживается приоритет личностной ориентации. В рамках данных преобразований задача обучения сводится не к формированию знаний, умений, навыков, а к развитию способностей учащихся. Ориентация образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель уже не передаёт знания, умения и навыки, а проектирует личностное развитие каждого учащегося.
Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей, одновременного обучения всех по-разному. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным (разным) траекториям. Наиболее успешно решать эту проблему может тот педагог, который знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т. е. опирается на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных технологий учеников.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый ими материал по степени сложности направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу, например: физики, гуманитарии, техники (профильные обучения); или по способностям: способные, средние, отстающие.Второй способ предлагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого ученика примирительно к каждой из изучаемых им образовательных областей. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной траектории освоения всех дисциплин.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого школьника в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационно деятельных, познавательных, творческих или иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям. Из этого следует, что если мы выделим конкретные личностные способности учащихся в качестве ориентиров для ведения образовательной деятельности по каждому предмету, то путь освоения этих предметов будет определяться совокупностью личностных способностей каждого ученика. Ребенок сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будет предоставлена возможность определить индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин. Ставить собственные цели в изучении конкретной темы; выбирать оптимальные формы и темы обучения; применять те способы учения, которые способствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Образовательные продукты учеников отличаются не только по объёму, но и содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности, применяемыми при изучении одного и того же образовательного объекта.
Образовательный продукт ученика отражает его внутренние образовательные изменения или приращения. Он зависит от достигнутых знаний об изучаемом образовательном объекте развития индивидуальных способностей ученика, усвоения способов и видов деятельности.
Рассмотрим этапы организуемой учителем образовательной деятельности ученика, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.
Первый этап – диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её части. Вначале фиксируется исходный объём содержание предметного образования учеников, т.е. количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые детьми виды деятельности, формы и методы занятий.
Второй этап – фиксирование фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Учитель и ученики составляют исходный конец материала, который предстоит усвоить. Фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие дела всех и индивидуальные для каждого ученика.
Третий этап - выстраивание системы личного отношения ученика к освоению образовательной области или темы. Образовательная область предстает перед учеником в виде фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов, детских точек управления.
Четвёртый этап – программирование индивидуальной образовательной деятельности. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования: формирует цели, отрабатывает тематику, предлагает свои конечные образовательные продукты и формы или представления, отбирает средства и способы деятельности; устанавливает систему контроля и оценки деятельности.
Пятый этап – деятельность по одновременной реализации индивидуальных программ учеников и общеколлективной общеобразовательной программы. Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определённого периода времени: для первоклассника это может быть уроком, для старших детей - неделя и более.
Шестой этап – демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обучение. Введение учителем законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход учеников в окружающий социум с целью поиска в нём тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности.
Особенность данного этапа в том, что освоение культурно исторических аналогов учениками происходит под углом зрения личностных качеств учителя. Каждый ученик осваивает один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.
Седьмой этап – рефлексивно одиночный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные предметы деятельности (в виде схем концептов материальных объектов) фиксируются и классифицируются применяемые виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целью индивидуальных и общих коллективных программ, занятий. Каждый ученик осознаёт и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные их области. Оценивается так же общий образовательный процесс, коллективно полученные результаты и способы их достижения. С выявленным общим набором средств назначения и видов деятельности соотносятся достижения каждого ученика, что даёт ему возможность не только понять коллективные результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения, освоения данных способов деятельности и реализации личностных качеств.
Содержание рассмотренного цикла включает технологии и формы обучения, необходимость которых устанавливается учителем. Например, отдельным блоком может быть осуществлён практикум по решению задач или серия лабораторных работ, введена недельная практика для реализации разработанных образовательных проектов.
Учитель вводит культурные аналоги не только образовательным продуктам учеников по учебным предметам, но и ученическим образовательным программам. В итоге выстраивается образ индивидуальной траектории образования, уточняется индивидуальная методология реализации образовательной программы.
Диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его достижении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуального познания фундаментальных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.